Задание для выполнения курсовой работы по курсу
Каждый студент должен составить в письменной форме план (программу) курсового исследования, которая должна включить следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Введение (актуальность темы исследования).
3. Объект и предмет исследования.
4. Цели и задачи исследования.
5. Методы исследования.
6. Источники для написания работы.
7. Структура научной работы (с названиями глав и параграфов).
8. Поиск источников информации по теме (с указанием возможных текущих, ретроспективных, сигнальных и реферативных источников по теме исследования).
Разработать план-программу курсового исследования по дисциплине «Психология развития и возрастная психология».
Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации студентов
Примерный перечень вопросов к зачету
1. Возрастная психология, ее предмет и задачи
2. Факторы психического развития, их характеристика
3. Закономерности развития психики (по Л.С.Выготскому)
4. Категория развития в возрастной психологии
5. Взаимосвязь психического развития и обучения
6. Взаимосвязь психического развития и деятельности. Понятие о ведущем виде деятельности.
7. Критерии периодизации психического развития (по Д.Б.Эльконину). Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина
8. Периодизация психического развития Э.Эриксона
9. Психологическое содержание идентичности личности
10. Психологическая характеристика полярных качеств личности (по Э.Эриксону)
10. Развитие морального сознания личности (по Л.Кольбергу)
11. Периодизация развития личности А.В.Петровского
12. Периодизация интеллектуального развития личности Ж.Пиаже
13. Психологическая характеристика младенческого возраста.
14. Кризис первого года жизни, его психологическая характеристика
Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Возрастная психология, ее предмет и задачи
2. Факторы психического развития, их характеристика
3. Закономерности развития психики (по Л.С.Выготскому)
4. Категория развития в возрастной психологии
5. Взаимосвязь психического развития и обучения
6. Взаимосвязь психического развития и деятельности. Понятие о ведущем виде деятельности.
7. Критерии периодизации психического развития (по Д.Б.Эльконину).
8. Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина
9. Периодизация психического развития Э.Эриксона
10. Психологическое содержание идентичности личности
11. Психологическая характеристика полярных качеств личности (по Э.Эриксону)
12. Развитие морального сознания личности (по Л.Кольбергу)
13. Периодизация развития личности А.В.Петровского
14. Периодизация интеллектуального развития личности Ж.Пиаже
15. Психологическая характеристика младенческого возраста.
16. Кризис первого года жизни, его психологическая характеристика
17. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в раннем детском возрасте
18. Ситуативность как главная характеристика поведения ребенка раннего детского возраста
19. Овладение предметными действиями в раннем детском возрасте
20. Развитие речи в раннем детском возрасте
21. Кризис 3 лет и его психологическая характеристика
22. Социальная ситуация развития дошкольника. Основные виды деятельности дошкольника.
23. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольника.
24. Познавательное развитие дошкольника
25. Кризис 7 лет и психологическая готовность ребенка к школе
26. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте
27. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности младшего школьника
28. Развитие познавательной сферы личности младшего школьника
29. Личность ребенка младшего школьного возраста
30. Основные новообразования личности младшего школьника
31. Социальная ситуация развития подростка
32. Особенности взаимоотношений подростка со сверстниками. Интимно-личное общение как ведущий вид деятельности подростка.
33. Учебная деятельность в подростковом возрасте
34. Достижения психического развития подростков
35. Социальная ситуация жизни в юношеском возрасте
36. Особенности развития общения со взрослыми и сверстниками в юношеском возрасте
37. Психологические теории юности
38. Варианты личностного развития в ранней юности
39. Социальная ситуация жизни человека в период взрослости
40. Профессиональная продуктивность взрослого человека
41. Социальная ситуация жизни людей пожилого и старческого возраста
42. Личность в пожилом и старческом возрасте
43. Проблемы одиночества в позднем возрасте
Тесты по курсу
№1. Особенности онтогенетического развития психики изучает психология:
а) медицинская;
б) социальная;
в) возрастная;
г) общая.
№2. Развитие организма человека называется:
а) онтогенезом;
б) филогенезом;
в) социогенезом;
г) антропогенезом.
№3. Термин «онтогенез» был введен:
а) Э.Геккелем;
б) Л.С.Выготским;
в) У.Джемсом;
г) Г.Гегелем.
№4. Психическая закономерность – это связи и отношения, в рамках которых развивается и функционирует психика людей. Такие связи и отношения являются:
а) временными;
б) однозначными;
в) формальными;
г) устойчивыми.
№5. Научное положение о закономерном проявлении филогенеза в онтогенезе, принято называть законом:
а) биогенетическим;
б) развития;
в) социогенетическим;
г) психосоциальным.
№6. С точки зрения материализма, из биогенетического закона вытекает:
а) признание предопределенности хода психического развития ребенка;
б) нарушение вариативности хода психического развития ребенка;
в) зависимость характера психического развития от форм и способов взаимодействия ребенка с окружающим миром.
№7. Понятие «зона ближайшего развития» введено:
а) Ж.Пиаже;
б) Дж. Брунером;
в) Л.С.Выготским;
№8. Расхождение в уровнях трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого, называется:
а) уровнем актуального развития;
б) зоной ближайшего развития;
в) зоной саморазвития;
в) зоной неопределенности.
№9. Деятельность, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших психических новообразований ми в русле которой развиваются другие виды деятельности, называется:
а) основной;
б) ориентировочной;
в) ведущей;
г) исполнительной.
№10. В подростковом возрасте ведущей является деятельность:
а) предметно-манипулятивная;
б) интимно-личностная;
в) учебная;
г) учебно-профессиональная.
№11. В младшем школьном возрасте ведущей является деятельность:
а) предметно-манипулятивная;
б) сюжетно-ролевая;
в) интимно-личностная;
г) учебная.
№12. Понятие «ведущая деятельность» выдвинуто:
а) Л.С.Выготским;
б) Д.Б.Элькониным;
в) А.Н.Леонтьевым;
г) С.Л.Рубинштейном.
№13. Временной диапазон, наиболее чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека, принято называть периодом:
а) сензитивным;
б) кризисным;
в) сенсорным.
№14. Возрастной кризис относится к процессам:
а) аномальным;
б) нормативным;
в) асоциальным.
№15. Игру как деятельность, где складывается и совершенствуется управление поведением, определил:
а) Л.С.выготский;
б) К.Гросс;
в) Д.Б.Эльконин.
№16. Процесс перехода от внешней предметной деятельности к ее внутреннему (идеальному плану) называется:
а) интериоризацией;
б) экстериоризацией;
в) интерференцией.
№17. Процесс превращения результатов внутренних (психических) действий в их материальный продукт называется:
а) интериоризацией;
б) экстериоризацией;
в) интереференцией.
№18. Теория интеллектуального развития Ж.Пиаже отражает такой подход к развитию личности, как:
а) когнитивный;
б) поведенческий;
в) гуманитический.
№19. По Ж.Пиаже, стадия конкретных операций характерна для возраста:
а) от рождения до 2 лет;
б) от 2 до 7 лет:
в) от 7 до 11 лет.
№20. З.Фрейд в психосексуальном развитии выделил:
а) 4 стадии;
б) 5 стадий;
в) 6 стадий.
№21. Согласно психосексуальной концепции развития З.Фрейда, для возраста от 4 до 5 лет характерна стадия:
а) анальная;
б) фаллическая;
в) латентная.
№22. Э.Эриксон в развитии личности выделил:
а) 6 стадий;
б) 7 стадий;
в) 8 стадий.
№23. По Э.Эриксону, стадия средней взрослости охватывает возраст:
а) от 11 до 20 лет;
б) от 20 до 25 лет;
в) 25-65 лет.
№24. Л.Кольберг называет уровень нравственного развития, на основании которого люди приспосабливаются к правилам и принципам, выработанным другими, уровнем:
а) преднравственным;
б) конвенциональным;
в) постконвенциональным.