Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины
Направление: 44.03.03 - Специальное (коррекционное) образование
Уровень образования:бакалавриат
Профильная направленность:Логопедия
Челябинск 2014
Лист согласования
Разработчики: | ||||||||||||
доцент кафедры СПП иПМ | С.Г. Щербак | |||||||||||
(занимаемая должность) | (подпись) | (инициалы, фамилия) | ||||||||||
(занимаемая должность) | (подпись) | (инициалы, фамилия) | ||||||||||
Программа одобрена на заседании кафедры | « | »июня | Протокол | № 10 | ||||||||
Заведующий кафедрой | Л.А. Дружинина | |||||||||||
(подпись) | (инициалы, фамилия) | |||||||||||
Одобрено представителем работодателя | Н.В. Войниленко, канд. пед. наук., доцент ЧГПУ, директор МБС(К)ОУ школы-интерната № 11 | |||||||||||
(подпись) | (инициалы, фамилия, должность, место работы) | |||||||||||
Руководитель ОПОП | Е.В. Шереметьева | |||||||||||
(подпись) | (инициалы, фамилия) | |||||||||||
Декан факультета | Н.Г. Сошникова | |||||||||||
(подпись) | (инициалы, фамилия) | |||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
«27 июня 2014 г.
Протокол № 10
Зав. кафедрой _______.
Л.А. Дружинина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
Направление: 44.03.03, Специальное (коррекционное) образование,
Уровень образования:бакалавриат
Профильная направленность: Логопедия
Челябинск, 2014 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 5
2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 7
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………………..16
4 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 17
5 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 27
6 ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 29
7 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 29
8 ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 30
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 31
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Данная учебная дисциплина относится к профессиональному циклу базовой части обязательных дисциплин, содержание разработано в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению «Логопедия»: Б1.В.ОД.11
Курс «Основы нейропсихологии» имеет общий объём 3 ЗЕТ (108 часов), из них 36 часов аудиторная работа: 18 часов лекционных занятий и 18 часов практических занятий), самостоятельная работа студентов (36 часа) и 36 часов – промежуточный контроль (экзамен). Дисциплина изучается в течение 4 семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов.
1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы Преподавание курса осуществляется на межпредметной основе с привлечением знаний студентов по медицинским, лингвистическим и психолого-педагогическим дисциплинам: «Психология», «Патопсихология», «Специальная психология», «Основы нейрофизиологии и ВНД», «Логопедия», «Клинические основы интеллектуальных нарушений», «Невропатология».
При изучении дисциплины учитываются знания студентов в области основ медицинских знаний, анатомии и физиологии человека, нейрофизиологии, возрастной и специальной психологии и др. У студентов должны быть сформированы умения ориентироваться в вопросах строения и функционирования центрального и периферического речевого аппарата, обеспечивающих речевую деятельность определять симптомокомплекс основных речевыхнарушений; навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций.
Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины
Принципы системного подхода при изучении особенности высших психических функций человека, их психологическая структура, нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы при нарушениях психической деятельности рассматриваются в курсе «Основы нейропсихологии». Для профессиональной подготовки будущих специалистов важным является изучение теоретических основ нейропсихологии, методов нейропсихологической диагностики.
Курс «Основы нейропсихологии» является основой для изучения дисциплин: «Основы логопедии», «Нарушения письменной речи», «Афазия», «Психолого-педагогическая диагностика при нарушениях речи», «Логопсихология», «Логопедическая работа при сенсорных, интеллектуальных и двигательных нарушениях у детей», а также для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла и для прохождения производственной практики.
1.4. Цели дисциплины:
Целью курса является формирование у студентов основ психологических знаний и представлений о роли нейропсихологии как прикладной отрасли психологической науки в целом, ориентированной на оказание помощи лицам с аномалиями в развитии.
При изучении данной учебной дисциплины студенты должны усвоить теоретические основы изучения высших психических функций: их генеза и сложного строения, ведущей роли коры больших полушарий в мозговой организации психических процессов; концепции организации мозга как субстрата психической деятельности; системной динамической локализации высших психических функций человека; закономерности реализации отражательной функции мозга, как в условиях нормального развития, так и при локальных повреждениях мозга.
1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
Таблица 1
Планируемые результаты обучения
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) | Конкретизированные цели освоения дисциплины | ||
Знать | Уметь | Владеть | ||
1. | ОПК-3 способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся | З.1 теоретические основы и практическое значение нейропсихологии как прикладной отрасли психологических знаний; З.2 знать принципы мозговой организации ВПФ | У.1 уметь осуществлять сравнительный анализ нейропсихологических теорий | В.1 владеть методологическим аппаратом изучения состояния корковых функций |
2. | ПК-3 готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ | З.3 знать основные направления комплексной лечебно-реабилитационной работы по преодолению нарушений ВПФ. | У.2 уметь определять специальные методы и приемы восстановления или развития пострадавшей функции на основе анализа структуры дефекта; | В.2 владеть методами и приемами нейропсихологической работы по устранению расстройств ВПФ |
3. | ПК-5 способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития | З.4 знать современные теории функциональной организации головного мозга во взаимосвязи с реализацией психической деятельности в норме и в патологии | У.3 уметь распознавать нарушения высших психических функций при различной локализации мозговых поражений. | В.3 владеть методами и приёмами нейропсихологического обследования для выделения ведущего нейропсихологического синдрома и дифференциации признаков с целью установления топики патологического процесса; |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2