Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины

Направление: 44.03.03 - Специальное (коррекционное) образование

Уровень образования:бакалавриат

Профильная направленность:Логопедия

Челябинск 2014

Лист согласования

Разработчики:        
         
доцент кафедры СПП иПМ       С.Г. Щербак
(занимаемая должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
         
(занимаемая должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
Программа одобрена на заседании кафедры « »июня   Протокол № 10  
         
Заведующий кафедрой       Л.А. Дружинина
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
         
Одобрено представителем работодателя Н.В. Войниленко, канд. пед. наук., доцент ЧГПУ, директор МБС(К)ОУ школы-интерната № 11
    (подпись)   (инициалы, фамилия, должность, место работы)
Руководитель ОПОП       Е.В. Шереметьева
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
Декан факультета       Н.Г. Сошникова
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
                         

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«27 июня 2014 г.

Протокол № 10

Зав. кафедрой _______.

Л.А. Дружинина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Направление: 44.03.03, Специальное (коррекционное) образование,

Уровень образования:бакалавриат

Профильная направленность: Логопедия

Челябинск, 2014 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 5

2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 7

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………………..16

4 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 17

5 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 27

6 ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 29

7 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 29

8 ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 30

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 31



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Данная учебная дисциплина относится к профессиональному циклу базовой части обязательных дисциплин, содержание разработано в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению «Логопедия»: Б1.В.ОД.11

Курс «Основы нейропсихологии» имеет общий объём 3 ЗЕТ (108 часов), из них 36 часов аудиторная работа: 18 часов лекционных занятий и 18 часов практических занятий), самостоятельная работа студентов (36 часа) и 36 часов – промежуточный контроль (экзамен). Дисциплина изучается в течение 4 семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов.

1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы Преподавание курса осуществляется на межпредметной основе с привлечением знаний студентов по медицинским, лингвистическим и психолого-педагогическим дисциплинам: «Психология», «Патопсихология», «Специальная психология», «Основы нейрофизиологии и ВНД», «Логопедия», «Клинические основы интеллектуальных нарушений», «Невропатология».

При изучении дисциплины учитываются знания студентов в области основ медицинских знаний, анатомии и физиологии человека, нейрофизиологии, возрастной и специальной психологии и др. У студентов должны быть сформированы умения ориентироваться в вопросах строения и функционирования центрального и периферического речевого аппарата, обеспечивающих речевую деятельность определять симптомокомплекс основных речевыхнарушений; навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций.

Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины

Принципы системного подхода при изучении особенности высших психических функций человека, их психологическая структура, нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы при нарушениях психической деятельности рассматриваются в курсе «Основы нейропсихологии». Для профессиональной подготовки будущих специалистов важным является изучение теоретических основ нейропсихологии, методов нейропсихологической диагностики.

Курс «Основы нейропсихологии» является основой для изучения дисциплин: «Основы логопедии», «Нарушения письменной речи», «Афазия», «Психолого-педагогическая диагностика при нарушениях речи», «Логопсихология», «Логопедическая работа при сенсорных, интеллектуальных и двигательных нарушениях у детей», а также для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла и для прохождения производственной практики.

1.4. Цели дисциплины:

Целью курса является формирование у студентов основ психологических знаний и представлений о роли нейропсихологии как прикладной отрасли психологической науки в целом, ориентированной на оказание помощи лицам с аномалиями в развитии.

При изучении данной учебной дисциплины студенты должны усвоить теоретические основы изучения высших психических функций: их генеза и сложного строения, ведущей роли коры больших полушарий в мозговой организации психических процессов; концепции организации мозга как субстрата психической деятельности; системной динамической локализации высших психических функций человека; закономерности реализации отражательной функции мозга, как в условиях нормального развития, так и при локальных повреждениях мозга.

1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Таблица 1

Планируемые результаты обучения

№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) Конкретизированные цели освоения дисциплины
Знать Уметь Владеть
1. ОПК-3 способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся З.1 теоретические основы и практическое значение нейропсихологии как прикладной отрасли психологических знаний; З.2 знать принципы мозговой организации ВПФ У.1 уметь осуществлять сравнительный анализ нейропсихологических теорий   В.1 владеть методологическим аппаратом изучения состояния корковых функций  
2. ПК-3 готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ З.3 знать основные направления комплексной лечебно-реаби­литационной работы по преодолению нарушений ВПФ. У.2 уметь определять специальные методы и приемы восстановления или развития пострадавшей функции на основе анализа структуры дефекта;   В.2 владеть методами и приемами нейропсихологической работы по устранению расстройств ВПФ
3. ПК-5 способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития З.4 знать современные теории функциональной организации головного мозга во взаимосвязи с реализацией психической деятельности в норме и в патологии У.3 уметь распознавать нарушения высших психических функций при различной локализации мозговых поражений.   В.3 владеть методами и приёмами нейропсихологического обследования для выделения ведущего нейропсихологического синдрома и дифференциации признаков с целью установления топики патологического процесса;  

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2

Наши рекомендации