Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Вопросы к зачету по дисциплине
«Общее недоразвитие речи. Алалия»
Ст. преподаватель кафедры СППиПМ А.А. Ковалева
1. Обследования словарного запаса у ребенка с общим недоразвитием речи дошкольного возраста.
2. Обследования грамматического строя языка у ребенка с общим недоразвитием речи дошкольного возраста.
3. Обследования связной речи у ребенка с общим недоразвитием речи дошкольного возраста.
4. Обследования звукопроизношения и фонематического слуха у ребенка с общим недоразвитием речи дошкольного возраста.
5. Обследования слоговой структуры и звуконаполняемости слов у ребенка с общим недоразвитием речи дошкольного возраста.
6. Система обследования импрессивной речи ребенка дошкольного возраста с алалией.
7. Система обследования экспрессивной речи ребенка дошкольного возраста с алалией.
8. Система обследования общей, мелкой и артикуляционной моторики ребенка дошкольного возраста с алалией.
9. Система обследования состояния слуха, слуховых дифференцировок и внимания, оптико-пространственного гнозиса и праксиса, слухо-произносительной дифференциации фонем ребенка дошкольного возраста с алалией.
10. Сопоставительный анализ алалии и недоразвития речи при олигофрении.
11. Сопоставительный анализ алалии и афазии.
12. Сопоставительный анализ алалии и дислалии.
13. Сопоставительный анализ алалии и ринолалии.
14. Сопоставительный анализ алалии и дизартрии.
15. Сопоставительный анализ алалии и задержки речевого развития.
16. Дифференциальная диагностика ребенка с сенсорной алалией и слабослышащего.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Список литературы
Основная литература
1. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. высших учебных заведений /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
2. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефект, фак. пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – Кн. III. Системные нарушения речи: Алалия. Афазия. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
3. Шереметьева,Е.В. Логопедия. Раздел «Алалия»: учеб. пособие / Е.В. Шереметьева. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2010. – 113 с.
Дополнительная литература
4. Визель, Т.Г. Как вернуть речь: Инсульт и нарушения речи. Афазия и ее формы. Дизартрия и ее формы. Восстановление речевой функции. Уход за больными / Т.Г. Визель. – М., 2001.
5. Восстановление речи при афазии /Под. ред. Л.С. Мотылёвой. – СПб., 2002.
6. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие/ Г.А. Волкова. – М.: Детство-Пресс, 2004. – 144 с.
7. Ковшиков,В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. – СПб.: КАРО, 2006.
8. Лалаева, Р.И. Логопедия в таблицах и схемах: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов по курсу «Логопедия» / Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шаховская. – М., 2012. – 216 с.
9. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. – СПб., 2001.
10. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
11. Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред., д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – М., 2003.
12. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи /Автор-составитель сборника Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2008. – 272 с.
13. Понятийно-терминологический словарь логопеда /Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Академический Проект, 2004. – 480 с.
14. Филичева,Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации/ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. – М.: Дрофа, 2010. – 189 с.
15. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 212 с.
16. Цветкова, Л.С. Афазия и восстановительное обучение / Л.С. Цветкова. – М., 2001.
17. Цветкова, Л.С. Нейропсихология и афазия / Л.С. Цветкова. – М., 2001.
18. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений /Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Изд. центр Академия, 2003. – 240 с.
19. Шкловский, В.М. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии / В.М. Шкловский, Т.Г. Визель. – М., 2000.
20. Шохор-Троцкая, М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии /М.К. Шохор-Троцкая. – М., 2002.
21. Шохор-Троцкая, М.К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления /М.К. Шохор-Троцкая. – М., 2002.
22. Шохор-Троцкая, М.К. Речь и афазия: Методологический подход к преодолению речевых расстройств /М.К. Шохор-Троцкая. – М., 2001.
23. Шохор-Троцкая (Бурлакова), М.К. Стратегия и тактика восстановления речи /М.К. Шохор-Троцкая. – М., 2001.
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
24. Бурлакова, М.К. Коррекция сложных речевых расстройств: Сборник упражнений / М.К. Бурлакова. – М., 1997.
25. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. – 2-е изд., перераб. / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
26. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М., 1990.
27. Кузьмина,Н.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией / Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская. – М., 1977.
28. Левина, Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов /Р.Е. Левина. – М., 1951.
29. Мастюкова, Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии / Е.М. Мастюкова // Дефектология. – 1981. – №6.
30. Нарушения речи у дошкольников/ Сост. Р.А. Белова-Давид, Б.М. Гриншпун. – М., 1969.
31. Нарушение речи и голоса у детей / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. – М., 1975.
32. Орфинская, В.К. Спорные вопросы обучения слышащих детей без речи /В.К. Орфинская. – Л., 1959.
33. Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР /И.А. Смирнова. – СПб., 2004. – С. 61-73.
34. Соботович, Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией /Е.Ф. Соботович. – Киев, 1981.
35. Соботович, Е.Ф. К вопросу о дифференциальной диагностике моторной алалии и олигофрении /Е.Ф. Соботович // Нервно-психические и речевые нарушения. – Л., 1982.
36. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 1999. – 87 с.
37. Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. – М., 1987.
38. Цветкова, Л.С. К вопросу о природе афазии и учении о факторе: (о причинах нарушений речи) / Л.С. Цветкова // Вопросы психологии. – 2002. – №4.