Глава 1. теоретические основы поведения молодежи в сфере средств массовой информации

1. Средства массовой информации: понятие, виды, структура.

Тысячу лет назад человек владел четырьмя видами коммуникации — устной речью, музыкой, живописью и письменностью. Затем, нарастая по темпам, происходит процесс «размножения» средств коммуникации. В XV веке появляется печатная книга, в XVII — газеты и журналы. В XIX веке начинается новый революционный этап — изобретены фотография, радио, телефон, кино, грамзапись. В XX веке темпы «размножения» нарастают лавинообразно. Широко распространяются в настоящее время телевидение, магнитофонная запись, видео, факсимильная связь, компьютерные системы, оперативная полиграфия (ксерокс и т. д.), космическая связь. Причем, к концу 20 века на первое место вышли электронные средства массовой коммуникации, значительно потеснив письменные.

Средства массовой информации (СМИ) — это средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе.

К СМИ относятся:

Печатные издания (пресса): газеты, журналы; Электронные СМИ: телевидение, радио, сетевые издания. Интернет.

Средств массовой информации рассматривают в последнее время не столько в качестве средств общения, с помощью которых происходит передача сведений от человека к человеку или массам людей, сколько в облике института демократии, охраняющего интересы личности, общества и государства. Подобный акцент обусловлен, прежде всего, необходимостью дополнительной поддержки таких социальных ценностей, как свобода выражения мнений и убеждений, политический и идеологический плюрализм, свобода мысли и слова и т.п., которые гарантированны Конституцией РФ.

Подход к средствам массовой информации как своеобразным выразителям мнений и инструментам получения и распространения общественно значимых сведений нашел свое отражение в Законе РФ «О средствах массовой информации», который развивает и конкретизирует принцип свободы массовой информации, закрепленный в части 5 статьи 29 Конституции РФ.

Статья 4 Закона «О средствах массовой информации» запрещает использовать средства массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Запрещено использование в телевидеокинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и оказывающих вредное влияние на их здоровье.

К наиболее значимым средствам массовой информации относятся:

Периодическое печатное издание – издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.. К периодическим печатным изданиям относятся: газета журнал альманах бюллетень.

Радио – совокупность периодических аудиосообщений и передач, имеющих постоянное название и выходящих в радиоэфир не реже одного раза в год.

Телевидение, представляет собой совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и передач, имеющих постоянное название и выходящих в телеэфир не реже одного раза в год.

Видео- и кино– совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и материалов, имеющих постоянное название и выходящих в свет в свет не реже одного раза в год. На сегодняшний момент, Российское государство практически сняло с себя ответственность за качество функционирующего кинорепертуара, из которого зритель конструирует индивидуальный репертуар. Настойчивая трансляция криминальных тем ведёт к тому, что у подростков складывается мнение, что криминал в настоящее время – один из самых популярных и «освещаемых» видов деятельности. Поскольку большинство криминальных историй сопровождается демонстрацией ярких и броских атрибутов преступности (внешности и формы поведения), велика вероятность выбора подростком криминального образа, как образца поведения. Также на телевидение происходит безмерная трансляция интимных тем, что провоцирует раннюю половую жизнь. Такое негативное влияние телевидения нельзя приписывать самой его природе, скорее неумелому его использованию. Отсюда роль семьи и школы – научить детей правильно выбирать информацию, отсеивать бессмысленное.

Интернет является глобальной сетью, объединяющей множество компьютеров, соединенных для совместного использования ресурсов и обмена информацией. Он соединяет множество типов сетей, среди которых могут быть правительственные, научные, сети маленьких фирм и больших корпораций. Каждая из этих сетей содержит выделенный компьютер, называемый сервером, с помощью которого осуществляется соединение с другими сетями. Пользователи сети для соединения с сервером применяют телефонные линии, выделенные каналы, радио и спутниковую связь. Для связывания сетей между собой используются высокоскоростные каналы, среди которых наиболее популярной является оптоволоконная линия связи. Интернет является технологией, которая принципиально изменила возможности обмена информацией и по своему влиянию на нашу жизнь находится в одном ряду с такими изобретениями, как телефон, телевидение и компьютер.

Наши рекомендации