Общая характеристика гуманистических теорий личности
Экзистенциально-феноменологическое направление включает экзистенциальную теорию личности и феноменологическую (К. Роджерс). Это направление еще называют гуманистическим. Представители этого направления рассматривают тенденцию к саморазвитию и личностному росту, как изначальную потребность личности. К. Роджерс считал, что существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к расширению собственного опыта, и более реалистичному функционированию. Стремление расширяться, развиваться, становиться автономным проявляется у каждого человека.
Роджерс сравнивал побуждение человека стать целостным, самоактуализирующим со стремлением маленького зернышка быть здоровым и полноценным растением.
Он приписывал каждому организму естественное наличие позитивных сил, устремленных к здоровью и личностному росту. Для человека развитие его личности определяется ассимиляцией, усвоением опыта и того, чему он учит. Также развитие личности определяется модификацией представлений о себе и естественным движением от проблемы, конфликта к его реальному практическому разрешению.
Развитие и становление личности рассматривается как творческий процесс поиска человеком своего предназначения, согласия с самим собой, самоактуализации своих возможностей.
Растущая личность – это изменяющаяся личность, способная осознавать собственный новый опыт и находить решение жизненных проблем.
Развитие личности в первую очередь зависит от нее самой, ее постоянных и активных усилий по самораскрытию, пониманию своих индивидуальных особенностей, собственной уникальности.
В процессе роста расширяются возможности личности, углубляются понимание жизни, духовность и открываются новые перспективы для личности.
Никто не может помешать личности, находящейся в этом процессе, кроме нее самой, поскольку все препятствия личностному развитию находятся внутри нее, а не в ее окружении.
Основные противоречия личностного роста объясняются двойственностью человеческой натуры. С одной стороны, человек растет, изучает себя, углубляется в тайны собственной уникальности, неповторимости, непохожести на других людей.
С другой стороны, личность в процессе своего становления стремится выйти за пределы собственного «Я», объединится со всеми людьми. Со всем миром. Первое приводит отгороженности, отрешенности и одиночеству. Второе – к потере чувства интегрированности, целостности собственного «Я».
Потребность в активности и самореализации вступает в противоречие со стремлением к любви и признанию со стороны окружающих, ибо ожидания других людей не всегда совпадают с нашими целями и задачами, желаниями. К. Роджерс называлэто несоответствием между «идеальным Я» (представление о том, каким я должен быть в глазах других людей) и «реальным Я» (тем, чем Я являюсь на самом деле). В этой связи перед человеком возникает проблема разрешения такого противоречия. Сложность заключается еще и в том, что личностный рост связан с внутренними сомнениями, переоценкой предыдущего опыта на каждом новом этапе жизни. Если у человека вырабатывается определенный стереотип поведения, он может намеренно избегать нового опыта, закрывая глаза на себя и сложившиеся обстоятельства.
Возникает ситуация, когда приходится отрицать вновь открываемые стороны себя, чтобы сохранить привычный, проверенный образ собственного «Я». Такой конфликт между новыми желаниями и старыми способами их реализации должен быть разрешен, т.к. в противном случае возникает осознание несоответствия между своим поведением и своими представлениями, что усиливает чувство тревожности и уязвимости. Человек оказывается в таком состоянии тогда, когда он не способен выйти за пределы рамок, суженных им самим. Для выхода из подобной ситуации необходима гибкость, спонтанность, открытость реальной ситуации и постоянно изменяющимся условиям.
Личность растет за счет своих внутренних ресурсов. Она не изолирована и не зависит от своего окружения, она должна отвечать на вызов жизни, сохраняя собственную целостность ради осуществления смысла собственного существования – в этом и состоит основная задача личностного роста.
Автор экзистенциальной концепции личности А. Маслоу подчеркивал, что стремление к самоактуализации и более высоким целям само по себе указывает на психологическое здоровье. Он рассматривал становление личности как работу самоактуализации, как длительную вовлеченность человека в развитие собственных способностей, а не удовлетворенности в малом из-за лени или недостатка уверенности в себе.
Самоактуализация требует максимальных творческих усилий и включает: переживание того, что происходит в нас и вокруг нас; способность открыться новому опыту и сделать выбор в пользу изменения себя; стремление к независимому существованию, определению собственной точки зрения и взгляда на окружающий мир; принятие ответственности за свои действия и поступки, честность по отношению к себе.
Личностный рост в гуманистической психологии является сложным противоречивым процессом. Это кропотливая работа над собой, требующая большой энергии и огромного желания. В прцессе такой работы человеку необходимо:
- научиться понимать и принимать себя;
- определить место в мире людей;
- найти смысл своей жизни, свое уникальное предназначение.