Задания для самостоятельной работы. Рекомендованная литература
- Напишите развернутые определения понятий: темперамент, свойства темперамента, характер, черта характера, акцентуация характера, самовоспитание.
- Каким образом педагог должен учитывать особенности темперамента и характера учеников при организации педагогической деятельности?
Рекомендованная литература
1. Теплов, Б.М., Небылицын, В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий.// Хрестоматия по психологии. Под. ред. А.В. Петровского. – М., 1974, с.269-275.
2. Мерлин, В.С. Отличительные признаки темперамента.// Хрестоматия по психологии. Под. ред. А.В. Петровского. – М., 1974, с.286-293.
Практикум №5. Способности и их развитие
Индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием выполнения той или иной успешной деятельности, равно как и организации взаимодействия людей друг с другом и их общения, называются способностями.
В основе формирования способностей лежат задатки. Задатки – это морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения. Но успех деятельности зависит не только от них. Немаловажную роль играют мотивация и качества психических процессов, а также сам социальный опыт, благодаря которым возникают знания, умения и навыки. Определенные психические качества под влиянием требований деятельности, с которой личность связана посредством интересов и склонностей, складываются во взаимодействующую систему, которая, собственно, и является способностью.
Способности разделяются на общие, от которых зависит легкость овладения знаниями и различными видами деятельности, и специальные, благодаря которым человек в состоянии достигнуть высоких результатов в конкретном виде деятельности. Одна из особенностей и того и другого типа способностей – это чрезвычайно большие возможности компенсации или "замены" одних компонентов структуры способностей другими, если человек вынужден заниматься делом, не имея заранее готовых к нему способностей. Можно сказать, что особенности характера и мотивационно-потребностные компоненты личности здесь могут стать решающими. Учитывая это, в теме предложены не только тесты интеллекта, дающие возможность охарактеризовать общие способности, но и тест-опросники, предназначенные для выявления склонностей, в том числе склонностей к 'педагогической деятельности студентов.
Вопросы для обсуждения
1. Общее представление о способностях. Задатки и способности. Структура способностей.
2. Виды способностей. Показатели и признаки способностей.
3. Способности учащихся в свете профориентационной работы учителя.
4. Проведите исследование коммуникативных и организаторских способностей, обработайте результаты, составьте матрицу развития коммуникативных и организаторских способностей у членов вашей группы, кто из ваших сокурсников, по данным исследования, может наиболее успешно выполнять функции старосты группы, профорга?
Исследование коммуникативных и организаторских склонностей
Цель исследования: определить уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей.
Материал и оборудование: тест-опросник КОС, бланк для ответов, ручка.
Процедура исследования
Исследование коммуникативных и организаторских склонностей с помощью тест-опросника КОС можно проводить и с одним испытуемым и с группой. Испытуемым раздаются тексты опросника, бланки для ответов, и зачитывается инструкция.
Инструкция: «Предлагаемый Вам тест содержит 40 вопросов. Прочитайте их и ответьте на все вопросы с помощью бланка. На бланке напечатаны номера вопросов. Если Ваш ответ на вопрос положителен, то есть Вы согласны с тем, о чем спрашивается в вопросе, то на бланке соответствующий номер обведите кружочком. Если же Ваш ответ отрицателен, то есть Вы не согласны, то соответствующий номер зачеркните. Следите, чтобы номер вопроса и номер в бланке для ответов совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать гот ответ, который Вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова и согласовывайте свой ответ с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Важна искренность при ответе».
Опросник
1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей? 4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
4. Есть ли у Вас стремление к устанновлению новых знакомств с разными людьми?
5. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
6. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?
7. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
8. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
9. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
10. Тру дно ли Вам включаться в новую для Вас компанию?
11. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
12. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
13. Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
14. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
15. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
16. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
17. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
18. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
19. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
20. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
21. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
22. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
23. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
24. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
25. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
26. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?
27. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
28. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?
29. Принимали ли Вы участие в общественной работе в школе?
30. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
31. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
32. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?
33. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей? 35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
34. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
35. Верно ли, что у Вас много друзей?
36. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
37. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
38. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Обработка результатов
Цель обработки результатов — получение индексов коммуникативных и организаторских склонностей. Для этого ответы испытуемого сопоставляют с дешифратором и подсчитывают количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям. В дешифраторе учитывается построчное расположение номеров вопросов в бланке для ответов.
Дешифратор
Склонности | Ответы | |
положительные | отрицательные | |
Коммуникативные | номера вопросов 1-й строки | номера вопросов 3-й строки |
Организаторские | номера вопросов 2-й строки | номера вопросов 4-й строки |
Чтобы определить уровень коммуникативных и уровень организаторских склонностей, нужно высчитать их коэффициенты. Коэффициенты представляют собой отношение количества совпадающих ответов той или иной склонности к максимально возможному числу совпадений, в данном случае — к 20. Формулы для подсчета коэффициентов такие
Кх Ох
Кк = —— ; Ко = —— , где
20 20
Кк — коэффициент коммуникативных склонностей;
Ко — коэффициент организаторских склонностей;
Кх и Ox — количество совпадающих с дешифратором ответов соответственно по коммуникативным и организаторским склонностям.
Анализ результатов
В ходе анализа результатов сначала дают оценку уровня коммуникативных и организаторских склонностей испытуемого. Для этого пользуются шкалой оценок.
Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей
Кк | КО | Шкала оценки |
0,10-0,45 | 0,2-0,55 | |
0,46-0,55 | 0,56-0,65 | |
0,56-0,65 | 0,66-0,70 | |
0,66-0,75 | 0,71-0,80 | |
0,75-1,00 | 0,81-1,00 |
Уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей характеризуется с помощью оценок по шкале следующим образом. Испытуемые, получившие оценку 1, — это люди с низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
Испытуемые, получившие оценку 2, имеют коммуникативные и организаторские склонности ниже среднего уровня. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводит время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Во многих делах они предпочитают избегать проявления самостоятельных решений и инициативы.
Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей.
Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принимать самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
Испытуемые, получившие высшую оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают, потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, это инициативные люди, которые предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято другими. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает, и сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.
Коммуникативные и организаторские склонности представляют собой важный компонент и предпосылку развития способностей в тех видах деятельности, которые связаны с общением с людьми, с организацией коллективной работы. Они являются важным звеном в развитии педагогических способностей.
Желание заниматься организаторской деятельностью и общаться с людьми зависит и от содержания соответствующих форм активности, и от типологических особенностей самой личности. Во многом они определяются субъективной ценностью и значимостью для человека будущих результатов его активности и отношением к лицам, с которыми он взаимодействует. Это следует учесть, составляя рекомендации для испытуемых с низким уровнем развития исследуемых склонностей. Достаточно часто склонности появляются в ходе таких видов деятельности и общения, которые вначале человеку безразличны, но по мере включения в них становятся значимыми. Здесь важны собственные усилия и преодоление коммуникативных барьеров, которые возможны, если человек ставит себе сознательную цель саморазвития.