Релевантные Основные Школы Психологии
Четыре ведущие психологические школы особенно важны для понимания поведения людей на финансовых рынках:
• Бихевиористская школа (исследование окружающих условий, являющихся причиной того или иного поведения человека)
• Гештальдская школа (исследование, как мы экстраполируем получаемую входящую информацию для создания более завершенных мысленных образов)
• Когнитивная психологическая школа (исследование, как человеческое мышление контролирует поведение)
• Психоаналитическая школа (исследование психических заболеваний и подсознания)
Психоанализ — это анализ психического заболевания, в то время как другие школы уделяют больше внимания, как думают, чувствуют и действуют нормальные люди. Следовательно, разумно ожидать от других трех школ лучшего объяснения, как создаются ценовые фигуры в совокупных движениях рынка. Психоаналитическая школа, с другой стороны, может объяснить, почему личный счет (не ваш, разумеется, кого-то другого!) не в таком уж хорошем состоянии.
Таблица 2 дает общее представление этого явления с точки зрения каждой из школ, объясняющих странное поведение финансовых рынков.
Каждый феномен приписывается определенной школе, хотя можно и утверждать, что он описывается под разными углами несколькими или даже всеми школами. Некоторые из приведенных феноменов, по понятной причине, довольно похожи, но представлены под разными заголовками, потому что у различных школ отличаются подходы и их названия. Мы просто не будем придавать значения этому раздражающему фактору, а двинемся дальше.
Итак, давайте положим этот список в свой карман и вернемся к нашей задаче. Мы можем начать с рассмотрения, как люди обрабатывают информацию на финансовых рынках. Это позволит понять, как воспринимается информация об экономической ситуации, как она влияет на наше субъективное состояние, какую придает форму нашему поведению и каким образом это поведение создает события в рынках. Как это было уже однажды, в 1815-м году…
Таблица 2
Основная школа | Релевантный феномен | Краткое описание | |
Бихевиористская школа | 1 Теория перспективы | У нас есть беспричинная тенденция с меньшей готовностью делать ставки на прибыли, чем на убытки | |
2 Магическое мышление | Мы думаем, что определенное поведение приводит к желаемому результату, даже когда мы не знаем этому никакого объяснения и когда на самом деле его нет | ||
Гештальдская теория | 3 Эффект убедительности | Нас больше убеждает надежный источник, чем надежный аргумент | |
4 Эффект самоубеждения | Когда реальность в конфликте с нашим мнением, мы, скорее, изменяем свое мнение, нежели принимаем реальность | ||
5 Эффект репрезентативности | Мы склонны думать, что наблюдаемые нами тренды, вероятней всего, продолжатся | ||
6 Адаптивная позиция | Мы придерживаемся тех же самых мнений, что и связанные с нами люди | ||
7 Самореализующаяся позиция | Мы делаем что-либо, поскольку это заставляет нас думать, что мы являемся кем-либо | ||
8 Позиция знаний | Мы делим данные на легкоуправляемые кластеры, каждый из которых обрабатывается как простая позиция | ||
9 Эффект ложного единодушия | В основном мы переоцениваем количество других людей, согласных с нашей позицией | ||
10 Позиция самозащиты | Мы переосмысливаем свои позиции, чтобы они как бы подтверждали уже принятые нами решения | ||
11 Теория соматического маркера | Сильные угрозы возбуждают телесные реакции, усиливающие длительную панику | ||
Школа Когнитивной психологии | 12 Социальное сравнение | Мы используем поведение других как источник информации о проблеме, которую затрудняемся объяснить | |
13 Синдром повышенной чувствительности | Мы переоцениваем лично нами выбранные вещи | ||
14 Теория сожаления | Мы стараемся избегать действий, подтверждающих совершенные нами ошибки | ||
15 Когнитивный диссонанс | Когнитивный диссонанс возникает, когда доказательства говорят, что наши предположения неверные | ||
Мы стараемся избегать или искажать такую информацию, мы стараемся избегать действий, выявляющих это несоответствие | |||
16 Фиксация | На наши решения влияет входящая информация, которая, как нам кажется, предлагает правильный ответ | ||
17 Мыслительные отделы | Мы разделяем явление на различные составляющие и пытаемся, скорее, оптимизировать каждую из них, нежели целое | ||
18 Размыкание (цепи) | Мы избегаем принимать решения, пока не получим дополнительную информацию, даже если эта информация не относится к разрешению близкой проблемы | ||
19 Ошибка ассимиляции | Мы неверно истолковываем получаемую информацию, чтобы она подтверждала то, что мы совершили | ||
20 Избирательная обработка (информации) | Мы стараемся прислушиваться только к той информации, которая, как нам кажется, подтверждает наше поведение и позицию | ||
21 Избирательное восприятие | Мы ошибочно интерпретируем информацию, чтобы она подтверждала наше поведение и позицию | ||
22 Слишком самонадеянное поведение | Мы переоцениваем нашу способность принимать верные решения | ||
23 Необъективность оценки прошедших событий | Мы переоцениваем наши способности предсказать исход некоторых прошедших событий | ||
24 Необъективность подтверждения | Наши выводы чрезмерно склоняют нас к тому, во что мы хотим верить | ||
Психоанализ | 25 Параноидное раздвоение личности | Мы чрезмерно озабочены, что нас могут обмануть или что мы можем совершить ошибки | |
26 Мимическое раздвоение личности / Пограничное раздвоение личности | Мы постоянно взвешиваем свои решения и не можем расслабиться | ||
27 Самовлюбленное раздвоение личности | Мы чрезмерно озабочены выглядеть успешными во всем, что мы делаем | ||
28 Замкнутое раздвоение личности | Мы продолжаем возвращаться к делам, которые не удались, чтобы отомстить или переделать наоборот | ||
29 Навязчивый невроз | Мы чрезмерно поглощены мельчайшими подробностями | ||
30 Депрессивное раздвоение личности | Мы всегда разочарованы и озабочены, независимо от того, хорошо или плохо все у нас |
Когнитивный Диссонанс
Различные переживаемые нами эмоции могут не влиять друг на друга, или они могут находиться в обоюдной гармонии, или в обоюдной дисгармонии. Мы говорим о «когнитивном резонансе», когда они в гармонии, и о «когнитивном диссонансе», когда они в дисгармонии. Когнитивный диссонанс, таким образом, это конфликт разума, с которым мы сталкиваемся, когда получаем доказательства, что мы не правы или не были правы, подобно курильщику, читающему статью о вреде курения.
Это не очень приятно, и теория когнитивного диссонанса предлагает нам оберегать себя от полного осознания, насколько мы глупо поступаем или поступили. Мы можем, например, избегать информации о проблеме или можем придумать потусторонние аргументы для поддержания своих верований и предположений.
К примеру, Эрлих[34]и другие (1957) продемонстрировали, что покупатели новых автомобилей выборочно избегают читать рекламу о моделях, которые они не выбрали, и в то же время их привлекает реклама выбранных ими автомобилей.
Этот процесс, вероятней всего, влияет на то, как инвесторы отбирают информацию. Финансовые тренды могут продолжаться дольше, чем они должны, если люди пытаются избегать информации, противоречащей тренду.
Создание Позиций
Позиции часто создаются через взаимодействия между аффектом, поведением и познанием.