Стили руководства (взаимодействия)

В современной психолого-педагогической литературе существуют различные классификации стилей педагогического руководства. Чаще всего вычленяются три основных разновидности: авторитарный стиль, демократический и либеральный.

Учитель, придерживающийся демократических тенденций в стиле руководства, привлекает учащихся к принятию решений, касающихся жизни коллектива, характера деятельности, стимулирует развитие общественного мнения, самостоятельности, проявляет заинтересованность в переживаниях и личной жизни школьников. Учитель этого стиля руководства прислушивается к критическим высказывания учащихся; его установка на учащихся положительная. При непосредственном взаимодействии с учениками он пользуется не столько прямыми, сколько косвенными формами побуждения к действию (совет, просьба).

Пример: «Он как-то так строил урок, что сам не выделялся как человек все знающий. Никто не боялся сказать что-то свое, если даже не был уверен, что сказанное будет верным»; «Мы всегда выходили из класса с чувством какой-то наполненности души и можно даже сказать - уважения к себе»; «К этой учительнице как магнитом тянуло после занятий, независимо от того, в каком классе ты учишься. Ее отношение к тебе как равному покоряло любого ученика».

Учитель авторитарного стиля руководства обращается главным образом к способам взаимодействия, основанным на подчинении. Он стремится к единоличному управлению классом и устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор. Авторитарный стиль руководства может обеспечить кажущуюся эффективность групповой деятельности, но создает крайне неблагоприятный психологический климат. При длительном сотрудничестве с учителем авторитарного стиля у учащихся развиваются отрицательный свойства – пассивность, неуверенность в себе, агрессивность.

Пример: «Наша учительница физики работала с нами три года и все это время держала нас в постоянном страхе. Она могла поставить на урок 10-15 двоек. У каждого их было столько, что мы их уже считали. Девочки выходили отвечать к доске со слезами на глазах. Естественно, было не до ответа. Мы только мучились, и единственной мыслью было – только бы она скорее меня, отпустила. Когда учительница заболевала, для нас наступал праздник. Конечно, она дала нам много знаний, причем прочных, но какой ценой они дались нам! До сих пор с содроганием слышу слово: «физика».

Учитель либерального стиля руководства не вмешивается в дела ребят без крайней необходимости, не проявляет особой инициативы в организации тех или иных дел. Ему свойственны нерешительность, колебания. Такой учитель не стремится к новшествам, остерегается и проявления инициативы школьников, установка на учащихся у него нейтральная. При нем, как правило, выделяется несколько наиболее деятельных учащихся, которые постепенно берут на себя некоторые его организаторские функции.

Пример: «Было у нас учительница математики. Математику она знала хорошо, преподавала ее неважно, в основном занимались мы сами, конечно, кто хотел. У нее было много слабостей, но мы к ней относились снисходительно, зная, что она много нам прощает, не помнит зла, не придирается по мелочам. Иногда мы над ней подсмеивались, но не обидно. Класс был сильный дружный и, когда что-то было нужно сделать, мы справлялись сами».

Стиль руководства формируется в зависимости от ряда объективных и субъективных предпосылок. К объективным предпосылкам относятся: образованность учителя, стиль руководства директора школы, развитость и сплоченность педагогического коллектива и др.; к субъективным – нравственно и эмоционально-волевое развитие личности учителя, особенности его темперамента, уровень притязаний, выражающихся в определенной самооценке и др.

Стиль отношений и характер взаимодействий в процессе руководства обучением и воспитанием детей создают в совокупности стиль педагогического общения.

2,

Рассматривая общее состояние современного российского образования, А.М. Новиков выделяет диалектическое единство двух противоположных процессов:

а) стремительное развитие острейшей конкурентной борьбы образовательных учреждений всех типов, уровней и форм на рынках образовательных услуг;

б) развитие объективно необходимой интеграции образовательных учреждений разных уровней и профилей.

При этом А.М. Новиков сосредоточивает основное внимание на положительных сторонах конкуренции, способствующих развитию образования.

Другую, негативную сторону конкуренции отмечает Е.А. Климов. Он подчеркивает, что в настоящее время в стране в связи с культивированием рыночной идеологии возможно возрождение средневековых традиций утаивания секретов профессионального мастерства. Эта тенденция в области психологического образования может начать угрожать воспроизводству профессиональной психологической культуры.

С нашей точки зрения, это относится и к другим областям профессиональной деятельности. Создается впечатление, что масштаб, разнообразие уровней и форм противодействия стремлению людей учиться и приобретать опыт в новых областях растут темпами, сопоставимыми с темпами роста возможностей для обучения (появлением новых типов учебных заведений, разнообразных учебных программ, курсов, средств обучения и т.д.). Это объясняется следующим.

1. Противодействие обучению – это один из видов социальных противодействий, которые в настоящее время оказывают друг другу субъекты социальных взаимодействий всех уровней из-за дифференциации общества на группы с противоречивыми интересами и из-за возрастания межгрупповой и межиндивидуальной конкуренции и соперничества. Именно удар по способности учиться, по процессам обучения и овладения новыми видами деятельности является одним из наиболее эффективных для того, чтобы сделать конкурента несостоятельным в стремительно меняющемся, перенасыщенном новой информацией социальном и технологическом мире.

2. Причиной противодействия обучению является необходимость экономии и сохранения тех или иных ресурсов, расходуемых при обучении (в том числе, финансовых). К разряду вынужденного противодействия, которое нельзя не упомянуть из-за его масштабов, является общее сокращение средств на обучение и образование. (Только один из многочисленных вопиющих примеров – нехватка авиационного топлива для обучения летчиков, ведущая к тому, что будущий летчик не получит необходимого практического опыта).

3. Возникновение новых видов деятельности, для которых еще не сформулированы или плохо сформулированы нормы и правила, требует от меняющегося общества активного управления и регулирования, в том числе, путем противодействия и ограничений по отношению к обучению этим видам деятельности.

Учебная деятельность - осознанная деятельность учеников по усвоению знаний, умений, навыков. Для того, чтобы она была успешной, нужно создавать мотивацию через интерес, эмоциональный интерес. Преимущество надо отдавать не внешнему стимулированию (получить оценку), а внутреннему (станешь интереснее другим людям, сможешь достичь что - либо).

В настоящее время известны различные методы и приемы стимулирования.

1. Эмоциональные методы:

· поощрение

· порицание

· учебно-познавательная игра

· создание ярких наглядно-образных представлений

· ситуация успеха

· стимулирующая оценка

· свободный выбор задания

· помощь ребенку в его самоутверждении

1. Познавательные методы:

· опора на жизненный опыт

· возбуждение познавательного интереса

· проблемная ситуация

· побуждение к поиску

· творческие задания

· мозговая атака

1. Волевые методы:

· предъявление учебных требований

· возбуждение чувства ответственности, долга

· познавательные затруднения

· самооценка своей деятельности и ее коррекция

· рефлексия поведения

· прогнозирование будущей деятельности

1. Социальные методы:

· развитие желания быть полезным

· побуждение к подражанию сильной личности

· создание ситуации взаимопомощи

· поиск контактов и сотрудничество

· заинтересованность результатами коллективной работы

· взаимопроверка

(П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский)

Противодействие обучению. Противодействие обучению может быть непреднамеренным или преднамеренным.

Непреднамеренное противодействие - это когда по незнанию, взрослые думают что помогают обучаться, а на деле только мешают. Например в помощи замещением, когда что-то делают за ребёнка, думают что он посмотрит на них и сделает так же, а у него всё равно не получается, потому что не объясняли как сделать какие-либо нюансы.

Преднамеренное противодействие - когда человек умышленно не хочет, чтобы другой человек чему-либо научился. Специально даёт заведомо неправильные советы по решению какой-либо задачи или не объясняет до конца всех тонкостей, без которых у ученика ничего не получится.

Методы эмоционального стимулирования.Обучениехорошо еще и эмоционально подкреплять. Поступки и опыт, подкреплённые положительными эмоциями будут лучше усвоены и запомнятся, поступки подкреплённые отрицательными эмоциями забудутся и будут нежелательны для повторного исполнения.

3,

Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человеческих знаний, опыта, культуры и создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Коммуникативная деятельность педагога структурно может быть представлена как взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения и умений педагогической техники:

· Перцептивные умения сводятся к наиболее общему умению - понимать других

· Умения педагогического общения связаны с умениями распределять внимание и поддерживать его устойчивость

· Умения педагогической техники - совокупность умений и навыков: выбрать правильный стиль и тон обращения с воспитанниками; управлять их вниманием; чувство темпа; развитие культуры речи преподавателя и др.

Организаторская деятельность предполагает умение включать учащихся в различные виды деятельности и организовывать деятельность коллектива. Организаторская деятельность может быть осуществлена при наличии у педагога мобилизационных, информационных, развивающих и ориентационных умений:

· Мобилизационные умения включают умения привлечь внимание учащихся и развивать у них устойчивый интерес к учению, труду и другим видам деятельности

· Информационные умения связаны с изложением учебной информации и с методами ее получения и обработки.

· Ориентационные умения направлены на формирование морально-ценностных установок воспитанников, их научного мировоззрения, привитие устойчивого интереса к учебной и научной деятельности м т. п.

· Развивающие умения предполагают определение «зоны ближайшего развития»

Наши рекомендации