Сергиенко Елена Алексеевна

доктор психологических наук, профессор, заведующая лабо-
раторией «Когнитивной психологии» Института психологии
РАН. Руководитель ряда грантов РГНФ, РФФИ, победитель
конкурса фонда Сороса. Автор книги «Антиципация в ран-
нем онтогенезе человека» (М., «Наука», 1992), а также редак-
тор и автор ряда коллективных монографии. Хобби: любит
детей и растения, все это выращивает.

Стр. 347-390, 427-428, 455-460


Сергиенко Елена Алексеевна - student2.ru

Субботин Вадим Евгеньевич

кандидат психологических наук. Закончил факультет психо-
логии Саратовского Университета, аспирантуру Института
психологии РАН. В течение нескольких лет преподавал в
Университете Тель-Авива. Специалист по проблемам приня-
тия решения.

Стр. 25-58, 315-332


Сергиенко Елена Алексеевна - student2.ru

Ушаков Дмитрий Викторович

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Инсти-
тута психологии РАН, Вице-президент Евроталанта, Европейского ко-
митета по образованию одаренных детей и юношей при Совете Евро-
пы. Окончил психологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова в
1986 г. В 1991 — 1992 гг. проходил стажировку в Университете Париж-5.
Автор книги (совместно с А.В. Растянниковым и СЮ. Степановым)
«Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве»
(М., 2001). Редактор книг: «Познание. Общество. Развитие» (М., 1996),
«Психология одаренности: от теории к практике» (М., 2000). Занима-
ется проблемами психологии, мышления и интеллекта, одаренности,
социального интеллекта.

Стр. 171-194, 200-202, 204-224, 233-240, 391-406,
421-423, 448-451

Сведения об авторах


Сергиенко Елена Алексеевна - student2.ru

Ушакова Татьяна Николаевна

член-корреспондент РАО, доктор психологических наук,
профессор, главный научный сотрудник Института психоло-
гии РАН, Главный редактор журнала «Иностранная психоло-
гия». Закончила философский факультет МГУ. Специалист
в области психологии речи и психолингвистики. Автор бо-
лее 100 научных работ, в том числе нескольких книг.

Стр. 407-420

Холодная Марина Александровна

доктор психологических наук, профессор, заведующая лабо-
раторией «Психологии способностей» Института психологии
РАН. Автор книг: «Интегральные структуры понятийного
мышления» (Томск, 1983), «Психология интеллекта: парадок-
сы исследования» (М., 1997; 2002).

Стр. 241-314


Сергиенко Елена Алексеевна - student2.ru

Чудова Наталья Владимировна

кандидат психологических наук, старший научный сотруд-
ник Центра искусственного интеллекта Института про-
граммных систем. В 1982 году окончила факультет психоло-
гии МГУ. Основная тематика работ — образ мира и взаимо-
действие личностных и когнитивных структур, личностные
особенности программистов и проблемы Интернет-комму-
никации.

Стр. 138-144

Содержание

Предисловие....................................................................................................................................... 3

Глава 1. Основания когнитивной психологии.................................................................................... 5

Основные теоретические подходы в когнитивной психологии............................... 10

Глава 2. Ощущение.......................................................................................................................... 25

Психофизика ощущений..................................................................................................... 25

Виды ощущений.................................................................................................................... 35

Глава 3. Восприятие.................................................................................................................. 41

Восприятие глубины и удаленности предметов.......................................................... 41

Восприятие движения ......................................................................................................... 45

Восприятие формы............................................................................................................... 46

Константность восприятия................................................................................................ 53

Глава 4. Внимание..................................................................................................................... 59

Основные феномены внимания......................................................................................... 59

Экспериментальное изучение внимания........................................................................ 60

Когнитивные модели и внимания.................................................................................... 65

Основные функции внимания............................................................................................ 70

Психодиагностика внимания............................................................................................ 71

Глава 5. Память........................................................................................................................... 79

Дискретный и континуальный подход............................................................................ 79

Монистическая и множественная трактовка памяти................................................. 91

Функциональный подход в исследованиях памяти.................................................... 94

Глава 6. Ментальная репрезентация................................................................................... 115

Репрезентация как содержание психического отражения...................................... 115

Репрезентация как формат психического отражения.............................................. 118

Архитектоника ментальных репрезентаций............................................................... 129

Виды репрезентаций......................................................................................................... 132

Функционирование............................................................................................................ 134

Ментальная репрезентация: pro et contra................................................................... 136

Репрезентация и знание в искусственном интеллекте............................................. 138

Глава 7. Семантика и процессы порождения речи......................................................................... 145

Процессы понимания и кодирования............................................................................ 150

Модели порождения речи................................................................................................ 161

Глава 8. Мышление.................................................................................................................. 171

Что такое мышление?........................................................................................................ 171

Умственная логика............................................................................................................. 178

Дедукция и индукция.......................................................................................................... 189

Исследовательское поведение........................................................................................ 195

Мышление в семантически сложных областях и компетентность....................... 219

Решение комплексных задач........................................................................................... 225

Приложение......................................................................................................................... 233

Глава 9. Интеллект.................................................................................................................... 241

Тестологические теории интеллекта............................................................................. 241

Экспериментально-психологические теории интеллекта...................................... 256

Глава 10. Когнитивные стили............................................................................................... 283

Теоретические истоки стилевого подхода.................................................................. 283

Психологическая характеристика основных когнитивных стилей..................... 289

Проблема взаимосвязи когнитивных стилей.............................................................. 302

Соотношение продуктивных и стилевых аспектов интеллектуальной

деятельности................................................................................................................. 306

Когнитивные стили в структуре индивидуальности............................................... 308

Когнитивные стили: предпочтения или «другие» способности?......................... 311

Глава II. Оценочные суждения............................................................................................. 315

Нереалистический оптимизм.......................................................................................... 317

Иллюзия контроля............................................................................................................. 319

Эвристика доступности и эффект наглядности......................................................... 320

Якорный эффект (Anchoring)........................................................................................... 321

Эффект стереотипизации................................................................................................. 323

Эффект ореола.................................................................................................................... 324

Контрфакты.......................................................................................................................... 326

Оценка отсроченного вознаграждения........................................................................ 327

Субъективная оценка выигрышей и потерь................................................................ 327

Оправдание трудного решения, ошибка ретроспекции

и склонность к подтверждению .............................................................................. 328

Экспериментальные манипуляции критериями оптимальности

оценочного поведения................................................................................................ 330

Глава 12. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов...................................................... 333

Влияние эмоций на восприятие и внимание............................................................... 335

Влияние эмоций на память.............................................................................................. 336

Влияние эмоций на мышление....................................................................................... 343

Глава 13. Когнитивное развитие.......................................................................................... 347

История вопроса................................................................................................................. 347

Основные положения теории Пиаже............................................................................. 350

Познание физического мира в первые два года жизни............................................ 362

Познание ментального мира........................................................................................... 377

Глобальные теории когнитивного развития после Пиаже..................................... 387

Информационный подход и теория Пиаже................................................................. 388

Неопиажеанство................................................................................................................. 391

Глава 14. Речевой онтогенез........................................................................................................... 407

Ранний речевой онтогенез (от рождения до года).

Развитие экспрессивной функции речи.................................................................. 408

Речевое развитие от года до школьного возраста

(1-7 лет)........................................................................................................................... 415

Глава 15. Детерминанты когнитивного развития............................................................ 421

Наследственность и среда .............................................................................................. 423

Наследуемость различных функций............................................................................ 424

Семья и интеллект.............................................................................................................. 428

Формирующий эксперимент в исследовании детерминант когнитивного

развития.......................................................................................................................... 448

Культура и влияние социального контекста.............................................................. 455

Краткий биографический справочник........................................................................................... 460

Указатель имен............................................................................................................................... 467

Предметный указатель............................................................................................................ 470

Сведения об авторах................................................................................................................ 473

Учебное издание

Наши рекомендации