Субъективная вероятность успеха
Измерение или задание субъективной вероятности успеха до сих пор производится различными способами и остается при этом весьма запутанным делом (см.: Schneider, 1971; Moulton, 1974). Первоначально Аткинсон ввел понятие вероятности успеха, исходя из убеждения в том, что объективная и субъективная вероятности успеха совпадают. От этого убеждения ему пришлось отказаться уже после первой серии разработанных на основе данной модели экспериментов (Atkinson, 1958a, b). Высокомотивированные испытуемые оказывались максимально мотивированными (о чем свидетельствовали их достижения и результаты исследования уровня притязаний) при объективной вероятности успеха, составлявшей менее 0,5.
Это, однако, еще не означает отсутствия соответствия между объективной и субъективной вероятностями. Дело в том, что высоко мотивированные испытуемые могли, вопреки модели, предпочесть фактическую вероятность, составлявшую менее 0,5. В реальности это происходит сплошь и рядом, однако в исследованиях впервые было отмечено лишь в 1955-1956 гг. (Heckhausen, 1963a).
Если задачи одинаковой степени трудности следуют одна за другой, то, как правило, отношение частоты предшествующих успехов к числу предпринимаемых попыток в качестве объективного показателя вероятности успеха почти полностью соответствует субъективной вероятности успеха, описываемой испытуемым перед выполнением очередной задачи. Как установили Джоунс, Рок, Шейвер, Геталс и Уорд (Jones, Rock, Shaver, Goethals, Ward, 1968), при решении проблемных задач чередование успеха и неудачи также оказывает определенное влияние. Если вначале частота успеха быстро возрастала, то испытуемый оценивал вероятность последующих достижений выше, чем в ситуации, когда вначале успех достигался значительно реже, хотя в обоих случаях относительная частота успеха в ходе решения всех задач сохранялась на одном уровне. Отсюда можно сделать вывод, что объективная и субъективная вероятности успеха тем больше соответствуют друг другу, чем скорее испытуемый после начального периода научения достигает верхнего плато достижения и начинает рассматривать его в качестве такового.
Проблема отношений между объективной (подсчитываемой на основе относительной частоты успеха) и субъективной (указываемой испытуемыми после совершения нескольких удачных и неудачных попыток) вероятностями успеха была систематически проанализирована Шнайдером (Schneider, 1971, 1973, 1974) в связи с решением задачи на сенсомоторные умения: от испытуемых требовалось забросить в ворота металлический шар с девяти разных расстояний. Как выяснилось, при этом субъективные вероятности усдеха по сравнению с объективными постоянно завышались, за исключением низшей (наиболее трудной) части шкалы вероятности успеха. Завышение степени вероятности успеха при решении других весьма разнообразных легких задач и задач средней трудности, связанных с деятельностью достижения, было отмечено также Хоуэллом (Howeli, 1972). Еще отчетливее тенденция к завышению вероятности успеха проявляется в случае, когда каждую последующую ступень объективной вероятности испытуемый, отвечая на вопрос о возможности попадания, должен охарактеризовать словами-«да» или «нет».
На рис. 8.10, а показана зависимость средней субъективной вероятности успеха и относительной частоты предсказаний попаданий (ответы «Да») от объективной вероятности успеха (относительная частота попадания). Подобные тенденции к завышению, по-видимому, характерны для переживания, связанного с темой достижения как такой проактивной мотивацией деятельности достижения, в которой находит свое выражение стремление улучшить результаты или предвосхищение будущих успехов, зависящих от собственных усилий и тренировок. На рис. 8.10, Ь приведен типичный пример случайных событий, а именно зависимость субъективной вероятности выигрыша в азартной игре от различной объективной вероятности выигрыша (Preston, Baratta, 1948).
Рис. 8.10. Функция оценки вероятности наступления событий от а) связанной с достижением
и б) связанной со случайностью объективной вероятности наступления событий, а) Средняя субъективная
вероятность успеха (WJ и откхительная доля прогнозов успеха (ответы «да») как функция объективной
вероятности успеха в задании на ловкость (Schneider, 1974, S. 162). б) Субъективная вероятность выигрыша
в азартных играх с разной объективной вероятностью выигрыша (Preston, Baratta, 1948)
Оценка вероятности успешного достижения отличается от функций, выявленных при определении вероятности наступления чисто случайных событий и имеющих вид перевернутой буквы «S», которые несколько преждевременно были расценены как типичные для описания взаимосвязи объективной и субъектив-
ной вероятности успеха (Coombs, Dawes, Tversky, 1970). Для случайных событий характерно то, что их вероятность завышается, если эти события редки, а в том случае, если они часты, занижается более чем на 0,20. Канеман и Тверски (Kahneman, Tversky, 1984) исследовали психофизику выбора вне деятельности достижения в условиях риска и его отсутствия и обнаружили, что наряду с вероятностями редких событий переоцениваются — по отношению к событиям средней частоты — и вероятности частых событий. Согласно данным Литвина (Litwin, 1966) и Мото-видло (Motowidlo, 1980), в случае деятельности достижения при достаточном опыте знакомства с заданиями разных степеней сложности субъективная вероятность успеха представляет собой монотонно возрастающую функцию от объективной вероятности успеха, лишь незначительно превосходящую значения объективной вероятности. Поэтому при общих оценках субъективной вероятности успеха вполне можно полагаться на объективное распределение результатов предшествующей
работы над заданиями.
Некоторые авторы пытались задавать вероятности успеха путем простого сообщения вымышленных социальных стандартов выполнения деятельности (например, Feather, 1963b, 1966). Такое средство подходит для того, чтобы стимулировать личную включенность испытуемых в деятельность и актуализировать самооценку способностей (Halisch, Heckhausen, 1988; Nicholls, 1984a, b; см. также ниже — соотносительные нормы). Однако ценность такого приема неоднозначна, поскольку сообщение одного и того же стандарта данной референтной группы ведет к разным выводам у разных испытуемых; причем это зависит от того, как данный испытуемый оценивает свое место в референтной группе по уровню способностей.
Впрочем, сообщение высоких и низких социальных стандартов влияет на испытуемых лишь в виде общей тенденции. Как показывают результаты Физера (Feather, 1963b, 1966), при сообщении информации, подразумевающей высокую вероятность решения, испытуемые остаются явно более сдержанными, а при сообщении информации, подразумевающей низкую вероятность решения, — явно более уверенными, чем следовало бы, исходя из указаний экспериментатора. Кроме того, оказалось, что после своего переживания собственного неуспеха вероятность успеха снижается сильнее, чем она повышается после достижения своего собственного успеха; впрочем, это известно также и из исследований уровня притязаний.