III. Задания для самостоятельной внеаудиторной работы по изучаемой теме

Укажите правильные ответы:

Заполните таблицу:

Признак хламидии риккетсии
Морфология    
Грам+ или Грам -    
относятся к отделу    
Классу    
Способ размножения    
Внутриклеточный паразитизм    
Заболевания вызываемые    
Размеры, наличие спор    

Продолжите высказывание: риккетсии являются внутриклеточными паразитами, так как

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Хламидии имеют следующее строение клеточной стенки

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Самоконтроль – укажите правильные ответы:

1.Риккетсии отличаются от большинства бактерий:

1. Отсутствием клеточной стенки;

2. Отсутствием мембраны, окружающей нуклеоид;

3. Наличием мезосом;

4. Способностью размножаться только в живых клетках;

5. Отсутствием ядра.

2.Хламидии отличаются от большинства бакстерий:

1. Отсутствием клеточной стенки;

2. Отсутствием мембраны, окружающей нуклеоид;

3. Наличием мезосом;

4. Способностью размножаться только в живых клетках;

5. Отсутствием ядра.

3.Окраска по способу Романовского- Гимзе позволяет контрастировать:

1. Внутриклеточные нуклеопротеиды;

2. Капсульные полисахариды:

3. Миколовую кислоту кислотоустойчивых бактерий;

4. Клеточную стенку.

4.Какие особенности характерны для риккетсий?

1. облигатные внутриклеточные паразиты;

2. прокариоты;

3. грамотрицательны;

4. окрашиваются в красный цвет по методу Здродовского

5.Какие микроорганизмы относятся к прокариотам:

1. грибы;

2. вирусы;

3. бактерии.

4. актиномицеты

6.Чем характеризуется «минус» - цепь РНК?

1. способна встраиваться в хромосому клетки

2. несет наследственную функцию

3. обладает инфекционной активностью

4. не обладает функцией и - РНК

7. Какие свойства характерны для хламидий?

1. грамотрицательные

2. прокариоты

3. облигатные внутриклеточные паразиты

4. имеют извитую форму

8.Что такое бактериофаги?

1. бактерии

2. вирусы

3. клетки фагоциты

4. грибы

9. Какие микробы не имеют клеточного строения?

1. вирусы

2. микоплазмы

3. хламидии

4. грибы

10. Что содержит сложно организованный вирус?

1. два типа нуклеиновой кислоты

2. один тип нуклеиновой кислоты ( либо ДНК, либо РНК)

3. суперкапсид

4. капсид

11.Назовите 4 морфологические формы риккетсий (по Здродовскому):

1. кокковидные

2. палочковидные

3. бациллярные

4. нитевидные

5. пулевидные

6. извитые

7. спираливидная

8. виде барабанной палочки

12.Назовите 2 способа размножения риккетсий:

1. бинарное деление

2. мицеллярное деление

3. поперечное разламывание

4. распад на зерна

13.Назовите 4 морфологические формы микоплазм:

1. шары

2. вакуоли

3. нити

4. зерна

5. грибы

6. изогнутые в виде запятой

7. спиралевидные

8. бациллярные

14.Назовите 3 способа размножения микоплазм:

1. почкование

2. поперечное деление

3. распад на мельчайшие зерна

4. бинарное разламывание

5. спорами

6. фрагментами гифов

15.Назовите 2 метода окраски риккетсий:

1. Романовского-Гимзы

2. Здродовского

3. метод Грамма

4. метод Нейссер

Занятие № 6

Тема: «Генетика микроорганизмов».

Целевые задачи:Изучить материальную основу наследственности, формы изменчивости микроорганизмов, генетические рекомбинации.

I. Вопросы для проверки исходного уровня знаний:

1. Что такое генетика?

2. Что такое ген, хромосома?

3. Носители генетической информации у микроорганизмов?

4. Определение генома микроорганизмов.

5. Что является материальной основой наследственности микроорганизмов?

II Целевые задачи:

Студент должен знать:

1. Материальную основу наследственности микроорганизмов

2. Формы изменчивости микроорганизмов.

3. Условия возникновения изменчивости микрооорганизмов. Мутагены.

4. Генетические рекомбинации микроорганизмов.

Студент должен уметь:

1. По культуральным свойствам определить принадлежность бактерий к патогенным штаммам (R –S диссоциация)

2. Объяснить механизм возникновения антибиотикоустойчивости бактерий

ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

1.Микробиология с вирусологией и иммунологией /Под ред. Л.Б.Борисова, А.М. Смирновой – М.,1994.

2.Микробиология, вирусология, иммунология /Под ред. А.А.Воробьева. М.-2004г.

3. Микробиология, вирусология, иммунология /Под ред. В.Н.Царева- 2009г.

4.Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. /Под редакцией В.В.Теца, 2002г.

5. Практикум лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, вирусологии и иммунологии. /Под редакцией В.Н. Царева, А.А.Воробьева.- М.,2008.

Дополнительная литература:

1.Физиология микроорганизмов/ Методические разработки к практическим занятиям по общей микробиологии. Ростов- на – Дону, 2001.

2.Методические рекомендации, изданные кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии ГОУ ВПО СОГМА Росздрава:

Общая микробиология/ Учебно- методические рекомендации для студентов лечебного факультета. – Владикавказ, 2004.

Сборник методических разработок по микробиологии для студентов лечебного, педиатрического, медико- профилактического и фармацевтического факультетов/ Учебно-методические разработки, часть 1. Владикавказ, 2008.

3. Медицинская микробиология (учебное пособие) под ред. А.М.Королюка и В.Б.Сбойчакова- СПб. 1999.

4. Микробиология для врачей под редакцией А.Н.Маянского-Н.Новгород, 1998.

Наши рекомендации