Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. Американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться жизненного успеха

Глава 14. Образование

ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться жизненного успеха. Это означает, что образование дает возможность преодолеть многие несправедливости, от которых страдали прошлые поколения. Но социологи, изучившие соотношение между продолжительностью и качеством обучения и социальной мобильностью, поставили это утверждение под сомнение. Какова на самом деле взаимосвязь между образованием человека и его шансами воспользоваться благами, которые может предложить американское общество?

Влияние количественных факторов (численности лет обучения)

Воздействие качественных факторов

Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Глава 14. Образование

ВЛИЯНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ (ЧИСЛЕННОСТИ ЛЕТ ОБУЧЕНИЯ)

Вполне понятно, что, чем больше лет мы учимся, тем выше наши шансы добиться высокого дохода и восходящей социальной мобильности. По крайней мере, образование дает нам аттестаты или дипломы, необходимые для занятий многими видами деятельности. Прослеживание жизненного пути учащихся средних школ Висконсина, выбранных наугад, обнаружило высокую взаимозависимость между уровнем образования, или количеством лет, проведенных в учебном заведении, и успехом в работе. Однако наряду с этим выявилось, что на достижения в работе влияют и другие факторы, например умственные способности человека, социально-экономический статус его родителей и воздействие других людей (Сьюэлл, Халлер, Олендорф, 1970). Исследование, проведенное раньше, показало, что образование действительно способствует восходящей мобильности, но оно дает не только знания, необходимые для овладения профессиями высокого статуса. Образованность способствует пониманию необходимости применения противозачаточных средств. У образованных людей сравнительно небольшие семьи, и повышается вероятность, что их дети добьются успеха в дальнейшей жизни. Когда выходцы из рабочего класса усваивают ценности среднего класса, они начинают приобретать то, что символизирует более высокий статус: односемейные жилые дома, новые автомобили, мебельные гарнитуры, модную одежду и высшее образование для своих детей (Хэ-вигхерст, 1958).

Социологи установили, что, хотя в настоящее время возрастает число американцев, имеющих возможность учиться в течение более длительного срока, это не повлияло на основное неравенство в распределении доходов. Например, Кристофер Дженкс (1972) утверждает, что раса и статус родителей оказывают более важное влияние на мобильность и статус детей, чем количество лет, потраченных на учебу. Боулз и Гинтис (1976) поддержали точку зрения Дженкса. Они также считают, что различия по количеству лет обучения, существующие между социальными группами, не оказывают влияния на неравенство доходов. Например, в последние годы не наблюдалось существенного увеличения доходов негров, женщин, национальных и других меньшинств, хотя улучшились их возможности получить образование. В ходе дальнейшего рассуждения в поддержку этой точки зрения Боулз и Гинтис подчеркивают, что в настоящее время число молодых негров, получающих образование, лишь на 4 процента ниже численности белых молодых студентов, однако доходы черных на 30 процентов ниже, чем у белых. Почему? Главная причина заключается в том, что негры живут в гетто, расположенных в центрах крупных городов, а предприятия, где они могли бы работать, переводятся в пригороды. Боулз и Гинтис делают вывод, что "образование оказывает лишь минимальное влияние на возможности устроиться в жизни" (с.35).

Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Глава 14. Образование

Наши рекомендации