КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ. Автоматизм— вырабатываемая путем упражнений способность человека повторять
Автоматизм— вырабатываемая путем упражнений способность человека повторять определенные действия без контроля сознания.
Авторитетность— способность человека иметь определенный вес среди людей, пользоваться их признанием и уважением.
Агрессивность(враждебность) — поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, вред.
Агрессия инструментальная— характеристика поведения, при котором цель действия субъекта, проявляющего агрессию, нейтральна, и агрессия используется лишь как средство достижения этой цели.
Адаптация— приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.
Адаптивность и неадаптивность— тенденции функционирования целеустремленной системы, определяемые соответствием или несоответствием ее целей и достигаемых в ходе деятельности результатов. Адаптивность выражается в их согласованности, неадаптивность — в рассогласованности.
Аккуратность— положительная черта характера человека, заключающаяся в тщательном и точном выполнении поручений, в соблюдении дисциплины, порядка и чистоты.
Активизация— усиление деятельности; побуждение к решительным действиям.
Активность— поведение человека, воспроизводящее или изменяющее условия его жизнедеятельности и развивающее его собственную организационную структуру и психику.
Активный досуг— необходимый элемент здорового образа жизни наряду с трудом, общественно-политической деятельностью и бытом.
Актуализация связей— воспроизведение имеющихся у человека знаний, умений и навыков, различных форм поведения и эмоционального состояния, мыслей под воздействием каких-либо слов, действий или предметов.
Альтруизм— черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь другим людям.
Асинхронность— характеристика процессов, не совпадающих во времени.
Ассимиляция— механизм, посредством которого новый предмет или ситуация объединяется с совокупностью предметов или с другой ситуацией, для которой уже существует схема.
Ассоцианизм— одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации.
Краткий словарь терминов
Ассоциация— соединение, связь психических явлений друг с другом.
Атрибуция— приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе обыденного, житейского анализа их действий и поступков.
Аттракция— процесс взаимного тяготения людей друг к другу, формирование привлекательности одного человека для других, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий и любви.
Аутизм— крайняя форма и состояние психологического отчуждения, которое выражается в отстранении, «уходе», «бегстве» индивида от контактов с действительностью и погружении в замкнутый мир собственных переживаний.
Афферентация— постоянный поток нервных импульсов, поступающих в нервную центральную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей (экстерорецепция) или от внутренних органов (интерорецепция).
Аффилиация— потребность в общении, в эмоциональных контактах.
Барьер психологический— внутреннее препятствие психологической природы (заикание, боязнь неуверенность и т. п.), мешающее человеку успешно выполнять некоторые действия.
Бессознательное — совокупность психических явлений, не осознаваемых человеком.
Бесхарактерность— отсутствие у человека «собственной линии поведения».
Бихевиоризм— одно из ведущих направлений в американской психологии, возникшее на рубеже XIX-XX вв., предметом которого является поведение.
Валидность теста— адекватность и действенность теста, важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого психологического свойства или явления; характеризует, насколько тест отражает то, что он должен оценивать, насколько отдельные составляющие его пробы адекватны исследуемой проблеме.
Вдохновение— состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи в произведениях науки, искусства, техники.
Вербальный(словесный) — термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процесса оперирования с этим материалом.
Взаимоотношения межличностные— субъективные связи и отношения, существующие между людьми в обществе.
Виды явления— дифференцированные характеристические особенности явления, позволяющие отличать одно от другого по внешним признакам (проявлениям).
Влечение— желание или потребность что-либо сделать, побуждающее человека к соответствующим действиям.
Краткий словарь терминов
Влияние— процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т. п. в ходе взаимодействия с ним.
Влияние индивидуально-специфическое— форма персонализации, осуществляемая благодаря трансляции другим людям своих личностных характеристик в виде еще не освоенных ими образцов личностной активности.
Вмешательство— самовольное, насильное влияние на деятельность другого человека.
Внутригрупповой фаворитизм— стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.
Внушаемость— степень восприимчивости личности к психологическому воздействию со стороны другого лица или группы лиц.
Возбуждение— свойство живых организмов — активный ответ возбудимой ткани на раздражение.
Воздействие— в психологии — целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому.
Воздействие педагогическое— влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитанника, на организацию его деятельности и общения в интересах формирования знаний, умений, навыков, определенных качеств личности.
Возраст— в психологии — категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.
Волевая слабость— сниженная активность, ослабленная инициатива, при которых поведение человека подчинено только желаниям данного момента.
Восприятие человека человеком— процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения.
Воспроизведение— процесс извлечения информации, хранящейся в долговременной памяти.
Впечатлительность— качество личности — ее способность иметь представления, различные по яркости и по связи с внешним миром, с различной степенью выраженности в них чувств.
Выборка— группа испытуемых, представляющих определенную популяцию и отобранных для эксперимента или исследования.
Выдержка— умение контролировать свое поведение, сдерживать непосредственные побуждения и импульсивные действия, подчиняя их существующим нормам и правилам поведения.
Гармония— единство, согласованность, стройное сочетание элементов, свойств, явлений.
Гештальт— целостный образ, целостная структура, формирующиеся в сознании человека при восприятии объектов, при представлении о них.
Гештальтпсихология— направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам
Краткий словарь терминов
Гипотеза альтернативная— гипотеза, согласно которой различия между статистическими выборками являются значимыми и отражают соответствующее различие внутри популяции или между популяциями, откуда взяты эти выборки.
Групповая динамика— область социально-психологических исследований, изучающая закономерности поведения, общения и взаимовлияния людей друг на друга в малых группах.
Групповая оценка личности— психологический метод, основанный на оценках разнообразных качеств и поведения конкретных людей, даваемых лицами, достаточно близко с ними знакомыми.
Гуманизм— мировоззрение, основанное на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Гуманность— обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), представленная в сознании переживаниями сострадания или радости и реализуемая в общении и деятельности в актах содействия, соучастия и помощи.
Девиантноеповедение — система поступков или отдельные поступки человека, зависящие от его возраста и имеющие характер отклоняющегося поведения.
Дезадаптация— несоответствие психофизиологического статуса (возможностей) человека требованиям ситуации жизнедеятельности.
Деперсонализация— изменение самосознания индивида, связанное с утратой им своего лица, способности быть личностью, своей социальной значимости, а также резкое снижение его самооценки.
Депрессия— болезненное психическое состояние, проявляющееся в переживаниях тоски и отчаяния на фоне эмоциональной, интеллектуальной и двигательной заторможенности.
Депривация— психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных потребностей.
Диагностика психологическая— теория и практика выявления психологических характеристик людей.
Дисгармоничность— отсутствие соразмерности, нарушение пропорций (гармоничности) в развитии отдельных физических и психических свойств личности.
Диспозиция— готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку или их последовательности.
Дистресс— отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека вплоть до ее разрушения.
Доброта— отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать людям добро.
Краткий словарь терминов
Доверие— ожидание от человека поступков, соответствующих моральным мотивам и принятым нормам деятельности, которое основывается на знании характера человека, опыте общения с ним и знании вероятных его поступков.
Доминанта— временно господствующая рефлекторная система, обусловливающая работу нервных центров в данный момент и тем самым придающая поведению определенную направленность.
Достижения мотив— внутреннее, относительно устойчивое стремление человека к успехам в различных видах деятельности.
Дуализм— сосуществование двух различных, несводимых к единству состояний, принципов, образов мыслей, волевых устремлений и пр. Иллюстрирует следующие пары понятий: мир идей и мир действительности, Бог и дьявол (принцип добра и принцип зла), вера и знание и др.
Жест— движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.
Житейское понятие— донаучное понятие, образующееся вне специального обучения при усвоении значений слов на бытовом уровне.
Защита(психическая) — совокупность бессознательных психических процессов, обеспечивающих охрану психики и личности от опасных негативных и деструктивных действий внутрипсихических и внешних импульсов.
Импульсивность— особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.
Индивидуальность— своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от другихлюдей.
Индивидуальный стиль деятельности— устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком.
Инстинкт— врожденная малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.
Инстинкт самосохранения— врожденные побуждения и формы поведения, направленные на приспособление к условиям жизни и на выживание.
Интеллектуальные тесты— стандартный метод оценки способности индивида усваивать новый материал, решать задачи с элементами абстракции и ориентироваться в новой ситуации.
Интеллектуальный коэффициент— показатель уровня умственного развития но отношению к возрасту, выводится путем деления умственного возраста (определяемого с помощью тестов на общее интеллектуальное развитие) на хронологический возраст и умножения на 100.
Интенция— устремленность, направленность сознания, мышления на какой-либо объект.
Интерес— избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности, одна из характеристик личности.
Интерференция— нарушение нормального хода одного процесса вмешательством другого.
Краткий словарь терминов
Интроверсия— обращенность сознания человека к самому себе, его поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.
Инфантилизм— проявление детских черт в поведении взрослого человека.
Катарсис— очищение, душевное облегчение, наступающее у человека после стресса.
Когнитивизм— направление в западной психологии, утверждающее, что индивиды это не просто машины, механически реагирующие на внутренние факторы или внешние события, и считающее, что разуму человека доступно нечто большее, чем информация, поступающая в головной мозг.
Компенсация— способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других позитивных качеств.
Комплекс неполноценности— сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков) и сопровождаемое глубокими негативными эмоциональными переживаниями.
Конструкт личностный— создаваемый субъектом классификационно-оценочный эталон, посредством которого осуществляется понимание объектов в их сходстве между собой и в отличии от других.
Конфликт внутриличностный— состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием противоречащих друг другу интересов, стремлений и потребностей.
Конформность— психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера «подчинения» индивида групповому давлению, некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается.
Концентрация— способность нервных процессов ограничивать сферу своего распространения исходным очагом возбуждения; явление, обратное иррадиации.
Концепция отношений личности— совокупность теоретических представлений, согласно которым психологическое ядро личности есть индивидуально-целостная система ее субъективно-оценочных, сознательно-избирательных отношений к действительности, представляющая собой интериоризиро-ванный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения.
Кризис— состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром.
Культура поведения— поступки и формы общения людей, основанные на принципах нравственности, эстетического вкуса и на соблюдении норм и правил человеческого общежития.
Краткий словарь терминов
Лживость— индивидуально-психологическая характеристика личности, выражающаяся в сознательном искажении действительного положения вещей, в стремлении создать неправильное впечатление о фактах и событиях.
Локус контроля— устойчивое свойство личности, сформированное в процессе ее социализации; характеризует склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам, либо собственным способностям и усилиям.
Медитация— интенсивное, проникающее вглубь предметов посредством размышления, погружение умом в предмет, идею и пр., достигаемое путем сосредоточения на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и т.д.) напряжение.
Межгрупповые отношения— субъективное отношение многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный им способ взаимодействия групп.
Межличностные отношения— субъективно переживаемая связь между людьми.
Меланхолия— болезненное состояние, проявляющееся в угнетенном настроении, замедленности движений и затрудненном течении мыслей.
Мимика— совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т. п.).
Мировоззрение— система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Моделирование— в психологии — исследование психических процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических, моделей.
Мотивация достижения— одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудач.
Моторика— двигательная активность.
Мужество— качество личности, выражающееся в способности действовать решительно и целесообразно в сложной или опасной обстановке, контролировать импульсивные порывы, преодолевать возможное чувство страха и неуверенности, в умении мобилизовать все силы для достижения цели.
Надсознательное— не поддающийся индивидуальному, сознательно-волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач.
Намерение— сознательное стремление завершить действие соответственно намеченной программе, направленной на достижение предполагаемого результата.
Краткий словарь терминов
Неадаптивность— тенденция несоответствия между целями и достигаемыми результатами деятельности. Свидетельствует о неспособности человека в этих условиях адаптироваться к предлагаемой деятельности.
Ненависть— стойкое активное отрицательное чувство субъекта, направленное на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям или ценностям.
Нормы групповые— принятые в данной общности стандарты поведения, регламентирующие отношения людей.
Нормы социальные— совокупность кодифицированных и неформальных требований, предъявляемых той или иной социальной группой к своим членам.
Образ— субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное движение и временную последовательность событий.
Образ жизни— система разновидностей материальной и духовной жизнедеятельности в единстве с объективными условиями, характерная для того или иного общества, класса, социальной группы, коллектива, личности.
Образовательный ценз личности— определенный уровень образования человека, достижение которого удостоверяется соответствующим документом.
Обусловливание — образование условных рефлексов.
Общественнаяпсихология — совокупность групповых, коллективных, массовидных психических явлений, состояний и процессов, происходящих в обществе, образующих сложное единство и находящих свое выражение в целостном представлении об определенной взаимосвязи социально-психологических феноменов.
Онтогенез — процесс развития организма индивида. В психологии онтогенез — формирование основных структур психики индивида в течение его детства.
Основные стороны культуры личности— совокупность компонентов познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой и физической культуры личности, на которую ориентировано содержание образования.
Отражение— всеобщее свойство материи, состоящее в способности людей воспроизводить (с различной степенью адекватности) признаки, структурные характеристики и отношения других объектов.
Переживание— ощущение, сопровождаемое эмоциями.
Поведение — присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.
Подростки с девиантным(общественно опасным) поведением — дети, достигшие 11-летнего возраста, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и педагогическом подходе в специальных учреждениях, обеспечивающих их медико-социальную реабилитацию, образовательную и профессиональную подготовку (дети направляются туда по решению суда).
Краткий словарь терминов
Политика в области образования— принципы деятельности органов государственной власти и управления в области образования, отражающие общественно-экономическую структуру государства и опирающиеся на Федеральную программу развития образования.
Понимание— психологическое состояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта.
Поступок— сознательно совершенное человеком управляемое волей действие, исходящее из определенных убеждений.
Профессиональная культура— высокий уровень знаний, умений и навыков в определенной области трудовой деятельности.
Психологическая совместимость людей— способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом.
Релаксация— произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий.
Рефлексия — способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.
Решительность— готовность перейти к практическим действиям, сформировавшееся намерение совершить определенный поступок.
Ригидность— заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого способа мышления и действии.
Самоактуализация— стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных характеристик.
Самовоспитание— сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности.
Самоконтроль— осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний.
Самообладание— способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.
Самоопределение личности— самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.
Самореализация личности— наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей.
Саморегуляция— процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
Самосознание— как высший уровень развития сознания — основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях
Самостоятельность— обобщенное свойство личности появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценок и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Краткий словарь терминов
Самочувствие— ощущение человеком внутренней физиологической и психологической комфортности.
Свободное выражение людьми собственных взглядов и убеждений—
их право высказывать свои взгляды и убеждения, принимать решения без опасения преследований и санкций.
Симпатия— устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, их группам или социальным явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи и пр.
Симптом— характерные проявления, признаки психических и органических нарушений и заболеваний.
Синдром— определенное сочетание признаков, симптомов какого-либо явления, объединенных единым механизмом возникновения.
Склонность— любое положительное, внутренне мотивированное отношение (влечение, интерес и др.) к какому-либо занятию.
Совместимость— способность людей работать вместе, успешно решать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания.
Сознание обыденное— совокупность представлений, знаний, установок И стереотипов, основанных на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, к которой они принадлежат. Отличается от сознания, основу которого составляют научные знания.
Сопереживание— испытание человеком тех же самых чувств и эмоций, которые характерны для находящихся рядом с ним людей.
Соперничество— стремление человека к соревнованию с другими людьми, желание одержать верх над ними, победить, превзойти.
Социальное окружение— макро- и микросреда, с которой прямо или опосредованно взаимодействует индивид.
Социальный стереотип— упрощенное, схематизированное, характерное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо социальном объекте.
Статус— понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы.
Стеничность— характеристика высокой работоспособности индивида, устойчивости к различным помехам, способности к длительной непрерывной деятельности.
Стиль общения— индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия — в деловых и личных отношениях, в стиле руководства и т. д.
Стимул— воздействие, обусловливающее динамику (реакцию) психических состояний индивида и относящееся к ней как причина к следствию.
Страсть— сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и приводящее к сосредоточению всех устремлений и сил на предмете страсти.
Краткий словарь терминов
Стремление— желание и готовность действовать определенным образом.
Стресс— состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.
Суггестия— внушение.
Схема мышления— система понятий или логика рассуждениий, привычно применяемых человеком при встрече с незнакомым объектом или повой задачей.
Теория(научная) — систематизированное описание, объяснение и предсказание явлений; попытка целостного представления закономерностей и существенных свойств определенных объектов действительности, возникающая на базе широко подтверждаемых гипотез.
Теория деятельностного опосредования межличностных отношений— концепция, согласно которой в любой реальной развитой группе межличностные отношения опосредуются содержанием, целями и задачами социально значимой деятельности этой группы.
Травма психическая— разнообразные повреждения психики, нарушающие ее нормальное функционирование, порождающие психический дискомфорт и выступающие в качестве причины возникновения неврозов и иных заболеваний.
Традиция— исторически сложившиеся, передаваемые через поколения формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления.
Тревога— эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.
Тревожность— свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
Трудности общения— коммуникативные и психологические барьеры, возникающие в процессе различных видов общения.
Убежденность— особое качество личности, определяющее общую направленность всей ее деятельности и ценностных ориентации и выступающее регулятором ее сознания и поведения.
Уровень притязаний личности— стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.
Установка— психологическое понятие, обозначающее готовность индивида определенным образом реагировать на те или иные воздействия окружающей действительности.
Утомление— состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью.
Фасцинация— специально организованное вербальное воздействие, предназначенное для уменьшения потерь семантически значимой информации при восприятии сообщения реципиентами, за счет чего повышается возможность ее воздействия на их поведение.
Краткий словарь терминов
Фрустрация— психическое состояние .переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к конкретной цели и сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.
Ценности социальные— общественная значимость материальных объектов, социально-политических и духовных образований для человека, коллектива, социальной группы, общества в целом.
Ценностные ориентации— субъективное, индивидуальное отражение в психике и сознании человека социальных ценностей общества и природы па данном историческом этапе.
Черта личности— устойчивая характеристика личности, определяющая характерное для нее поведение и мышление.
Честолюбие— стремление человека к успехам, рассчитанное на повышение его авторитета и признание со стороны окружающих.
Эгоизм— ценностная ориентация субъекта, характеризующаяся преобладанием в жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно интересов других людей и социальных групп.
Эгоцентризм— сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.
Эйфория— повышенное радостное, веселое настроение, состояние благодушия и беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам.
Экстраверсия—обращенность сознания и внимания человека в основном па то, что происходит вокруг него (противоположна иптроверспи).
Эмоциональность— характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций и чувств.
Эмпатия— способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.
Этикет— формализованный и установленный предписаниями образец или ритуал поведения.
Эффектор— органы или системы органов, реагирующие (посредством нейрофизиологических механизмов) на действие внешних или внутренних раздражителей и выступающие в роли исполнительного звена рефлекторного акта.
ЛИТЕРАТУРА
Айсмонтас Б. Б. Психология и педагогика: Альбом схем. М., 1996. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М., 1995.
Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М., 2002. Гиппепрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 2002. Горбатепко А. С. Системная концепция психики и общей психологии. Ростов н/Д, 1994.
Крысько В. Г. Психология и педагогика: Схемы И комментарии. М., 2001. Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию. М., 1997. Немое Р. С. Психология: 3-х кн. М., 2003. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е. И. Рогов. М., 2004. Петровский А. В. Введение в психологию. М., 2001. Практикум по общей психологии / Под ред. А. И. Щербакова. М., 1990. Психологическая наука в России XX столетия: Проблемы теории и истории. М, 1997.
Психологический словарь. 2-е изд. М., 1996. Психология от А до Я: Словарь персоналий. М., 1997. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995. Словарь практического психолога. Минск, 1997.
Смит Н. Современные системы психологии: История, постулаты, практика. СПб.; М., 2003.
Станкип М. И. Общая психология: Функциональные явления человеческой психики. М., 2003.
Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 2001. Холодная М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. М., 1997. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М., 1994.
Учебное издание
Крысько Владимир Гаврилович Общая психология в схемах и комментариях
Главный редактор Е. Строганова
Заведующий редакцией Л. Винокуров
Руководитель проекта Т. Смирнова
Литературный редактор С. Гуськов
Художественный редактор Л. Адуевская
Корректоры Н. Солнцева, Н. Сулейманова
Верстка С. Уткина
Лицензия ИД №05784 от 07.09.01.
Подписано к печати 01.07.04. Формат 60x90/16. Усл. п. л. 16. Тираж 4000. Заказ %<)
ООО «Питер Принт», 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 67в.
Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 95 3005 — литература учебная.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО «Типография Правда 1906» 195299, Санкт-Петербург, ул Киришская, 2