Настроение претендентов и их отношение к интервьюеру

Ожидалось, что испытуемые, с которыми будут общаться менее непосредственно (то есть менее позитивно), будут 1) после интервью испытывать менее положительные чувства и 2) менее положительно относиться к самому интервьюеру. Эти ожидания подтвердились лишь частично (см. табл. 1). Несмотря на то что испытуемые из группы «Отсутствия непосредственного поведения» сообщали о менее положительных настроениях, чем испытуемые из группы «Непосредственного поведения», эти различия были статистически ненадежны

новости психологии

Настроение претендентов и их отношение к интервьюеру - student2.ru

«МОЗАИЧНЫЕ» ГРУППЫ БОРЮТСЯ С ПРЕДРАССУДКАМИ

Когда Верховный Суд США запретил расовую сегрегацию в школах, это породило в обществе большие надежды. Ожидалось, что если черные и белые дети смогут учиться в одном классе и подружиться, то, может быть, они вырастут свободными от предрассудков и не столкнутся с проблемами, которые обычно возникают из-за предрассудков. Эти надежды не оправдались. Прошло уже довольно много времени после десегрегации школ, а черные, белые и мексиканские маленькие американцы по-прежнему склонны оставаться в своих эт-нических группах. Эллиот Аронсон и его коллеги (Aronson, Blaney, Stephan, Sikes, Snapp, 1978; Aronson, Gonzalez, 1988) пришли к выводу, что это объясняется двумя основными причинами: во-первых, в обычных классах дети, как правило, лишены «контактов равного статуса». Дети, принадлежащие к меньшинствам, обычно плохо учатся и поэтому имеют более низкий статус. Во-вторых, у детей нет «общей цели», поскольку в обычных классах в процессе обучения возникает острая конкуренция между учениками.

Чтобы обеспечить контакт равного статуса и стремление к общей цели, Аронсон и его коллеги ввели в смешанных классах начальной школы новую среду обучения, организовав так называемые «мозаичные группы», которые обеспечивают взаимосвязь между учениками. Методика «мозаики» — это объединение учеников для совместной работы в классе, которое легко может провести каждый учитель. Учеников делят на учебные группы по шесть человек. Материал урока делят на шесть частей, чтобы каждому ученику досталось прочитать часть задания. Все ученики получают части информации; чтобы создать полную картину, их надо сложить вместе, как кусочки разрезной мозаики. Каждый ребенок выучивает свой

раздел и преподает его остальным членам группы. Таким образом, у любого ребенка есть возможность выступить в роли знающего человека.

Работая по мозаичной методике, дети постепенно понимают, что в новых условиях неуместна конкуренция, к которой они привыкли прежде. Теперь, чтобы выучить весь материал (и получить хорошую оценку на контрольной работе), ребенок должен научиться слушать других, задавать нужные вопросы и так далее. При таком процессе обучения у детей есть возможность обратить внимание друг на друга и оценить товарищей по группе как партнеров, оказывающих взаимную помощь. При этом учениками вовсе не обязательно движут альтруистические побуждения. В основе мотивации лежат их собственные интересы, которые в данном случае совпадают с интересами остальных.

Систематические наблюдения за процессом обучения по этой методике определенно указывают на положительные результаты. В мозаичных группах у детей значительно повышалась самооценка, а также им начинали больше нравиться товарищи по группе, причем независимо от их этнической принадлежности. Другими словами, в мозаичных группах борьба с предрассудками и дискриминацией увенчалась успехом. Что касается успеваемости, то белые ученики в мозаичных группах учились так же, как в обычных классах. Однако ученики, принадлежавшие к этническим меньшинствам, в мозаичных группах учились значительно лучше, чем в обычных классах.

Основано на материалах книги Aronson E., Blaney N., Stephan C., Sikes J., Snapp M. The Jigsaw

Classroom. Beverly Hills, CA: Sage, 1978; H craibn Aronson E., Gonzalez A. Desegregation, jigsaw, and the Mexican-American experience / Eds. Katz P. A. and Taylor D., Toward the elimination of racism: Profiles in controversy. — New York: Plenum, 1988.

Тем не менее испытуемые из группы «Отсутствия непосредственного поведения» оценили своих интервьюеров как менее дружелюбных... и в целом менее адекватных... чем испытуемые из группы «Непосредственного поведения».

ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты двух экспериментов явно подтверждают две наши дополнительные гипотезы и дают косвенные доказательства того, что при межрасовых взаимодействиях могут реализовываться и реализуются самоисполняющиеся пророчества.

Результаты эксперимента 1 показывают, что белые испытуемые действительно обращались с черными претендентами менее непосредственно, чем с их белыми собратьями. Таким образом, получила экспериментальное подтверждение концепция Гоффмана (Goffman, 1963): в англо-американском обществе черный цвет кожи является чертой, играющей роль стигмы. Это позволяет предсказать поведение избегания при взаимодействии носителей стигмы с «нормальными» индивидами. Эти ре-зультаты можно рассматривать также как расширение сферы действия эффекта стигмы, описанного Клеком и его коллегами, для взаимодействий с людьми, имеющими физические недостатки.

В эксперименте 2 была со всей очевидностью продемонстрирована возможность влияния дифференцированного обращения с черными и белыми претендентами, полученного в эксперименте 1, на действия и установки претендентов. Он показал, что белые претенденты, с которыми обращались так же, как обращались с черными претендентами в эксперименте 1, действовали менее хорошо, их ответное поведение было менее непосредственным и они считали своих интервьюеров менее аде-кватными. Совместные результаты этих двух экспериментов свидетельствуют в пользу того, что невербальные показатели непосредственности частично обусловливают поведение претендента в ситуации интервью при приеме на работу. Кроме того, эти результаты говорят о том, что модель самоисполняющегося пророчества, реализующегося с помощью невербальных признаков, 1) применима к этой ситуации и 2) является одной из причин менее адекватных действий черных претендентов.

<...>

Специалисты в области социальных наук часто сосредоточивают внимание на таких явлениях, как безработица среди чернокожего населения или диспозиции людей, лишенных наследства. Этот подход был назван «исследованием жертвы», поскольку в качестве объяснения социальных проблем рассматриваются психологические травмы, пороки и личностные характеристики людей, ставших жертвами. ...Результаты данной работы позволяют предположить, что «проблемное» поведение черно-кожих связано не столько с ними самими, сколько с атмосферой их взаимодействий с белыми. Такой подход к анализу межрасовых взаимодействий, особенно в области проблем безработицы чернокожих в обществе белых, мог бы оказаться полезным.

ЛИТЕРАТУРА

Goffman E. Stigma: notes on the management of spoiled identity. — Engle-wood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, 1963. Jones R. E., Cooper J. Mediation of experimenter effects. — Journal of Personality and Social Psychology, 20, 1971. P.70-74.

Kleck R. E. Physical stigma and nonverbal cues emitted in face-to-face interactions. — Human Relations, 21, 1968. P. 19-28.

Kleck R. E., Nuessle W. Congruence between indicative and communicative functions of eye contact in interpersonalrelations. — British Journal of Social and Clinical Psychology, 7, 1968. P. 241-246.

Mehrabian A. Orientation behaviors and nonverbal attitude communication / Journal of communication, 17, 1967. P. 324-332.

Mehrabian A. Inference and attitudes from the posture, orientation, and distance of a Communicator. — Journal ofConsulting and Clinical Psychology, 32, 1968. P. 296-308.

Mehrabian A. Some referents and measures of nonverbal behavior. -— Behavior Research Methods andInstrumentation, /. P. 203-207.

Merton R. K. Social theory and social structure. — New York: Free Press, 1957.

Rosenfeld H. M. Nonverbal reciprocation of approval: an experimental analysis. — Journal of Experimental and SocialPsychology, 3, 1967. P. 102-111.

***

Задание 9.1

Наши рекомендации