Для проведения итогового контроля (зачет)
1. История личной и научной жизни основателя психоанализа З.Фрейда.
2. Истоки возникновения психоанализа: медицинские, философские, литературные, самоанализ.
3. Цели и задачи современного психоаналитически ориентированного консультирования.
4. Показания и противопоказания для применения психоаналитически ориентированной психотерапии в социальной работе.
5. Концепция психосексуального развития З.Фрейда.
6. Топическая и структурная модели психического аппарата.
7. Понятие точек фиксации психопатологии, регресса, компромиссного образования.
8. Принципы удовольствия и реальности.
9. Теория драйвов.
10. Современная психоаналитическая теория страха.
11. Психоаналитическая классификация психопатологии.
12. Психоаналитическая модель конфликта.
13. Теория аффектов.
14. Шесть походов в классическом психоанализе.
15. Основные понятия психоанализа.
16. Основные понятия психоаналитически ориентированной психотерапии:
бессознательное, вытеснение, фиксация и регрессия.
17. Основные понятия психоаналитически ориентированной психотерапии: либидо, агрессия, сублимация.
18. Основные понятия психоаналитически ориентированной психотерапии: Эдипов комплекс, идентификация, проекция и интроекция.
19. Основные понятия психоаналитически ориентированной психотерапии: нарциссизм, интернализация и экстернализация.
20. Основные понятия психоаналитически ориентированной психотерапии:
защитные механизмы психики.
21. Психоаналитическое интервью. Цели и задачи психоаналитического интервью, необходимые условия, три уровня интервью.
22. Структурированное и неструктурированное психоаналитически ориентированное интервью.
23. Принципы психоаналитически ориентированной психотерапии при разных уровнях психопатологии
24. Особенности диагностики психоаналитической психопатологии личности: психотическая, пограничная, невротическая. Принципы психоаналитической психотерапии.
25. Основные правила и технические особенности психоаналитически ориентированного консультирования, цели психоаналитически ориентированной психотерапии.
26. Рабочий альянс. Формы переноса и контрпереноса в психоаналитическом консультировании.
27. Сопротивление. Негативная терапевтическая реакция. Отреагирование.
28. Интерпретация. Инсайт. Проработка конфликта. Стратегии аналитика.
29. Стадии психоаналитического процесса: начало, динамика, завершение. Особенности начального этапа психоаналитического процесса. Диагностика и информирование анализанда.
30. Средняя стадия психоаналитического процесса: анализ переносно-контрпереносных отношений, реальные отношения между участниками психоаналитического процесса.
31. Личный анализ консультанта. Практика личных супервизий психоаналитически ориентированного специалиста. Групповые супервизии консультанта.
32. Заключительная стадия психоаналитического процесса. Негативная терапевтическая реакция. Критерии завершения консультирования.
33. Теория сновидений З.Фрейда и постфрейдистов.
34. Виды и формы сновидений. Механизмы работы сновидений. Символический язык бессознательного.
35. Техника работы со сновидениями (индивидуальная и групповые формы). Активизация процессов символизации в проработке сновидений.
36. Особенности психоаналитической работы со сновидениями наяву.
37. Психоаналитическая работа со взрослыми и детскими сновидениями и фантазиями.
38. Психоаналитическая психотерапия диады мать-дитя.
39. Психоаналитическое консультирование детей школьного возраста
40. Психоаналитическое консультирование подростков.
41. Психоаналитическая работа с родителями, дети которых находятся в терапии.
42. Психоаналитически ориентированное консультирование пожилых людей. Формы, техники работы, особенности психотерапевтического процесса.
43. Модели психоаналитической психосоматики.
44. Принципы психоаналитической работы с пограничными, психотическими психосоматическими пациентами.
45. Применение неаналитических методов в психоаналитическом консультировании.
Таблица 9.
Примерная модульно-рейтинговая карта по дисциплине
Виды учебной работы | Зачетный балл | Максимальный балл |
Регулярность посещения лекционных занятий | ||
Активность на лекциях (участие в групповых дискуссиях) | ||
Подготовка и выполнение лабораторных и практических работ | ||
Активность участия в семинарских и практических занятиях (подготовка презентаций и докладов по темам) | ||
Подготовка и качество выполнения письменных домашних заданий по темам | ||
Качество выполнения курсовой работы по выбранной теме | ||
Проведение психодиагностического интервью с ребенком или подростком | ||
Итого по дисциплине: |
К зачету не допускаетсястудент, набравший сумму баллов менее 30 баллов
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
«Основы психоанализа»
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Айви А., Айви М., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. – М.: Психотерапевтический колледж, 2000.
2. Антология современного психоанализа. Т.1. –М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2000. - 448с.
3. Белый Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория./ Под. Ред. Л.Н. Собчик. – СПб.: «Дорваль», 1992. – 200с.
4. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - 400с.
5. Буш Ф. Новый взгляд на психоаналитическую психотерапию/ Пер. с англ.. –СПб.: ВЕИП , 2005. -196с.
6. Гринсон Р. Техника и практика психоанализа. – М: «Когито-Центр», 2003. – 478с.
7. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. – М.: «Гуманитарий» АГИ, 1997. – 440с.
8. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия: Руководство для врачей. – М.: Институт психотерапии, 2003. – 464с.
9. Крис А. Свободные ассоциации: Метод и процесс. - М.: «Когито-Центр», 2007. – 159с.
10. Куттер П. Современный психоанализ. – СПб.: Б.С.К., 1997. - 351с.
11. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу /Пер. с фр. – М.: Высш.шк.,1996. -623с.
12. Лейбин В.М. Психоанализ. Учебник. – СПб: Питер, 2002. -572с.
13. Лейбин В.М. Словарь-справочник по психоанализу –СПб.: Питер, 2001. -688с.
14. Лейбин В.М. Постклассический психоанализ. Энциклопедия. В 2 т. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006.
15. Лох В. Основы психоаналитической теории. Метапсихология / Пер. с нем. – М.: Когито-Центр, 2007. -304с.
16. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе. – М.: Независимая фирма «Класс», 2004.- 480с.
17. Мертенс В. Ключевые понятия психоанализа /Пер. с нем. –СПб.: Б&К, 2001. -383с.
18. Нюнберг Г. Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов. – СПб., 1999. -368с.
19. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. – Мн.: Выс.шк., 1994. – 307с.
20. Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии. – СПб.: Питер, 2003. – 544с.
21. Психоаналитические термины и понятия / Под ред. Б.Мура и Б.Файна. – М.,2000. – 304 с.
22. Психология социальной работы / Под общей ред. М.А. Гулиной – Спб.: Питер, 2002. – 352с.
23. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа / Пер. с англ. – СПб.: ВЕИП ,1995. – 288с.
24. Сандлер Д., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик: основы психоаналитического процесса. - М.: «Когито-Центр», 2007. – 176с.
25. Соколова Е.Т., Чечельницкая Е.П. Психология нарциссизма. – М., 2001. - 90с.
26. Соколов Э.В. Введение в психоанализ. – СПб: Изд-во «Лань» ,1999.- 320с.
27. Старшенбаум Г.В. Динамическая психиатрия и клиническая психотерапия. – М.: Изд-во Высшей школы психологии, 2003. – 367с.
28. Старшенбаум Г.В. Как стать семейным психологом: Интерактивный учебник: тесты, упражнения, ролевые игры. – М.: Психотерапия, 2007. – 480с.
29. Тайсон Ф., Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития. – М: «Когито-Центр», 2006. -407с.
30. Тодд Дж., Богарт А. Основы клинической и консультативной психологии. - СПб.: Сова; М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2001. – 768с.
31. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. Т.1. Теория. – М.: Издательская группа «Прогресс» - «Литера», Издательство Агентства «Яхтсмен», 1996.- 466с.
32. Томе Х., Кехеле Х. Современный психоанализ. Т.2. Практика – М.: Издательская группа «Прогресс» - «Литера», Издательство Агентства «Яхтсмен», 1996. - 576с.
33. Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия: краткое руководство. – М.: Российская психоаналитическая ассоциация, 1992. -158с.
34. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. – М.: Академический Проект, 2005. – 848с.
35. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Питер, 2008. – 384с.
36. Фрейд З. Знаменитые случаи из практики. – М.: «Когито-Центр», 2007. – 538с.
37. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Питер, 2007. – 448с.
38. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2006. – 608с.
39. Хайгл-Эверс А, Хайгл Ф., Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии. - СПб.: «Восточно-Европейский Институт Психоанализа» совместно с издательством «Речь», 2002. – 784с.
40. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2006. - 607с.
41. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002. - 532с.
42. Энциклопедия глубинной психологии. В 4 Т. /пер. с нем. – М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. – 800с.
43. Эра контрпереноса: Антология психоаналитических исследований (1949-1999) . –М.: Академический проект ,2005. – 574с.
РЕКОМЕНДОВАННЫЕ