Три основные школы в психологии и психотерапевтическая практика по N. Karasu

Психологическая коррекция больных с соматическими расстройствами, касаясь, главным образом, вторичных нарушений значимых отношений личности, способствуют изменению неадекватных реакций на болезнь, созданию у больного реалистических установок на лечение, восстановление внутрисемейных и более широких социальных связей. Психологические методы коррекции личностных реакций на болезнь способствуют также не только улучшению состояния больных, но и профилактике рецидивов болезни, предупреждая дистрессы, ведущие к декомпенсации больных. Для реализации широкого использования психокоррекции в соматической клинике необходимо четкое представление о так называемых психотерапевтических «мишенях», которыми, в частности, являются различные варианты (типы) личностного реагирования на болезнь и социальной дезадаптации в связи с заболеванием. Диагностика таких типов может осуществляться тем же путем, который обычно используется в клинической психиатрии, то есть путем расспроса больного, наблюдения за его поведением, собирания сведений от родных и близких...

«Отношение к болезни является элементом системы отношения в целом и поэтому не может рассматриваться изолированно». (Л.И. Вассерман и др., 1990)

* личностная реакция присуща и людям с тяжелыми неврологическими и психическими формами патологии.

* «концепция здоровья», «внутренняя картина здоровья» и т.п. - глубоко личностные образования;

Личностный Опросник Бехтеревского института (ЛОБИ) разработан с целью диагностики типов отношения к болезни и других, связанных с нею личностных отношений у больных хроническими соматическими заболеваниями. Диагностируется сложившийся под влиянием болезни паттерн отношений к самой болезни, к ее лечению, врачам и медперсоналу, родным и близким, окружающим, работе (учебе), одиночеству и будущему, а также к своим витальным функциям (самочувствие, настроение, сон, аппетит). Диагностируемые типы отношений. С помощью ЛОБИ могут быть диагностированы следующие типы отношений [Личко А. Е., Иванов И. Я., 1980]:

1. Гармоничный. Трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации – переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе quo ad vitam сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбе близких, своего дела.

2. Тревожный (Т). Непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни, вероятных осложнениях, методах лечения, непрерывный поиск «авторитетов». В отличие от ипохондрии более интересуют объективные данные о болезни (результат анализов, заключения специалистов), чем собственные ощущения. Поэтому предпочитают больше слушать высказывания других, чем без конца предъявлять свои жалобы. Настроение прежде всего тревожное, угнетенность - вследствие этой тревоги.

3. Ипохондрический. Сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим. На их основе преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требований тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур.

4. Меланхолический. Удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг. Неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.

5. Апатический (А). Полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Утрата интереса ко всему, что ранее волновало.

6. Неврастенический.Поведение по типу «раздражительной слабости».

Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения, неблагоприятных данных обследования. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается нередко раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения. В последующем – раскаяние за беспокойство и несдержанность.

7. Обсессивно-фобический . Тревожная мнительность прежде всего касается опасений не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы.

8. Сенситивный. Чрезмерная озабоченность о возможном неблагоприятном впечатлении, которое могут произвести на окружающих сведения о своей болезни. Опасения, что окружающие станут избегать, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни или неблагоприятные сведения о причине и природе болезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим.

9. Эгоцентрический. «Уход в болезнь». Выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы – все должны забыть и бросить всё и заботиться только о больном. Разговоры окружающих быстро переводятся «на себя». В других людях, также требующих внимания и заботы, видят только «конкурентов» и относятся к ним неприязненно. Постоянное желание показать свое особое положение, свою исключительность в отношении болезни.

10. Эйфорический. Необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное. Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Надежда на то, что «само все обойдется». Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Легкость нарушений режима, хотя эти нарушения могут неблагоприятно сказываться на течении болезни.

11. Анозогнозический. Активное отбрасывание мысли о болезни, о возможных ее последствиях. Отрицание очевидного в проявлениях болезни, приписывание их случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения. Желание «обойтись своими средствами».

12. Эргопатический. «Уход от болезни в работу». Даже при тяжести болезни и страданиях стараются во что бы то ни стало работу продолжать. Трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, работе отдают все время, стараются лечиться и подвергаться обследованию так, чтобы это оставляло возможность для продолжения работы.

13. Паранойяльный. Уверенность, что болезнь–результат чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения лечения или побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Обвинения и требования наказаний в связи с этим. Система отношений, связанных с болезнью, может не укладываться в один из описанных типов. Здесь речь может идти о смешанных типах, особенно близких по картине (тревожно-обсессивный, эйфорически-анозогнозический, сенситивно-эргопатический и др.). Но система отношений может еще не сложиться в единый паттерн – тогда ни один из перечисленных типов не может быть диагностирован и черты многих или всех ти пов бывают представлены более или менее равномерно.

Задание №3. Провести психологический анализ текста « Акцентуации характера и отношение к здоровью»

Эпилептоид. Здоровье. К своему здоровью эпилептоиды относятся совершенно так же, как и ко всему остальному - ответственно и организованно. Если они знакомятся с какой-нибудь оздоровительной системой, которая вызывает у них доверие, то они становятся ее активными приверженцами, системати­чески занимаются оздоровительным бегом, голоданием или другими процедурами. Эпилептоиды при этом стараются заставить заниматься по этой системе всех, кого они могут заставить (детей, супруга, домашних) и агитируют за нее всех, кого заставить не могут (сослуживцев, друзей и т.д.). Поэтому здоровье эпилептоидов чаще всего крепкое. Если, однако, они заболевают, то тщательно лечатся, соблюдая все предписания врача, тщательно дезинфицирую все предметы, которых касаются, чтобы не заразить домашних, и т.д. По крайней мере, четкая организованность эпилептоида не позволяет ему пропускать ежегодные диспансеризации, поэтому их болезни вовремя выявляются и не бывают неожиданными (кроме инфаркта, который, как мы уже говорили, может часто угрожать эпилептоидам, т.к. они нахо­дятся в постоянном внутреннем напряжении из-за конфликта свойственной им агрессии и силы запрещающих правил).

Паранойяльный. Если цель паранойяльного не лежит в такой области, для которой явно необходимо здоровье, то он своего состояния здоровья просто не замеча­ет. Он кажется сам себе здоровым и, в отличие от эпилептоида, не пойдет на диспансеризацию, т.к. это мешает его работе. В результате такой чело­век может «свалиться» внезапно, как бы на фоне полного здоровья.

Если же его цель требует отменного здоровья (например, профессио­нальный спорт или др.), то усилия паранойяльного по поддержанию физической формы будут поистине неутомимыми.

Заболев, паранойяльный не умеет выполнять рекомендации врачей, соблюдать необходимый режим, вести щадящий образ жизни. Поэтому он продолжает работать - ходить на работу, или работать дома, или даже при­нимать своих сослуживцев в больнице, как раньше принимал их в своем рабочем кабинете. Поэтому вылечиться такому человеку всегда бывает очень трудно. Причем такое поведение паранойяльного нужно отличать от такого же поведения истероида, который также может продолжать актив­ную деятельность, будучи больным, но делает это не «для дела», а для по­лучения дополнительных порций восхищения от окружающих за свою стойкость и самоотверженность.

Истероид. Собственно само название этой личностной акцентуации произошло от названия истерического невроза, который заключается в том, что боль­ной (чаще больная) способен вызвать у себя все признаки любой болезни. Если речь идет уже о психическом заболевании, то истерик, действительно, может испытывать все физические страдания вызванной болезни, вплоть до опухоли, ожога, или даже известны случаи, когда имелись все внешние признаки беременности у больной истерией при отсутствии настоящей бе­ременности.

Отсюда ясно, что хотя речь идет и не о больных истерией, а только об истероидной акцентуации личности, такие люди многократно усиливают у себя проявления любой болезни, очень склонны к самовнушению. Особенно это проявляется тогда, когда болезнь может помочь истероиду привлечь к себе внимание близких, вызвать их дополнительную жалость и сочувс­твие.

Поэтому у истероидов любая болезнь представляется смертельной и требует максимальной мобилизации сил всех родных и знакомых. По малейшему поводу вызывается скорая помощь. Вообще вызывается множество различных докторов, но в основном затем, чтобы убедиться, что все они со­ветуют разное и все ничего не понимают. Лучшими считаются доктора, ко­торые подтверждают смертельный характер болезни или выписывают наибо­лее дорогостоящие лекарства.

У женщин истероидного психотипа, которые вообще нуждаются в повышенном внимании со стороны мужа, если они действительно получают его недостаточно, может возникнуть страх одиночества, который постоянно мучает, не дает им спокойно существовать, и хотя они реально от этого страдают, он возникает по механизму условной «выгодности болезни». То есть, если муж недостаточно уделяет внимание жене, когда она здорова, то она заболевает, причем такой болезнью, от которой может спасти только его присутствие.

Гипертим. По своему складу, по своей физической конституции гипертим, в ос­новном, человек здоровый, он очень редко болеет, а уж нервные заболева­ния ему и вовсе не свойственны. Он совершенно не думает о своем здо­ровье, не волнуется ни из-за каких симптомов, а действительно заболев, не идет к врачу, переносит болезнь на ногах, не лечится, и это часто сходит ему с рук - болезнь проходит сама благодаря его крепкому телосложению. Однако он все время уговаривает и окружающих так же относиться к бо­лезням, не обращать на них внимания, что, конечно, позволительно не всем психопатам, а только высокоэнергетичным.

Шизоид. Как и паранойяльный, шизоид не обращает внимания на свое здо­ровье, но если паранойяльный, будучи высокоэнергетичным типом, имеет довольно крепкое здоровье, то аскетически сложенный шизоид обычно действительно болезнен, часто простужается и постоянно болеет, ходит всегда с шарфом вокруг шеи или с завязанными зубами.

Психастеник - слабые здоровьем люди. Они часто болеют, т.к. име­ют астеническое телосложение, а кроме того, им свойственна ипохондрия - заболев, они заботятся повышенно о себе, боятся каждого симптома, все их пугает и предвещает опасность. Даже когда они не больны, у них плохой сон и плохой аппетит.

Гипотим. Как и психастеноиды, гипотимы склонны к ипохондрии, но они еще более тревожны и мнительны, еще более склонны искать у себя проявления различных заболеваний, беспокоиться из-за любого недомогания, как из-за смертельной болезни. Но гипотимы не любят врачей, потому что всегда не­довольны ими, не доверяют им и сомневаются в их компетентности, а кро­ме того, они очень стеснительны и это еще более затрудняет им процесс лечения.

Сензитив. Тревожность, мнительность и страх делают сензитива уязвимым к бо­лезням, а страх перед врачами мешает ему лечиться. Однако сензитиву не свойственно «слечь в постель», т.к. он не любит зря беспокоить окружаю­щих, связывать их уходом за больным.

Задание №4. Составление индивидуального личностного профиля с использованием шестнадцатифакторного личностного опросника Кеттелла (16 PF)

Инструкция: «Это исследование имеет цель определить некоторые свойства Вашей личности. Вам будет предложен ряд вопросов и три варианта ответов на каждый из них (а, в, с).

Отвечать следует так:

· сначала прочтите вопрос и варианты ответов к нему;

· затем выберите один из 3 вариантов ответов, отражающий Ваше мнение;

Вы должны работать самостоятельно, а теперь можете приступать к работе».

Текст опросника

1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше:

а) да, в) трудно сказать, с) нет.

2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей:

а) да, в) иногда, с) нет.

3. Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и что зимой «жарко», я должен был бы назвать преступника: а) бандитом, в) святым, с) тучей.

4. Когда я ложусь спать, я засыпаю:

а) быстро в) нечто среднее, с) с трудом.

5. Если бы я вёл машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочёл бы:

а) пропустить вперёд большинство машин, в) не знаю с) обогнать все идущие впереди машины.

6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории:

а) да, в) иногда, с) нет.

7. Мне важно, чтобы во всём, что меня окружает, не было беспорядка:

а) верно, в) трудно сказать, с) неверно.

8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть:

а) да, в) иногда, с) нет.

9. Я бы скорее занимался:

а) фехтованием и танцами, в) затрудняюсь ответить, с) борьбой и баскетболом.

10. Меня забавляет что, то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом:

а) да, в) иногда, с) нет.

11. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями:

а) да, в) иногда, с) нет.

12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми, и вовсе не обижаюсь:

а) верно, в) не знаю, с) неверно.

13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом:

а) верно, в) не знаю, с) неверно.

14. Мне больше нравятся новые способы в выполнении какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приёмов:

а) верно, в) не знаю, с) неверно.

15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:

а) верно, в) иногда, с) неверно.

16. Я думаю, что я человек менее чувствительный и легко возбуждаемый, чем большинство других людей:

а) верно, в) затрудняюсь ответить с) неверно.

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения:

а) верно, в) не знаю, с) неверно.

18. Иногда хоть и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения к моим родителям:

а) да, в) не знаю с) нет.

19.Я скорее рассказал бы свои сокровенные мысли:

а) моим хорошим друзьям, в) не знаю, с) в своем дневнике.

20. Я думаю, что противоположным по значению словом по отношению к противоположности слова "неточный " будет:

а) небрежный, в) тщательный, с) приблизительный.

21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:

а) да, в) трудно сказать, с) нет

22 Меня больше раздражают люди, которые:

а) своими глупыми шутками вгоняют людей в краску,

в) затрудняюсь ответить, с) создают неудобства для меня, опаздывая на условленную встречу.

23. Мне очень нравиться приглашать людей и развлекать их:

а) верно, в) не знаю, с) неверно.

24. Я думаю, что:

а) не все надо делать одинаково тщательно, в) затрудняюсь ответить,

с) любую работу надо делать тщательно, если вы за нее взялись

25.Мне всегда приходиться преодолевать смущения:

а) да, в) иногда с) нет.

26. Мои друзья чаще:

а) советуются со мной, в) делают то и другое поровну, с) дают советы.

27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачать его:

а) да, в) иногда с) нет.

28. Мне нравится друг:

а) интересы которого имеют деловой и практический характер,

в) не знаю, с) который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь.

29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю:

а) верно, в) затрудняюсь ответить, с) неверно.

30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки:

а) да, в) не знаю, с) нет.

31. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:

а) играть в шахматы, в) трудно сказать, с) играть в городки.

32. Мне не нравятся общительные компанейские люди:

а) да, в) не знаю, с) нет.

33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:

а) да, в) иногда, с) нет.

34.. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо.

а) да, в) иногда, с) нет.

35. Мне бывает трудно признать, что я не прав:

а) да, в) иногда, с) нет.

36. На предприятии мне было бы интереснее:

а) работать с машинами и механизмами, участвуя в основном производстве,

в) трудно сказать, с) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой.

37 . Какое слово не связано с двумя другими:

а) луна, в) воздух, с) солнце?

38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:

а) раздражает меня, в) нечто среднее, с) не беспокоит меня совершенно.

39. Если бы у меня было много денег то, я:

а) жил бы, не стесняя себя ни в чем, в) не знаю,

с) позаботился бы о том, чтобы не вызывать к себе зависти.

40. Худшее наказание для меня:

а) тяжелая работа, в) не знаю, с) быть запертым в одиночестве.

41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали:

а) да, в) иногда, с) нет.

42. Мне говорили, что ребенком я был:

а) спокойным и любил оставаться один, в) не знаю, с) живым и подвижным.

43.Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами:

а) да, в) не знаю, с) нет.

44. Я думаю, что большинство свидетелей говорит правду, даже если это нелегко:

а) да, в) трудно сказать, с) нет.

45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне не осуществимыми:

а) верно, в) затрудняюсь ответить, с) неверно.

46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делают большинство людей:

а) верно, в) не знаю, с) неверно.

47. Я никогда не чувствую себя несчастным, что мне хочется плакать:

а) верно, в) не знаю, с) неверно.

48. В музыке я наслаждаюсь:

а) маршами в исполнении военных оркестров, в) не знаю, с) скрипичными соло.

49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:

а) в деревне с одним или двумя друзьями, в) затрудняюсь сказать,

с) возглавляя группу в туристическом лагере.

50. Усилия, затраченные на составление планов:

а) никогда нелишние, в) трудно сказать, с) не стоят того.

51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня:

а) верно, в) не знаю, с) неверно.

52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела мелкими:

а) всегда, в) иногда, с) редко.

53. Я предпочел бы скорее работать:

а) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми,

в) затрудняюсь ответить, с) быть архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект.

54.Дом так относится к комнате, как дерево к:

а) лесу, в) растению, с) листу.

55. То, что я делаю, у меня не получается:

а) редко, в) иногда, с) часто.

56. В большинстве дел я:

а) предпочитаю рискнуть, в) не знаю, с) предпочитаю действовать наверняка.

57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю:

а) скорее всего это так, в) не знаю, с) думаю, что нет.

58. Мне больше нравится человек:

а) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен, в) трудно сказать,

с) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам.

59. Я принимаю решения:

а) быстрее, чем многие люди, в) не знаю, с) медленнее, чем большинство людей.

60. На меня большее впечатление производит:

а) мастерство и изящество, в) трудно сказать, с) сила и мощь.

61. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству:

а) да, в) нечто среднее, с) нет.

62. Мне больше нравиться разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными:

а) да, в) не знаю, с) нет.

63. Я предпочитаю:

а) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам,

в) затрудняюсь ответить, с) советоваться с моими друзьями.

64. Если человек не отвечает сразу же, после того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость:

а) верно, в) не знаю, с) неверно.

65.В школьные годы я больше всего получил знаний:

а) на уроках, в) трудно сказать, с) читая книги.

66. Я избегаю общительной работы и связанной с этим ответственности:

а) верно, в) иногда, с) неверно.

67. Когда вопрос, который надо решать, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:

а) заняться другим вопросом, в) затрудняюсь ответить, с) еще раз попытаться решить этот вопрос.

68. Иногда у меня возникают такие сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т.д. без определенных причин:

а) да, в) иногда, с) нет.

69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно:

а) верно, в) не знаю, с) неверно.

70. Мне приято сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня:

а) да, в) иногда, с) нет.

71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1,2,3,6,5 будет:

а) 10, в) 5, с) 7.

72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины:

а) да, в) не знаю, с) нет.

73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту или официантке лишнее беспокойство:

а) да, в) иногда, с) нет.

74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди:

а) верно, в) трудно сказать, с) неверно.

75. На вечеринке мне больше нравиться:

а) принимать участие в интересной беседе, в) затрудняюсь ответить,

с) смотреть, как люди отдыхают, и отдыхать, расслабившись самому.

76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей его могут услышать:

а) да, в) иногда, с) нет.

77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы хотел больше встретиться с:

а) Колумбом, в) не знаю, с) Шекспиром.

78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела:

а) да, в) иногда, с) нет.

79. Работая в магазине, я предпочел бы:

а) оформлять витрины, в) не знаю, с) быть кассиром.

80. Если люди плохо обо мне думают, я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным:

а) да, в) иногда, с) нет.

81. Если я вижу, что мой друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:

а) сразу же думаю: "У него плохое настроение"

в) не знаю, с) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил.

82. Все несчастья происходят из-за людей, которые стараются во все внести изменения, хотя уже существует удовлетворительные способы решения этих вопросов:

а) да, в) иногда, с) нет.

83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости:

а) да, в) иногда, с) нет.

84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной:

а) верно, в) иногда, с) неверно.

85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей:

а) верно, в) иногда, с) неверно.

86. Мне легче не считаться с другими людьми, чем им со мной:

а) верно, в) иногда, с) неверно.

87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать:

а) часто, в) иногда, с) никогда.

88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 мин отмеренных по точным часам, то эти часы:

а) отстают, в) идут правильно, с) спешат.

89. Мне бывает скучно:

а) часто, в) иногда, с) редко.

90. Люди говорят, что мне нравиться все делать своим способом:

а) верно, в) иногда, с) неверно.

91. Я считаю, что нужно избегать лишних волнений, потому что они утомляют:

а) да, в) не знаю, с) нет.

92. Дома в свободное время я:

а) болтаю и отдыхаю, в) затрудняюсь ответить, с) занимаюсь интересующими меня делами.

93. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми:

а) да, в) иногда, с) нет.

94. Я считаю то, что люди говорят стихами, можно так же выразить прозой:

а) да, в) иногда, с) нет.

95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной:

а) да, в большинстве случаев, в) иногда, с) нет.

96. Я думаю, что даже самые драматические события уже через год не оставят в моей душе никаких следов:

а) да, в) иногда, с) нет.

97. Я думаю, что было бы интереснее быть:

а) натуралистом и работать с растениями, в) не знаю, с) страховым агентом.

98. Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам, к определенным животным, местам и т.д.:

а) да, в) иногда, с) нет.

99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир:

а) да, в) трудно сказать, с) нет.

100. Я предпочитаю игры:

а) где надо играть в команде или иметь партнера, в) не знаю, с) где каждый играет сам за себя.

101. Ночью мне сняться фантастические или нелепые сны:

а) да, в) иногда, с) нет.

102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время я ощущаю тревогу и страх:

а) да, в) иногда, с) нет.

103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне не нравятся:

а) да, в) иногда, с) нет.

104. Какое слово менее связано с другими:

а) думать, в) видеть, с) слышать.

105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии:

а) кузеном (двоюродным братом), в) племянником, с) дядей.

Обработка результатов

Шаг 1.С помощью ключа подсчитайте количество сырых баллов.

Примечание. Для второго фактора «В» начисляется по 1 баллу за каждое совпадение с ключом. Для всех остальных факторов («А», «С», «Е», «F», «G», «Н», «I», «L», «M», «N», «O», «Q 1», «Q 2», «Q 3», «Q 4», «Md») начисляется по 2 балла за каждое совпадение с ключом и по 1 баллу, если испытуемым выбран вариант "в" (средний вариант ответа).

Ключ

1) А:2с,19а,36с,53а,70а,87с

2) В:3в,20с,37в,54с,71а,88в,104а,105в

3) С:4а,21а,38с,55а,72с,89с

4) Е:5с,22с,39а,56а,73с,90а

5) F:6с,23а,40с,57а,74а,91с

6) G:7а,24с,41а,58с,75а,92с

7) Н:8а,25с,42с,59а,76а,93с

8) I: 9а,26а,43с,60а,77с,94с

9) L:10а,27с,44с,61с,78а,95а

10) М: 11с,28с,45с,62а,79а,96с

11) N: 12с,29а,46а,63а,80с,97с

12)О:13с,30а,47с,64а,81с,98а

13) Q1:14а,31а, 48с,65с,82с, 99а

14) Q2:15а,32с,49а,66а,83с,100с

15) Q3:16а,33а,50а,67с, 84с,101с

16) Q4: 17а,34с,51с,68а,85с,102а

17) Md: 1а,18с, 35с, 52а,69с,86с,103с

Используя таблицу, сырые баллы переведите в стены.

Перевод сырых баллов в стены

Факторы Стены
Номер Обозна-чение
А 0-4 -
В 0-2 - - - - 7-8
С 0-3
Е 0-1 10-12
F 0-2 - 10-12
G 0-3
H 0-3
I 0-3
L 0-1 - - 8-12
M 0-3 - 11-12
N 0-1 10-12
O 0-1 10-12
Q1 0-4 -
Q2 0-2 - 10-12
Q3 0-2 11-12
Q4 0-1 6-7 11-12
Md 0-2 11-12

Далее с помощью следующих формул произведите подсчет вторичных факторов:

Три основные школы в психологии и психотерапевтическая практика по N. Karasu - student2.ru ;

Три основные школы в психологии и психотерапевтическая практика по N. Karasu - student2.ru ;

Три основные школы в психологии и психотерапевтическая практика по N. Karasu - student2.ru ;

Три основные школы в психологии и психотерапевтическая практика по N. Karasu - student2.ru ;

Уровни выражения фактора:

1-2-й - стены - низкий уровень;

3-4-й - стены - уровень ниже среднего;

5-6-й - стены средний уровень;

7-8-й - стены уровень выше среднего;

9-10-й - высокий уровень;

Шаг 2. Определите достоверность полученных результатов по шкале Md.

Уровни выраженности по шкале Md:

1-4-й стены - результаты методики считаются достоверными,

5-10-й стен - результаты методики считаются недостоверными,

Ответы респондентов, получивших 5 стен и более по шкале Md, являются неискренними и не подлежат дальнейшей интерпретации.

Шаг 3. Начертите собственный профиль личности.

Профиль личности, полученный при использовании методики 16 PF P. Кеттелла.

Наши рекомендации

Понижение показателей   Повышение показателей
Сдержанность, обособленность . . . . . A . . . . . Обращенность вовне, легкость в общении
Три основные школы в психологии и психотерапевтическая практика по N. Karasu - student2.ru Мышление более конкретное . . . . . B . . . . . Мышление более абстрактное
Три основные школы в психологии и психотерапевтическая практика по N. Karasu - student2.ru Чувствительность, малая устойчивость . . . . . C . . . . . Трезвость, устойчивость, рассудочность
Три основные школы в психологии и психотерапевтическая практика по N. Karasu - student2.ru Мягкость, уступчивость, скромность . . . . . E . . . . . Доминирование, упрямство, напористость
Три основные школы в психологии и психотерапевтическая практика по N. Karasu - student2.ru Серьезность, молчаливость (без подъема) . . . . .   F . . . . . Жизнерадостность, энтузиазм (подъем)
Три основные школы в психологии и психотерапевтическая практика по N. Karasu - student2.ru Инициативность, избегание традиций . . . . .   G . . . . . Добросовестность, исполнительность, надежность
Три основные школы в психологии и психотерапевтическая практика по N. Karasu - student2.ru Три основные школы в психологии и психотерапевтическая практика по N. Karasu - student2.ru Неуверенность, боязливость . . . . . H . . . . . Готовность идти на риск, спонтанность
Три основные школы в психологии и психотерапевтическая практика по N. Karasu - student2.ru Реальность, полагается на себя . . . . .   I . . . . . Недостаточная самостоятельность, спонтанность
Три основные школы в психологии и психотерапевтическая практика по N. Karasu - student2.ru Доверчивость, уживчивость . . . . . L . . . . . Предпочтение своего мнения, подозрительность
Три основные школы в психологии и психотерапевтическая практика по N. Karasu - student2.ru Практицизм, нет случайных склонностей . . . . . M . . . . . Богатство воображения, богемность
Три основные школы в психологии и психотерапевтическая практика по N. Karasu - student2.ru Бесхитростность, сентиментальность . . . . . N . . . . . Проницательность, расчетливость
Три основные школы в психологии и психотерапевтическая практика по N. Karasu - student2.ru Уверенность в себе, спокойствие . . . . . O . . . . . Беспокойство с чувством вины
Три основные школы в психологии и психотерапевтическая практика по N. Karasu - student2.ru Признание принятых норм и правил . . . . . Q1 . . . . . Стремление к новаторству, эксперименту
Три основные школы в психологии и психотерапевтическая практика по N. Karasu - student2.ru Зависимость от группы, присоединение . . . . . Q2 . . . . . Уверенность в себе, самостоятельность
Три основные школы в психологии и психотерапевтическая практика по N. Karasu - student2.ru Внутренняя конфликтность, малый волевой контроль . . . . .   Q3 . . . . . Ответственность, самоконтроль, сила воли
Расслабленное спокойствие, леность . . . . .   Q4 . . . . . Высокое пробуждение с неудовлетворением, деятелен
Три основные школы в психологии и психотерапевтическая практика по N. Karasu - student2.ru Низкая тревога (приспособленность) . . . . . F1 .