Задания для внеаудиторной самостоятельной работы:
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
(Педиатрический факульте, 1 курс,1 семестр)
Тема1. Общие представления о психических процессах. Ощущение и восприятие.
1. Психические процессы, психические явления, психические состояния. Классификация психических процессов и явлений.
2. "Предметность" психических процессов. Недоступность психических процессов прямому чувственному наблюдению..
3. Взаимосвязь физиологических и психических явлений. Психофизилогическая проблема.
4. Общее представление об ощущении. Классификация ощущений. Основные эмпирические характеристики ощущений: пространственно-временная структура, модальность, интенсивность. Психофизика ощущений.
5. Общее представление о восприятии. Основные характеристики восприятия: пространственно-временная структура, модальность, интенсивность, предметность, целостность, константность, обобщенность.
6. Процесс восприятия пространства: восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов. Восприятие движения. Основные признаки восприятия реального движения. Восприятие времени.
7. Основные характеристики представления: пространственно-временная структура, модальность, интенсивность, фрагментарность, неустойчивость, обобщенность.
Задания для внеаудиторной самостоятельной работы:
· Составьте структурную схему "Свойства ощущения".
· Составьте структурную схему познавательного процесса "восприятие".
· Подготовте к работе на практическом занятии экспериментальный материал:
- Экспериментальный материал состоит из набора плоских геометрических фигур, изготовленных из жесткого картона (3 фигуры).
- Фигуры отличаются друг от друга сложностью контура, а именно: количеством и длиной отрезков периметра, количеством и величиной углов.
- Для фиксации результатов на занятии, иметь при себе листы бумаги.
- Повязка на глаза
Задание для самостоятельной аудиторной работы:
Исследовать особенности восприятия формы при пассивном и активном осязании.
Студенты разбиваются на группы по 3 человека, среди них назначаются экспериментатор, протоколист и испытуемый.
После окончания эксперимента студенты заполняют протоколы занятий и пишут отчет.
Форма 1
Протокол занятия
Задание | Дата |
Экспериментатор | |
Протоколис | |
Испытуемый | |
Самочувствие испытуемого | |
Измеряемая характеристика | |
Вид стимула |
Оценка точности воспроизведения фигур испытуемым (в баллах)
(баллы проставляет экспериментатор)
Номер фигуры | Опыт | Средний балл для опытов | ||||||
I | II | III | IV | I | II | III | IV | |
Материалы для проведения опытов.
Экспериментальный материал состоит из набора плоских геометрических фигур, изготовленных из жесткого картона или фанеры.
Фигуры отличаются друг от друга сложностью контура, а именно: количеством и длиной отрезков периметра, количеством и величиной углов.
Для фиксации результатов эксперимента в виде зарисовок предъявляемых стимулов-фигур каждый испытуемый должен иметь листы бумаги, на каждом из которых он будет зарисовывать лишь одну фигуру.
До начала опытов необходимо заготовить бланк для ведения протокольных записей (форма 1).
Для V опыта специальной формы протокола нет. Результаты его в произвольной форме регистрируются экспериментатором на основе наблюдений и самонаблюдений испытуемого.
Порядок работы.
Для выполнения задания студенты делятся на пары: один - выполняет функции экспериментатора, а второй – функции испытуемого (после проведения исследования с испытуемым, студенты меняются местами и повторяют эксперимент).
Задание состоит из пяти опытов. На стадии пассивного осязания и активного ощупывания фигур глаза испытуемого должны быть закрыты повязкой. На период воспроизведения фигур в виде рисунков повязку с глаз снимают.
Однако предварительно из поля зрения испытуемого убирают фигуру, которую он только что ощупывал. В каждом из опытов испытуемому последовательно предъявляют три фигуры разной сложности. Длительность каждого пассивного осязания, а также и активного ощупывания не ограничена. До начала исследования экспериментатор зачитывает испытуемому инструкцию.
Инструкция испытуемому.
"Вам будут предъявлены плоские фигуры. Ваша задача – с закрытыми глазами путем осязания возможно более точно определить форму каждой из них и затем, открыв глаза по знаку экспериментатора, воспроизвести свое представление о фигуре графически".
I опыт – пассивное осязание неподвижной фигуры-стимула.
Экспериментатор кладет фигуру на неподвижную ладонь испытуемого. При этом экспериментатору запрещается нажимать на фигуру, испытуемому производить перемещение ее на ладони и ощупывать с помощью другой руки. По сигналу испытуемого экспериментатор убирает фигуру, снимает с испытуемого наглазную повязку, после чего испытуемый приступает к зарисовке воспринятой фигуры.
II опыт – пассивное осязание при движении фигуры-стимула.
Экспериментатор плавно обводит контуром фигуры по неподвижному указательному пальцу правой руки испытуемого. После одного полного обведения контуром фигуры испытуемый приступает к зарисовке ее формы.