Основы поведения специалиста в сфере управления

ФГОУ «Московская государственная академия

Водного транспорта»

Кафедра «Экономика и управление народным хозяйством»

РЕФЕРАТ

«Особенности психологии и общения со специалистами в сфере

управления»

Выполнил аспирант

1-го года обучения

В.И. Даниленко

Научный консультант

д.п.н., профессор Е.И. Тупикин

Москва, 2011г.

Введение……………………………………………………………………….3

1. Психология поведения человека в сфере управления ………………………4

1.1. Общая характеристика личности, занятой в сфере управления …….4

1.2. Основы поведения специалиста в сфере управления………………...5

2. Идеальный образ личности управленца…………………………… ………11

2.1. Профессиональное становление личности управленца……………..11

2.2. Развитие профессионально-важных качеств будущих

управленцев ……………………………………………………………..17

Заключение…………………………………………………………………….20

Список литературы…………………………………………………………...21

Введение

Современное состояние российского рынка труда характеризуется динамичным изменением когнитивного и эмоционального образов профессии. Раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей, их профессиональной биографией и их профессиональными ценностями. Сейчас можно наблюдать тенденции замены «идеального образа профессионала» на «идеальный образ жизни». Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого образа жизни с помощью профессии, а не его существенной частью. В связи с чем, представляется необходимым изменение системы подготовки специалистов, способствующей осмыслению своего профессионального бытия, уточнению и выбору своей позиции по отношению к профессиональному самоопределению.

На данный момент большое количество исследований посвящено проблеме профессионально-важных качеств, специфичных для конкретных профессий: учителей (Захарова Е.И., Семиченко В.А.), инженеров (Захаров В.П., Кондрин Г.В., Пинигин Г.В.). Проблема же индивидульно-личностных особенностей, влияющих на эффективность профессиональной деятельности экономистов является не достаточно разработанной. Решением данного вопроса занимались Есипов Е.В., Лавриков Ю.А. Однако необходимо отметить, что в их работах не рассматриваются механизмы выделения этих качеств, их анализ и пути формирования.

Психология поведения человека в сфере экономики

Общая характеристика личности, занятой в сфере управления

Анализ управления - одно из сложнейших явлений в жизнедеятельности человека, может осуществляться различными путями, на основе дифференцированных позиций. В работах А.Смита, к примеру, значительную роль играл подход, показывающий роль человеческой личности, ее психологической ориентации. По словам данного экономиста, эгоизм каждого, благодаря рынку, приводит к росту общего блага. Данный вариант анализа не подучил должного развития. Отклонив английскую концепцию и выбрав немецкую (теоретическую модель Карла Маркса), отечественная наука стала оперировать иными категориями, в основном социально-экономического и классового порядка.

Интерес был обращен к рабочей силе, а не к личности. Причем, преимущественно она рассматривалась в обобщенном, аккумулированном виде. Теория социализма строилась на демонстрации роли общественных масс, а не отдельного человека.

В марксистской политической экономии категория «производительные силы» (как единение совокупной рабочей силы и средств производства) стоит неизмеримо выше категории «личность».

Психологические аспекты анализа проблемы считались малозначащими, искажающими реальную картину и поэтому практически не принимались в расчет.

Постепенное восстановление рыночной модели в нашей стране медленно, но верно возвращает наше уважение к данному понятию.

В научном плане роль субъективного фактора целесообразно рассматривать разносторонне, не замыкаясь анализом его роли в совокупной рабочей силе. При изучении взаимодействия экономики и личности разумно обратить внимание, прежде всего на психологию человека. А это, в свою очередь, неизбежно выводит нас на биологическую природу его жизнедеятельности.

Следует признать, что такой параметр в экономическом анализе вызывал прежде у исследователей чувство неудобства (не редко даже стыда). Сказывались традиции нашего воспитания, образования. Преобладала привычка больше думать о роли объективных обстоятельств, правил, норм.

Основы поведения специалиста в сфере управления

Акцент на роли личности в хозяйственном процессе дает нам возможность совершенно нового понимания самого термина «управления».

Данная категория воспринимается не только как народнохозяйственный комплекс, состоящий из массы отраслей и подотраслей, но и как сфера принимаемых людьми управленческий решений. Следовательно напрашивается вывод: управленческие процессы неизбежно сопровождаются широким диапазоном психологических реакций. Среди их разнообразия стоит отметить то, что принято изучать в рамках управленческой психологии: мотивация трудовой деятельности, психологические аспекты предложения, спроса, потребления, конфликтологию.

При этом особого внимания заслуживают те аспекты поведения, которые связаны с определенными проблемами. К примеру, принципиальный интерес вызывает вопрос о том, является ли управленческая деятельность человека всегда логичной, рациональной и предсказуемой.

Как показывает практика, управленческая деятельность человека, рассматриваемая в генеральном плане, достаточно разумна (по крайней мере, с точки зрения современного понимания самого термина «разумность»).

Отсутствие рациональности не позволило бы создать нынешний уровень экономического развития в передовых странах мира. В то же время действительность показывает, что на фоне обшей позитивной картины существует немало пробелов. Принимаемые человеком управленческие решения бывают порой нерациональны, алогичны, что дало повод для использования в экономической теории специального термина – «иррациональность управленческих мер».

В объяснении причин возникающих проблем и в поиске путей их коррекции и состоит задача науки.

Чем же можно объяснить некоторые неожиданные и неоправданные управленческие решения человека. В основе таких явлений лежит несколько причин. Частично пробелы хозяйственного поведения объясняются недостатком знаний, опыта, влиянием каких-либо внешних отрицательных факторов. Однако определенная доля причин связана с внутренним миром человека, его психологией.

В заложенной в нас природой модели поведения предусмотрены, очевидно, элементы случайного, непредсказуемого. Они нужны для того, чтобы человек, как и любое живое существо, мог получать больше ощущений от окружающего не только на причинной, но и на случайной основе.

Алогичность поведения - способ расширения спектра поступающей в нашу центральную нервную систему информации.

Один из эффективных методов изучения психологии человека основан, на сравнительном исследовании реакций животных. В связи с этим рассмотрим пример о характере движения собаки, перемещающейся на открытой местности. Внимательное наблюдение показывает, что в рамках общего, достаточно последовательного и обусловленного определенными стимулами движения существует масса вариантов динамики, не предопределенных внешними или явно угадываемыми внутренними стимулами.

Алогичности хозяйственных решений в изобилии существовали в условиях нашей централизованной экономики.

Стоит обратить внимание на другое близкое явление - непредсказуемость. Данное качественное состояние по сути есть итог нерациональности поступков. Поэтому одна из причин ее наличия также связана с заложенным в каждом человеке природным алгоритмом. Существуют, однако, и некоторые обстоятельства, которые усиливают проявление данных особенностей в поведении человека. Прежде всего это - повышение напряженности в современной жизни.

В свою очередь рост напряженности обусловлен как специфическими, так и глобальными условиями. Например, ухудшение экономического положения ряда слоев населения в восточноевропейских странах во второй половине 90-х годов ХХ столетия (что было неизбежно из-за радикальной смены модели развития) явно ужесточило социально-психологическую обстановку в этом секторе мировой экономики.

В более глобальном плане просматриваются иные составляющие нездоровой, накаленной атмосферы. Прежде всего следует отметить резкое обострение конкуренции на мировых рынках труда. Давление группы новых индустриальных стран стало настолько сильным, что это привело, например, к очень сложной ситуации с занятостью в ряде стран Западной Европы. Кроме того, обострение ситуации обусловливается резким повышением численности населения планеты и явно недостаточными возможностями многих отсталых стран обеспечивать себя квалифицированной рабочей силой.

Не менее примечателен еще один фактор. Значительная часть стран мира втягивается (иногда по своей воле, иногда под давлением внешних обстоятельств) в глобальную сеть информации. Для отсталых государств информация играет двойственную роль. С одной стороны, она ускоряет их путь к цивилизации. Однако с другой - проявляются определенные психологические издержки. Формируется чувство зависти (особенно у определенных лидеров) и одновременно озлобления по отношению к более развитым странам. Возникшая и приобретшая стабильный динамизм волна глобального терроризма - одно из закономерных последствий данного социально-психологического процесса.

На основании вышеизложенного подведем своеобразный итог – иррациональность, алогичность, малая предсказуемость - все это определяется заложенными в человеке (во всей нации) психологическими компонентами. В то же время степень проявления данных свойств зависит от состояния окружающей человека (нацию) социально-экономической атмосферы.

Для более углубленного изучения основ поведения человека в сфере управления рассмотрим типы поведения личности.

Первая попытка классификации была сделана еще в античный период. Гиппократ (IV в. до н.э.) описал четыре типа темперамента, исходя из физиологических представлении того времени. Считалось, что в организме человека имеется четыре основных жидкости, или «сока»: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в определение пропорциях, они и составляют его темперамент (лат. temheiamentum - смесь, соотношение). Конкретное наименование каждый темперамент получил по названию той жидкости, которая якобы преобладает в организме. Соответственно были выделены следующие типы темперамента: сангвинический (от лат. sangus - кровь), холерический (от греч. chole - желчь), флегматический (от греч. phlegma - слизь) и меланхолический (от греч. melaina chole - черная желчь).

Пожалуй, наибольшую применимость в современной реальной жизни имеет классификация характеров, развитая французским психологом Ле Сенном. Характер представляет собой совокупность следующих трех основных психологических параметров.

Эмоциональность. Эта черта показывает, с какой легкостью та или иная ситуация вызывает у человека эмоциональное состояние. У некоторых людей обыденные события (заботы, неудачи, ошибки или же, напротив, хорошие новости, вознаграждение, успех и т.д.) вызывают довольно сильные эмоции. Другие реагируют на все это менее быстро и бесстрастно. Правда, часть людей активно реагирует на события внутренне, стремясь не показывать свои эмоции внешне. Внимательный человек, однако, может судить об этом по некоторым признакам (тональность лица, бледность, молчание, дрожь и т.д.). Степень такого состояния принято обозначать условными знаками: «Э +» или «Э -».

Активность. Данное качество психики выражает потребность в действии, в осуществлении плана или замысла. Некоторые люди не выносят состояния безделья или простоя. Им нравится быть постоянно чем-то занятыми. Они, как правило, быстро принимают решения. Их не очень пугают трудности, а оптимизм - типичная их черта. В противоположность им есть и другие люди. Им необходимо долго думать, прежде чем они начинают действовать. Однако это не означает, что такие люди ленивы. Данное свойство обозначается: «А +» или «А –» .

Первичность и вторичность. Данная характеристика показывает, насколько долго мы способны ощущать, переживать то или иное психологическое состояние. Принято разделять людей на две группы (естественно, как это и всегда в психологии, с известной долей условности).

Одна группа получила название «первичной».

Люди данного склада недолго сохраняют впечатления от пережитого. Они больше живут настоящим, не погружены в прошлое или будущее. Без труда приспосабливаются к обстановке. Если они видят, что не могут быстро достичь желаемого, то быстро отказываются от своей цели или идеи.

Способны на большие усилия, но не в течение длительного времени. Упорный труд им претит. Они любят неожиданности и приключения н ненавидят рутину. Другими словами, эта группа людей тяготеет к сиюминутному восприятию жизни.

Люди другого склада, который условно можно назвать «вторичным», долго остаются под впечатлением прожитого и пережитого. Их настроение чаще всего бывает ровным. Редко их можно видеть в подавленном состоянии, нечасто и в слишком приподнятом. Они редко сердятся, но когда чаша терпения переполняется, гнев бывает страшен. Они верны своим принципам и привычкам. Они мало меняются, не трудно навязать новую точку зрения. Могут упорно и терпеливо работать ради достижения отдельных целей.

Комбинация трех изложенных параметров обеспечивает в итоге наличие восьми вариантов характера, а значит, и типов поведения.

В психологической литературе дается достаточно обстоятельное описание черт, присущих каждому из названных восьми типов характера.

Безусловно, следует учесть, что наиболее обстоятельно разработанные классификации были сделаны в рамках обшей, а не управленческой психологии. Они создавались не для анализа хозяйственных процессов. Но тем не менее, оценивая деловых партнеров, можно вполне опираться на знание указанных вариантов, предлагаемых характерологией (новым подвидом психологической науки).

Наши рекомендации