Сергиенко Елена Алексеевна
доктор психологических наук, профессор, заведующая лабо-
раторией «Когнитивной психологии» Института психологии
РАН. Руководитель ряда грантов РГНФ, РФФИ, победитель
конкурса фонда Сороса. Автор книги «Антиципация в ран-
нем онтогенезе человека» (М., «Наука», 1992), а также редак-
тор и автор ряда коллективных монографии. Хобби: любит
детей и растения, все это выращивает.
Стр. 347-390, 427-428, 455-460
Субботин Вадим Евгеньевич
кандидат психологических наук. Закончил факультет психо-
логии Саратовского Университета, аспирантуру Института
психологии РАН. В течение нескольких лет преподавал в
Университете Тель-Авива. Специалист по проблемам приня-
тия решения.
Стр. 25-58, 315-332
Ушаков Дмитрий Викторович
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Инсти-
тута психологии РАН, Вице-президент Евроталанта, Европейского ко-
митета по образованию одаренных детей и юношей при Совете Евро-
пы. Окончил психологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова в
1986 г. В 1991 — 1992 гг. проходил стажировку в Университете Париж-5.
Автор книги (совместно с А.В. Растянниковым и СЮ. Степановым)
«Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве»
(М., 2001). Редактор книг: «Познание. Общество. Развитие» (М., 1996),
«Психология одаренности: от теории к практике» (М., 2000). Занима-
ется проблемами психологии, мышления и интеллекта, одаренности,
социального интеллекта.
Стр. 171-194, 200-202, 204-224, 233-240, 391-406,
421-423, 448-451
Сведения об авторах
Ушакова Татьяна Николаевна
член-корреспондент РАО, доктор психологических наук,
профессор, главный научный сотрудник Института психоло-
гии РАН, Главный редактор журнала «Иностранная психоло-
гия». Закончила философский факультет МГУ. Специалист
в области психологии речи и психолингвистики. Автор бо-
лее 100 научных работ, в том числе нескольких книг.
Стр. 407-420
Холодная Марина Александровна
доктор психологических наук, профессор, заведующая лабо-
раторией «Психологии способностей» Института психологии
РАН. Автор книг: «Интегральные структуры понятийного
мышления» (Томск, 1983), «Психология интеллекта: парадок-
сы исследования» (М., 1997; 2002).
Стр. 241-314
Чудова Наталья Владимировна
кандидат психологических наук, старший научный сотруд-
ник Центра искусственного интеллекта Института про-
граммных систем. В 1982 году окончила факультет психоло-
гии МГУ. Основная тематика работ — образ мира и взаимо-
действие личностных и когнитивных структур, личностные
особенности программистов и проблемы Интернет-комму-
никации.
Стр. 138-144
Содержание
Предисловие....................................................................................................................................... 3
Глава 1. Основания когнитивной психологии.................................................................................... 5
Основные теоретические подходы в когнитивной психологии............................... 10
Глава 2. Ощущение.......................................................................................................................... 25
Психофизика ощущений..................................................................................................... 25
Виды ощущений.................................................................................................................... 35
Глава 3. Восприятие.................................................................................................................. 41
Восприятие глубины и удаленности предметов.......................................................... 41
Восприятие движения ......................................................................................................... 45
Восприятие формы............................................................................................................... 46
Константность восприятия................................................................................................ 53
Глава 4. Внимание..................................................................................................................... 59
Основные феномены внимания......................................................................................... 59
Экспериментальное изучение внимания........................................................................ 60
Когнитивные модели и внимания.................................................................................... 65
Основные функции внимания............................................................................................ 70
Психодиагностика внимания............................................................................................ 71
Глава 5. Память........................................................................................................................... 79
Дискретный и континуальный подход............................................................................ 79
Монистическая и множественная трактовка памяти................................................. 91
Функциональный подход в исследованиях памяти.................................................... 94
Глава 6. Ментальная репрезентация................................................................................... 115
Репрезентация как содержание психического отражения...................................... 115
Репрезентация как формат психического отражения.............................................. 118
Архитектоника ментальных репрезентаций............................................................... 129
Виды репрезентаций......................................................................................................... 132
Функционирование............................................................................................................ 134
Ментальная репрезентация: pro et contra................................................................... 136
Репрезентация и знание в искусственном интеллекте............................................. 138
Глава 7. Семантика и процессы порождения речи......................................................................... 145
Процессы понимания и кодирования............................................................................ 150
Модели порождения речи................................................................................................ 161
Глава 8. Мышление.................................................................................................................. 171
Что такое мышление?........................................................................................................ 171
Умственная логика............................................................................................................. 178
Дедукция и индукция.......................................................................................................... 189
Исследовательское поведение........................................................................................ 195
Мышление в семантически сложных областях и компетентность....................... 219
Решение комплексных задач........................................................................................... 225
Приложение......................................................................................................................... 233
Глава 9. Интеллект.................................................................................................................... 241
Тестологические теории интеллекта............................................................................. 241
Экспериментально-психологические теории интеллекта...................................... 256
Глава 10. Когнитивные стили............................................................................................... 283
Теоретические истоки стилевого подхода.................................................................. 283
Психологическая характеристика основных когнитивных стилей..................... 289
Проблема взаимосвязи когнитивных стилей.............................................................. 302
Соотношение продуктивных и стилевых аспектов интеллектуальной
деятельности................................................................................................................. 306
Когнитивные стили в структуре индивидуальности............................................... 308
Когнитивные стили: предпочтения или «другие» способности?......................... 311
Глава II. Оценочные суждения............................................................................................. 315
Нереалистический оптимизм.......................................................................................... 317
Иллюзия контроля............................................................................................................. 319
Эвристика доступности и эффект наглядности......................................................... 320
Якорный эффект (Anchoring)........................................................................................... 321
Эффект стереотипизации................................................................................................. 323
Эффект ореола.................................................................................................................... 324
Контрфакты.......................................................................................................................... 326
Оценка отсроченного вознаграждения........................................................................ 327
Субъективная оценка выигрышей и потерь................................................................ 327
Оправдание трудного решения, ошибка ретроспекции
и склонность к подтверждению .............................................................................. 328
Экспериментальные манипуляции критериями оптимальности
оценочного поведения................................................................................................ 330
Глава 12. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов...................................................... 333
Влияние эмоций на восприятие и внимание............................................................... 335
Влияние эмоций на память.............................................................................................. 336
Влияние эмоций на мышление....................................................................................... 343
Глава 13. Когнитивное развитие.......................................................................................... 347
История вопроса................................................................................................................. 347
Основные положения теории Пиаже............................................................................. 350
Познание физического мира в первые два года жизни............................................ 362
Познание ментального мира........................................................................................... 377
Глобальные теории когнитивного развития после Пиаже..................................... 387
Информационный подход и теория Пиаже................................................................. 388
Неопиажеанство................................................................................................................. 391
Глава 14. Речевой онтогенез........................................................................................................... 407
Ранний речевой онтогенез (от рождения до года).
Развитие экспрессивной функции речи.................................................................. 408
Речевое развитие от года до школьного возраста
(1-7 лет)........................................................................................................................... 415
Глава 15. Детерминанты когнитивного развития............................................................ 421
Наследственность и среда .............................................................................................. 423
Наследуемость различных функций............................................................................ 424
Семья и интеллект.............................................................................................................. 428
Формирующий эксперимент в исследовании детерминант когнитивного
развития.......................................................................................................................... 448
Культура и влияние социального контекста.............................................................. 455
Краткий биографический справочник........................................................................................... 460
Указатель имен............................................................................................................................... 467
Предметный указатель............................................................................................................ 470
Сведения об авторах................................................................................................................ 473
Учебное издание