Параметры безопасности
Как-то в разговоре с выросшим Тимой у меня получилось кратко сформулировать принцип: «Сначала – обеспечить безопасность. Потом – подумать о развитии. Ну а уж после того, как обеспечено и первое, и второе, можно и поразвлечь детишек». Действительно, для меня всегда было именно так. Хотя реально все три данные момента в какой-то пропорции перемешаны и сосуществуют одновременно.
Аспекту безопасности я уделял довольно много внимания: в конструкции спорткомплекса, во всех играх и тренировках, в организации всего пространства квартиры.
По мере роста и развития ребенок учится понимать опасности окружающей среды. А сначала не знает ведь, что со стула падать больно, что булавка колет, а огонь жжет. На каждом этапе чадо нужно и подстраховать, и поучить, и предупредить. И в то же время не переборщить с опекой. А то еще привыкнет, что за него о его безопасности заботится кто-то другой. Где тут грань? Я искал ее в каждом конкретном случае. И старался адекватно уменьшать опеку по мере освоения ребенком той или иной ситуации.
Начинал я с устранения из среды слишком опасных элементов. Когда дома дети (причем дети, активно двигающиеся), ряд моментов нуждается в особом контроле. Например, мы убрали всякие торчащие в неподходящих местах острые углы мебели. Мы следили, чтобы сверху на малыша не могло упасть что-нибудь неподходящее. Кастрюли с супом кипели и стояли на наиболее удаленных от края газовой плиты конфорках. Обходя квартиру и дом на даче, я оглядывал интерьер взглядом человека, готового ко всякому. Шкафы, стеллажи, вешалки прибивал гвоздями к стенам или надежно привязывал. Зачем ждать, когда ребята уронят вешалку на себя?
Я внимательно следил за надежностью всех деталей спорткомплекса, за тщательностью привязывания канатов и веревок, за их истиранием со временем. То есть постоянный такой технический контроль.
Подумав, мы запретили детям ставить под спорткомплекс стулья и табуретки – если падать на них сверху, то это хуже, чем на пол. Да и столь заманчивая для ребятишек возможность прыгать со стула вдаль весьма травмоопасна. Стул может отъехать или опрокинуться в момент прыжка.
Некоторые запреты приходилось вводить начиная с какого-то этапа. Например, бегают дети из комнаты в комнату – от окна к окну. Пока они маленькие, подоконник представляет для них высоченный барьер. А вот когда они подросли, то шансов удариться в оконное стекло делается существенно больше. Поэтому я ввел правило: тормозить примерно в шаге от окна.
Малышей часто приходилось страховать. И не только во время лазания по спорткомплексу, но и при любых других сложных для них ситуациях. Честно говоря, я постоянно боялся за детей – особенно маленьких. Когда эти крохи лазают под потолком да еще перевешиваются вниз головой, у меня внутри все замирает. Я готов в любую минуту броситься их ловить.
Мне приходилось контролировать себя, чтобы не слишком страховать детей, чтобы они приучались сами оценивать опасность и следить за собой. Я вел разговоры об аккуратности и дисциплине на спорткомплексе, о внимательности друг к другу. Учил детей собранности и сосредоточенности.
Но проходило несколько лет – и мне уже и в голову не приходило страховать ребят в подобных ситуациях. Зато появлялись новые заботы. Главная из них – постоянные драки между Колей и Тимой. Лет на десять это было, пожалуй, самым сложным обстоятельством нашего семейного функционирования. Сыновья сцеплялись по много раз в день. Мирились, правда, довольно быстро. Но нервотрепка была почти постоянная.
Я знаю: бывают спокойные дети, за которыми не надо постоянно приглядывать. Я видел таких детей в других семьях. Маша тоже росла достаточно спокойной и осторожной. Но Тима и Коля не давали мне расслабиться много-много лет. Обо всех их буйствах можно было бы написать отдельную книгу. Я понимал: это бурлит энергия развития, так растут мужчины. Кто не растил буйных мальчишек, меня не поймут.
Однажды дошло у них дело до кидания друг в друга стульями. Я примчался с кухни и бросился между сыновьями – и летящий стул попал в меня. Вспоминать забавно, а тогда я буквально сходил с ума – боялся, что мальчишки нанесут друг другу серьезные травмы. Но, слава Богу, такого не произошло.
Помню, пришли мы как-то в гости к подружкам Алены. Тиме 9 лет, Коле 8 лет. Ядерный возраст! Немного освоившись, мои парни начинают двигаться по квартире более активно, постепенно входя в раж. Уже слышен звук чего-то бьющегося. Хозяйка дома охает: ребята разбили красивый глиняный колокольчик. Я рассыпаюсь в извинениях, слегка поругиваю сыновей, а про себя думаю: «Это ж надо! Повесить глиняный колокольчик на ниточке посередине комнаты да еще так низко! Как ее дочки умудрились до сих пор не разбить его?!»
А потом вижу: девочки в коридоре затеяли игру в бадминтон. И так мило и спокойно у них получается! Но я знаю: позволь я такое Тиме и Коле – тут же разбили бы ракетками все, что есть поблизости хрупкого. Характеры эмоциональные – быстро заводятся в игре и теряют контроль.
Долгие годы я был морально готов, что разошедшиеся детки разобьют все-таки оконное стекло. Даже прикидывал, что делать зимой в таком случае, где срочно доставать новое стекло. Мои опасения были столь велики, что, видимо, хорошо повлияли на степень убедительности моих разъяснений на данную тему. Однажды я даже применил к Алене, Тиме и Коле ремень – когда зашел в комнату, а по ней летали палки и клюшки.
Словом, один из основных подходов заключался в том, чтобы пресекать поведение, выходящее за рамки относительно безопасного. Разумеется, при этом мне далеко не всегда удавалось сохранять полное спокойствие. Наверное, сие плохо. Но по-другому не получалось. Возможно, другой человек на моем месте смотрел бы на все гораздо более спокойно и отстраненно. Я часто спрашиваю себя, не слишком ли много внимания уделял вопросам элементарной безопасности. Может быть, в чем-то и был перебор. Судить очень трудно.
Ну а самый главный вывод по данной теме, который я могу сделать, оглядываясь назад, такой: необходимо направлять буйную энергию детишек в возможно более контролируемое и относительно менее опасное русло. Чем я и занимался год за годом.
Второй вывод: целесообразно готовить детей к опасностям заранее (психологически и физически). Стопроцентной гарантии безопасности это, конечно не дает, но все же делается существенно легче.
Резюмируя, могу сказать, что о параметрах безопасности создаваемой для детей развивающей среды стоит, на мой взгляд, думать весьма существенно. Но подходить к данному вопросу нужно стараться разумно, а не по принципу страха. Здесь нет рецептов и четких схем. Для разных детей в разном возрасте все по-разному. То есть тоже динамичная ситуация.