Осуществление реализации программы
Программа индивидуального развития обучающегосяс особыми образовательными потребностями
(одаренные дети)
Москва 2015
Программа индивидуального развития обучающегося Паспорт программы
|
Введение.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями ( или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это результат сложного взаимодействия наследственности ( природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, трудовой, учебной). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Но такие особенности учащихся, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная познавательная потребность, позволяет утверждать, что есть дети, которых можно назвать одаренными.
К этой группе детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:
· имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
· имеют доминирующие, активную, не насыщаемую познавательную потребность;
· испытывают радость от умственного труда;
· характеризуются высокой скоростью развития интеллектуальной и творческой сфер.
Создание условий для оптимального развития одаренный детей, включая детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто ослабленных детей , в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы образовательного учреждения.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одаренного обучающегося в интересах личности, общества, государства; обеспечение личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения обучающнгося.
Задачи программы:
1. Организовать психолого-педагогическое сопровождение развития обучающегося;
2. разработка индивидуальных форм работы;
3. внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
4. использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
5. развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит учащимся демонстрировать свои достижения на школьных, районных, республиканских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях.
Механизмы реализации программы:
Исполнителями программы являются психолог, классный руководитель и педагогический коллектив школы, специалисты дополнительного образования, родители обучающегося.
Психолог проводит индивидуальные и групповые занятия по повышению уровня социальной компетентности и формированию коммуникативных навыков в классе.
Классный руководитель проводит профилактические и просветительские мероприятия в классе и с родителями обучающихся по проблеме выстраивания адекватного межличностного взаимодействия между подростками.
Учителя-предметники организуют конструктивные формы групповой работы на уроках (обсуждение проблемы, работа в микрогруппах, использование кейс-методов и пр.) с целью формирования у обучающегося познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Специалисты дополнительного образования организуют пространство для установления доверительных взаимоотношений в группах по интересам по выбору обучающегося. Способствуют повышению социального статуса обучающегося за счет включения его в конкурсную деятельность и демонстрацию достижений.
Родители обучающегося посещают консультации психолога с целью разъяснения возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося с целью выстраивания с ним доверительных взаимоотношений.
Осуществление реализации программы.
Вся работа по реализации программы проводится поэтапно. Успех во многом зависит от установления доверительных отношений «обучающийся-психолог» и желания педагогов и родителей идти на контакт с психологом.