Общая характеристика методов групповой психокоррек-ционной работы
Дискуссия традиционно занимает ведущее место в арсенале методов групповой психотерапии. В свободном обсуждении участниками своих проблем, конфликтов, отношений реализуются различные функции психотерапевтической группы — моделирующая, коррекционная, информационная и т. д. Принято выделять интеракционную, тематическую и биографическую направленность дискуссии в группе Интеракционно ориентированная дискуссия посвящена анализу взаимодействия (интеракции), материалом для обсуждения является все непосредственно происходящее на занятии. Тематические дискуссии затрагивают значимые для пациента вопросы, формулировка которых предлагается психотерапевтом или самими участниками. Дискуссия, имеющая биографическую направленность, касается жизненного пути одного или нескольких пациентов, возникающих в реальной жизни проблем и конфликтов, способов их разрешения.
Именно в проведении дискуссии наиболее полно проявляется позиция психотерапевта, т. е. реальная направленность его действий, а также стиль ведения группы и способность взаимодействовать с ней на понятном и естественном для участников языке.
Под невербальной коммуникацией обычно понимаются жесты, мимика и другие двигательные проявления, пространственное расположение партнеров по общению, использование ими общего времени, предъявление тех или иных особенностей своей внешности. К этой же области относится ряд интонационно-мелодических составляющих самой речи — так называемые паравербальные характеристики. Кроме того, к рассматриваемой сфере относятся и те движения, которые не предназначаются для партнеров по общению, а являются, скорее, отражением внутреннего состояния.
Таким образом, невербальные проявления составляют достаточно обширную область в поведении человека и включают ряд самостоятельных подразделов, на каждый из которых может быть направлено организуемое психотерапевтом взаимодействие в группе.
Применение невербальных психотерапевтических методик основано прежде всего на усилении и развитии новых возможностей самовыражения и восприятия других людей в ситуации общения, из которого исключена речь. Большинство невербальных методик направлено на увеличение точности и тонкости восприятия самых разных выразительных возможностей партнеров по общению (так называемый тренинг сен-ситивности), отдельные направления составляют вокальные техники (включающие голосовое самовыражение и реагирование), экспрессивные танцы, пантомима и ряд других.
Наиболее распространенным способом включения невербальной коммуникации в психотерапевтический процесс является психогимнастика, при которой основным средством общения становится двигательная экспрессия. Психогимнастические занятия обычно состоят из двух частей: подготовительной и пантомимической.
В течение подготовительной части за счет простых двигательных упражнений игрового плана концентрируется внимание группы, актуализируется сама возможность передавать некоторый смысл без слов (например, в известном психогимнастическом упражнении предлагается «договориться о чем-либо с партнером по группе только с помощью жестов»). В различных играх и взаимодействиях, включающих прикосновение, постепенно достигается разнообразие непосредственного физического контакта участников, что способствует уменьшению эмоциональной дистанции.
Пантомимическая часть включает выражение отношений, проблем, конфликтов средствами двигательной экспрессии и может быть посвящена какой-либо одной проблеме (выбор, преодоление, поведение в неопределенной ситуации, отношение к моральному запрету, выполнение чего-либо против воли и т. д.), отношениям внутри группы, выражению эмоциональных состояний. Для всех психогимнастических упражнений существенно, что они имеют не только самостоятельный обучающий характер, а вписываются в общую структуру проведения групповой психотерапии. Невербальные техники дают группе новый, непривычный «язык», содержанием же того или иного занятия всегда являются индивидуальные особенности участников, их отношения и проблемы.
Психотерапевтический потенциал проективного рисования основан на возможности каждого пациента, пользуясь нетрадиционным способом выражения, передать через рисунок ряд своих мыслей, состояний, ощущений. Другие участники при обсуждении рисунка, в свою очередь, также проецируют свои проблемы, конфликты, потребности. Проективное рисование в групповой психотерапии отличается от различных вариантов использования рисунка как психодиагностической методики прежде всего тем, что не подразумевает единственно верного толкования изображения в пределах какой-либо схемы. Более того, сам процесс рисования — перевода пациентами своих чувств и мыслей на один из несловесных языков — может в ряде случаев быть важнее всей последующей интерпретации. В группе рисунки выполняются и обсуждаются достаточно субъективно, и мастерство психотерапевта во многом состоит в том, чтобы не позволить участникам принять единый, внешне правильный и стереотипный подход.
Как правило, рисование и последующее обсуждение происходит в течение целого занятия. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть различными и касаться как самого автора («Каким я себя вижу, каким я хотел бы себя видеть, каким меня видят окружающие», «Мои разные состояния», «Место, где мне хорошо», «Моя семья» и др.), так и других членов группы («Любой из присутствующих, каким я его себе представляю и каким он видит себя сам»). В ходе занятия по биографической ориентации, например, можно предложить всей группе рисовать кого-то одного в различных ситуациях, состояниях.
Проективное рисование может проводиться несколько раз в течение курса лечения, при этом и изменение самих рисунков, и изменения в поведении участников при обсуждении могут служить для психотерапевта тонким показателем интенсивности группового процесса.
Социометрическая методика известна в социальной психологии как способ исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы, когда каждого из ее членов в индивидуальном порядке просят назвать тех пациентов, с которыми он предпочел бы (или, напротив, не хотел бы) участвовать в той или иной деятельности. В практике групповой психокоррекционной работы социометрия предполагает аналогичный выбор (позитивный и негативный), осуществляемый каждым участником по отношению к остальным в видимой, наблюдаемой форме. Последнее условие существенно меняет содержание происходящего, допускает появление множества модификаций и позволяет говорить о целом ряде примеров, организующих взаимодействие в группе по типу социометрии, но не являющихся способами объективного исследования. Для эффективного использования такого ряда приемов недостаточно ограничиться традиционным вариантом выяснения предпочтений и избеганий, симпатий и антипатий: в разработанном виде социометрическое взаимодействие может представлять значительно большие возможности, а его психотерапевтический смысл варьируется в зависимости от контекста занятий.
Так, социометрия может предлагаться группе не столько для проявления и обсуждения реально существующих отношений, сколько для создания напряженной ситуации, требующей (возможно, впервые в условиях данной группы) обмена не только позитивными, но и негативными выборами. В этом случае создавшееся напряжение изменяет атмосферу, катализирует проявления групповой динамики. При решении психотерапевтом других задач проведение социометрии становится только поводом для разворачивающейся впоследствии дискуссии, ее темой. На первое место выступает содержательный анализ того или иного выбора, осуществляемого участниками, интерпретация. Взаимодействие, организуемое по типу социометрии, может также служить для привлечения внимания пациентов к тем или иным особенностям поведения. В этом случае предлагается серия выборов, подразумевающих не просто предпочтение и отталкивание, т. е. не вообще позитивное или негативное отношение каждого к партнерам по группе, а его оценка конкретных признаков общения и поведения. (Например, предлагается каждому выбрать того человека в группе, который лучше других слушает, — и, напротив, того, кто выслушивать не умеет, того, у которого глаза участвуют в общении больше, чем у других, — и, напротив, того, у которого взгляд в общении почти не участвует, и т. д.). Само предложение сделать выбор по конкретному качеству (обычно это различные особенности, проявляющиеся в общении) актуализирует для группы это качество. Наконец, проведение социометрии может не создавать напряжения в группе, а напротив, служит его от-реагированию. Так, если некоторая значимая для пациентов проблема (чья-либо систематически возникающая агрессия, неравное участие в работе, существование подгрупп) явно выражена, но почему-либо не обсуждается, это начинает мешать работе. В таком случае может быть проведено взаимодействие типа социометрии, касающееся данной значимой для участников ситуации.
Следует отметить, что результаты социометрии в психотерапевтическом процессе далеко не всегда отражают дей ствительные отношения, и к ним нельзя относиться как к объективной картине жизни группы. Кроме того, при эффективной работе представления пациентов друг о друге быстро меняются, интенсивность общения велика, конфликты могут возникать и разрешаться не раз даже в пределах одного занятия. Поэтому всегда необходимо помнить, что взаимодействие по типу социометрии имеет частный, условный и ограниченный во времени характер.
Наиболее распространенные формы социометрического взаимодействия в групповой психотерапии — графическая и пантомимическая. В первом случае ведущий группы на большом листе бумаги символически обозначает присутствующих (кружки с инициалами, точно в том порядке, в котором пациенты реально располагаются в кругу). Предлагаются два мелка или карандаша контрастных цветов, и каждый участник проводит от кружка со своими инициалами две стрелки, символизирующие его позитивный и негативный выбор. Графический вариант социометрии распадается, таким образом, на две части: собственно взаимодействие (принятие решения, его реализация, восприятие реакции группы, способы ухода от выбора) и обсуждение того «итога», который остается на листе.
Пантомимический вариант предполагает расстановку в пространстве (например, каждый по очереди так или иначе располагает остальных), при этом расстояние и положение, задаваемое им остальным, символизируют их отношение, степень контакта, меру участия в работе группы, похожесть и непохожесть друг на друга — в зависимости от того, какой параметр предложен. Этот вариант социометрии труднее обсуждать, так как он не оставляет материального «знака», к которому можно было бы возвращаться при обсуждении. Но такого рода взаимодействие обладает и своими преимуществами: оно проходит динамичнее, заставляет участников использовать все пространство комнаты, включает физический контакт. Наконец, в этом случае каждое действие может иметь больше оттенков, акцентов и за счет этого в большей степени являться материализацией реально существующих межличностных отношений в группе.
Не следует забывать также, что косвенно социометрический компонент присутствует в любой групповой ситуации: и в том, как пациенты рассаживаются в начале занятия, и в выборе партнера для какого-либо задания или игры, и в некоторых рисунках («Наша группа»), и в дискуссиях. Каждая ситуация, если ведущий группу психотерапевт находит это необходимым, может рассматриваться с точки зрения эмоционально-непосредственных отношений, хотя это составляет лишь один из многих возможных углов зрения.
Характеристика трех этапов амбулаторного курса групповой психотерапии больных, страдающих заиканием.
Основная цель первого, начального, этапа — формирование группы как непосредственного фактора воздействия (а не только условия проведения лечения). В этот период для ведущего группу психотерапевта или психолога актуальна задача преодоления псевдосплоченности пациентов. Это явление, характерное в начале лечения для любой психотерапевтической группы, значительно усилено у заикающихся. Псевдосплоченность на основе внешне похожих трудностей, одинаковых на первый взгляд проблем и переживаний тормозит развитие моделирующей и коррекционной функций группы.
Другая важная задача, решение которой начинается на первом этапе, — снятие у заикающихся защитной фиксации да дефекте речи, расширение и коррекция их представлений об общении и своих особенностях в нем.
В решении обеих задач большую роль играет создание в группе — с первого же занятия — интенсивного невербального (несловесного) взаимодействия. Предлагаемые пациентам упражнения служат не только двигательному и эмоциональному раскрепощению, хотя и оно необходимо и во многом формирует атмосферу занятий. Будучи направлены на конкретные особенности коммуникативной сферы участников, они делают наглядным существование трудностей и конфликтов в общении и вне речи. Построение психотерапевтом каждого занятия предполагает максимальное выявление различий между участниками и актуализацию для них как можно большего объема коммуникативных возможностей. В методическом аспекте важно, что в первый период происходящее в группе почти не обсуждается: от пациентов не требуется немедленного понимания связи их особенностей в общении, личностных черт, отношения к заболева нию. Короткие обсуждения, встроенные в непосредственное невербальное взаимодействие, носят описательный характер и служат прежде всего фиксации чувственного опыта.
Поскольку множество игровых несловесных микроситуаций актуализируют реально существующие компоненты коммуникативного акта, в этих упражнениях для пациентов становятся все более очевидными их привычные, повторяющиеся способы участия в общении, ускользающие от внимания в обычной жизни негибкие поведенческие стереотипы. Создаваемая на занятиях среда взаимодействия должна быть для участников постоянно меняющейся, динамичной, разнообразной и непривычной по форме, но при этом все время затрагивать различные стороны значимой для них сферы коммуникативного поведения. Одновременно создается особая групповая атмосфера, отличающаяся от атмосферы бытовых ситуаций: общение в группе приобретает для участников положительную эмоциональную окраску.
Еще одну задачу первого этапа ведения группы заикающихся составляет изменение их изначальной установки по отношению к психотерапевту. Эта установка (часто подкрепленная опытом предыдущего лечения) обычно включает представления о взаимодействии дидактического характера, направленном на речь как таковую, о ведущем группу специалисте как абсолютном лидере и малозначимых отношениях с другими пациентами. Ожидания, касающиеся психотерапевта, отражают привычное отношение к любому формальному авторитету и предполагают собственное стереотипное (чаще всего — внешне конформное) поведение. Подобная позиция, выраженная у различных пациентов в неравной степени, но в целом все же характерная, непродуктивна, поскольку не позволяет использовать психотерапевтический потенциал межличностных отношений в группе.
Тактика ведущего направлена на то, чтобы, не отказываясь от взаимодействия с участниками, максимально обратить их друг к другу. Следует отметить, что при проведении амбулаторного курса лечения с больными, страдающими заиканием, конфронтация психотерапевта е группой в начальный период ее существования малоэффективна. Для того чтобы возникающее в группе напряжение, конфликты, в том числе и агрессия, направленная на ведущего, приобрели продуктивный характер, группа должна стать для участников значимой, привлекательной. Только в этом случае возможно поддержание так называемого группового баланса — динамического равновесия между поддержкой, заинтересованностью, подлинной сплоченностью и определенным напряжением, конфликтностью.
Возникающее у участников ощущение разнообразия и полноценности их общения на занятиях, улучшение их коммуникативного самочувствия (включающее двигательное и эмоциональное раскрепощение, отсутствие утомления после занятия), возникновение между пациентами значимых для них отношений позволяет говорить о сформированности предпосылок для перехода к следующему, второму этапу ведения группы.
На втором этапе происходит реализация указанных предпосылок, т. е. взаимодействие пациентов приобретает характер лечебного фактора в полном объеме. Группа заикающихся способна функционировать как психотерапевтическая: в центре внимания участников — их индивидуальные особенности; актуализированы различия в конкретных коммуникативных проявлениях, развиваются межличностные отношения, происходит интенсивное накопление материала для анализа.
Второй этап ведения группы отличается выраженным преобладанием интерпретативных методик. Проективное рисование, интерпретация пациентами символических пантомимических действий, обсуждение результатов социометрии, анализ спонтанного поведения участников сочетаются со всевозрастающим объемом тематических дискуссий. Важно отметить, что предлагаемые темы ориентированы прежде всего на выявление связей между отдельными коммуникативными проявлениями, которые вводятся в более широкий личностный контекст. В этот период становится возможным обсуждение и речевых особенностей пациентов, поскольку беседа такого рода уже не вызывает поверхностного сплочения группы заикающихся на основе внешне похожих трудностей. Проблемы, связанные с речевыми ситуациями, оказываются частным случаем коммуникативных трудностей и конфликтов. На первый план выступает задача последовательного создания развернутого коммуникативного портрета каждого участника группы, в основе которого лежит большой объем впечатлений и ощущений, полученных в период интенсивного невербального взаимодействия. При этом обсуждение сохраняет черты конкретности, наглядной чувственной отнесенности и безоценочности. От детального, подробного представления о коммуникативных особенностях каждого члена группы к аналитической, не содержащей прямых оценок интерпретации, — такова логика построения этой части курса. В течение второго этапа коммуникативно ориентированная групповая психотерапия все в большей степени начинает приобретать черты личностной ориентации.
По мере того как меняются установки пациентов в отношении ведущего, он может больше участвовать в обсуждении: если в начальный период желательно совсем отказаться от комментариев по поводу происходящего на занятиях, то на втором этапе психотерапевт может время от времени предлагать группе собственные интерпретации, формулировать вопросы, уточнять или прояснять для участников их высказывания. Поскольку в групповой психотерапии отношения ведущего группу специалиста и больных опосредованы динамикой складывающегося группового взаимодействия, психотерапевт может оказаться вовлеченным в самые разные ситуации: возможны попытки возложить на него ответственность за те или иные трудности, испытываемые участниками (например, затянувшееся молчание), могут иметь место любые интерпретации его поведения, откровенная агрессия в его адрес, поиск зависимости от него.
Поведение специалиста, ведущего группу, во всех случаях не может быть заранее регламентировано и во многом зависит от его личностных особенностей, но разрешение им конкретной ситуации всегда должно быть направлено на стимуляцию собственной активности пациентов, их самостоятельности и способности к эффективному взаимодействию, а также на поддержание группового баланса.
Описываемый этап амбулаторного курса групповой психо-коррекционной работы с заикающимися является самым продолжительным — от 15 до 20 занятий (в то время как начальный этап занимает, как правило, 6—8).
Третий, заключительный, этап ведения группы посвящается связи, существующей между коммуникативным портретом, создаваемым в предшествующий период, и теми личностными, биографическими, профессиональными проблемами, которые начинают сознаваться участниками. Поскольку фиксация на дефекте речи снята, перед пациентом возникает целый ряд новых вопросов, проблем иного уровня. Эмоциональный опыт членов группы расширяется, создается возможность переоценки имевшихся ранее способов реагирования, отношений, установок. Характерно, что темы, связанные с речевыми трудностями, теряют свою значимость, становятся второстепенными по отношению к темам, касающимся личных, семейных, профессиональных проблем или планов на будущее. Группа в этот период способна практически самостоятельно формулировать вопросы и развивать обсуждение, т. е. накопленный опыт общения позволяет помогать каждому участнику в вербализации и осознании его проблем, в их анализе, отреагировании и переосмыслении. Для зрелой группы характерно, что, переходя к более общим вопросам, она не утрачивает ранее приобретенного навыка видеть конкретные детали поведения. Напротив, эта способность развивается и может успешно переноситься во внегруп-повые ситуации, помогая в их разрешении. Таким образом, все в большей степени реализуется моделирующая и обучающая функция психотерапевтической группы.
В методическом аспекте на заключительном этапе важно, что четкие границы между отдельными методиками перестают существовать: на занятии используется весь полученный опыт, все способы взаимодействия. Так, в дискуссию могут спонтанно вплетаться элементы пантомимического разыгрывания ситуации, в качестве иллюстрации могут привлекаться выполненные раньше рисунки, постоянно используется опыт невербального взаимодействия. В этот период психотерапевт может предлагать тему для обсуждения наравне с другими участниками, включаясь в дискуссию в зависимости от сложившейся ситуации. Ни его активность, ни, напротив, отсутствие каких-либо действий с его стороны не могут помешать группе в ее работе над той или иной проблемой.
Тем не менее, участвуя в работе группы на равных основаниях и реализуя принцип партнерства, он продолжает в большей степени, чем другие ее члены, отвечать за все происходящее и в связи с приближающимся окончанием курса лечения стремится подготовить пациентов к этому событию. Подобно тому как в начальный период для ведущего важно преодолеть установку участников на зависимость от него, на заключительном этапе необходимо создавать у них ощущение все большей независимости также и друг от друга, ориентировать их на самостоятельную жизнь не только без помощи работающих с ними специалистов, но и без группы. Сами пациенты в этот период все более обращаются к своим жизненным целям и планам, внешним событиям и внегруп-повым отношениям. Психотерапевт, в свою очередь, поддерживает эти тенденции. Если групповая психокоррекцией-ная работа проводилась планомерно и эффективно, окончание курса лечения и отрыв от группы происходят достаточно безболезненно. В дальнейшем не исключаются индивидуальные встречи с психотерапевтом или психологом.
Начальный этап ведения группы
Проведение групповой психотерапии с заикающимися требует на первом этапе со стороны ведущего группу особого внимания к сфере несловесной коммуникации и владения соответствующими методиками. Как известно, невербальные компоненты входят в структуру нормального коммуникативного акта, являясь не второстепенными, а полноценными смыслообразующими составляющими. В силу фиксации на речи и изменений в коммуникативной сфере в целом у заикающихся зачастую страдают и эти компоненты, но, как правило, не становятся объектом психокоррекционно-го воздействия в рамках традиционных подходов. Кроме того, невербальное общение не окрашено для заикающегося привычными для речевых ситуаций негативными эмоциями, не находится в центре его внимания, не вызывает опасений и страхов. Именно поэтому применение невербальных техник позволяет психотерапевту (особенно в начальный период ведения группы) решить ряд технических задач, указанных в предыдущем разделе.
Невербальное взаимодействие в группе заикающихся предполагает достаточно систематическую проработку отдельных экспрессивных проявлений, но она должна восприниматься пациентами как тренировка, обучение. Следует обратить внимание на разнообразие и подробность этой работы, на ее творческий характер для группы, на те ощущения, которые испытывают участники. Поэтому при планировании этой части психокоррекционной работы важно продумать не только порядок, чередование, усложнение от-' дельных упражнений, но и использование в них непосредственно возникающих на занятиях ситуаций, отношений между участниками, т. е. дидактическая сторона взаимодействия имеет право на существование, но не становится основной. Если в процессе занятия участники чувствуют все большую раскрепощенность, испытывают удовольствие от расширяющихся возможностей общения и самовыражения, незаметно и безболезненно начинают выходить за пределы своих коммуникативных стереотипов, освобождаются от дискомфорта и напряжения, целесообразность работы с невербальными проявлениями не вызывает у них сомнений. В этом случае психотерапевту не приходится объяснять смысл и назначение того или иного упражнения, напротив, представляет интерес самостоятельная трактовка группой этого вопроса. На шестом или седьмом занятии, после разнообразной и достаточно сложной психогимнастической части можно предложить пациентам высказать свои соображения о целях, смысле, направленности всего происходившего. Высказывания участников могут служить достаточно точным показателем интенсивности их взаимодействия и подлинности ощущений. Для психотерапевта представляет большую важность вопрос о том, насколько группа принимает предлагаемые ей упражнения как естественные и интересные, какова мера формальности в их выполнении у того или иного участ-ника, не возникает ли на занятиях чрезмерно легкая, только лишь игровая атмосфера.
При невербальном взаимодействии участники часто нарушают условие выполнять то или иное действие молча: появляются словесные реплики, вопросы по ходу упражнения, смех, комментарии. Речь в этом случае лишена той нагрузки (ожидание оценки, планирование длинного высказывания, привычное напряжение и страх), которая обычно сопровождает общение у заикающихся. Словесные реплики вплетаются в коммуникативное поведение постепенно, в игровой ситуации, в силу нарастания интенсивности взаимо действия и без каких-либо предложений со стороны ведущего, даже вопреки им. Для пациентов становится наглядным, ощутимым, что использование различных выразительных средств и внимание к невербальной стороне общения облегчает переход к речи; не заменяет слово, а является опорой. В дальнейшем такое улучшение речи на занятиях, посвященных в основном двигательной экспрессии, становится предметом обсуждения в группе.
Примеры. Коммуникативные стереотипы включают в себя в качестве существенной и обычно не осознаваемой части стереотипы двигательные. Поэтому, прежде чем переходить к невербальной коммуникации, целесообразно предлагать пациентам простые упражнения, направленные на дезав-томатизацию привьганого двигательного поведения. В качестве примера подробно описывается серия таких упражнений, подготавливающая последующую работу с жестом.
1. Участникам группы предлагается: а) каждому рассмотреть свои руки как можно подробнее, потрогать их, расслабить и напрячь отдельно пальцы, ладонь, запястье; б) сделать несколько плавных, округлых движений кистью; в) подключить к этому движению локоть, а затем плечо и лопатку; г) сделать рукой волнообразное движение, при этом не наблюдая ни за другими пациентами, ни за собой, а стараясь почувствовать волнообразное движение мышечно; д) представить себе, напротив, жестко-шарнирное устройство речи и попробовать сделать ряд движений таким образом; е) сделать несколько простых движений руками, придав им сильное замедление и внимательно следя за своими ощущениями; ж) совершить ряд совсем мелких, невидимых со стороны, но ощутимых движений плечом, всей рукой, только запястьем и кистью, только пальцами; з) снова вернуться к плавным широким движениям, так, чтобы они начинались не от кисти, а от плеча; и) представить себе, что рука — это: «малярная кисть в работе», «нож, со свистом рассекающий воздух», «тающий на солнце воск», «бьющаяся рыба», «лист на ветру (бабочка)», «распускающийся цветок».
Такого рода серия постепенно усложняющихся упражнений может быть продолжена и, напротив, укорочена при необходимости. В описываемом варианте к началу работы с жестом уже происходит некоторое обогащение пластики за счет отказа от воспроизведения бытовых стереотипов жес-тового поведения и большего, чем обычно, внимания к вариациям и оттенкам в пределах каждого движения.
Аналогичные подготовительные серии могут касаться любого невербального проявления (походки, осанки, позы в целом, расположения в пространстве, мимики, взгляда). Эти упражнения не рассчитаны на внешнюю выразительность, напротив, они должны привлекать внимание участников к собственным ощущениям и расширять спектр этих ощущений. Поэтому в ходе занятия совершенно исключены комментарии, оценки, разделение пациентов на «правильно» и «неправильно» выполняющих то или иное движение. При разработке психотерапевтом соответствующих подготовительных серий для конкретной группы необходимо опираться на реальные пластические возможности участников, учитывать привычную для них лексику, стараясь не предлагать для выполнения того, что может смутить, напрячь или показаться непонятным.
2. Элементы невербальной коммуникации могут с успехом использоваться для создания у группы представления о различии в поведении участников, разнообразий особенностей общения каждого.
Так, на первом занятии предлагаются элементарные коммуникативные действия (поздороваться, привлечь чье-то внимание, попрощаться и др.), которые естественны для первой встречи любых людей, но при этом способ их непривычен: например, поздороваться только движением руки, только глазами, только поклоном, только лицом. Кроме того, подразумевается максимальная вариативность, т. е. предлагается здороваться с каждым по-разному, не повторяясь. Эти упражнения легки для выполнения, не вызывают вопросов, но исподволь начинают актуализировать для группы различия между участниками уже на уровне элементарного коммуникативного действия.
Подобные серии упражнений, основанные на достижении максимальной вариативности средств выражения, могут предлагаться и в дальнейшем. Содержание взаимодействия при этом изменяется и может включать возникшие в группе отношения, значимые для пациентов проблемы и ситуации.
3. Усложняющееся невербальное взаимодействие (3—4-е
занятие).
После короткой проработки различных невербальных проявлений, носящей характер разминки (см. выше), участникам группы предлагается, сидя в кругу, обменяться жестами: а) вопроса — ответа; б) приближения партнера — удаления, дистанцирования; в) обвинения — оправдания; г) просьбы — реакции на нее. Затем предлагается каждому участнику обратиться ко всем по очереди; а) жестом, а получить ответ в виде интонированного междометия; б) только голосом, без слов — партнер отвечает изменением позы; в) обращение взглядом, мимикой — ответ жестом. Содержание взаимодействия такого рода порождается все более спонтанно, ведущий группу предлагает только способ выражения. Возникающий к 3—4-му занятию интерес пациентов друг к другу, складывающиеся в группе отношения не позволяют подобным упражнениям оставаться только лишь отработкой экспрессивного поведения, появляется живой и осмысленный «невербальный диалог». Как и во всех других случаях, формулировки заданий должны быть максимально приближены к языку самой группы.
4. Разнообразные варианты зеркального повторения
представляют собой особый вид невербального взаимодей
ствия. Кроме известного упражнения «Зеркало» (группа
разбивается на пары, один человек повторяет движения
второго), возможны самые различные совместные «зерка
ла», когда все участники одновременно следуют за движе
ниями кого-то одного, затем инициатива переходит к сле
дующему пациенту. Такие упражнения, включающие
зеркальное повторение, выполняются по кругу (сидя или
стоя). «Зеркало» может изменять характеристики повто
ряемого движения: замедлять его, ускорять, утрировать —
тем самым давая возможность лучше ощутить пластичес
кий почерк каждого пациента и ему самому, и партнерам
по группе. В качестве инструмента зеркальное повторение
может применяться для быстрого разрешения возникаю
щих на занятии микроситуа-ций: например, вместо обсуж
дения поведения пациента, демонстрирующего безразли
чие и неучастие в работе, остальные как можно точнее
изображают его.
В зеркальных упражнениях хорошо ощущаются партнерские качества, возникают невольные сравнения, что, в свою очередь, реализует задачу выделения максимума различий между участниками. Кроме того, за счет повторения разнообразных движений, не свойственных собственной пластике, происходит постепенное обогащение экспрессивных возможностей, создается своего рода среда «обмена» невербальными проявлениями, что помогает расшатыванию двигательных стереотипов, привычных способов реагирования. Работа с «зеркалом» может проводиться в отношении любого невербального проявления и легко сочетается с другими видами взаимодействия.
5. «Лепка» («Скульптура») — один из приемов пантомимической фазы психогимнастики, допускающий много модификаций с разной смысловой нагрузкой. Так, предлагая каждому «усадить всех остальных в самые удобные, естественные позы», ведущий группу актуализирует у участников непосредственное ощущение физического состояния друг друга, характерных мышечных напряжений. Однако «Лепка» может носить и более условный характер: «Групповая скульптура, украшающая парк», «Старинная фотография », « Зоопарк », « Фантастическое многоголовое чудовище », «Собачья упряжка», «Цирк», «Музей восковых персон» и др. Такие задания предполагают быстрое, легкое включение пациентов в атмосферу импровизации, игры; при этом содержательная, проективная сторона во время выполнения может не акцентироваться. Так же как и при других невербальных взаимодействиях, преждевременное обсуждение тормозит спонтанное поведение членов группы, делает его более осторожным и формальным.
Еще один вариант: «Лепки» состоит в том, что всем предлагается разбиться на пары, один участник становится «скульптором», а второй — «материалом»; затем они меняются ролями, после чего пара распадается, и каждый ищет нового партнера для работы. В этом случае достигается постоянное участие во взаимодействии всей группы и облегчается возможность сравнивать, поведение, пластику, способ установления тактильного контакта у разных участников. Соответственно, темы «Лепки» также несколько меняются. Предлагается, например, мягко и осторожно «размять своего партнера, подобно тому, как скульптор разминает глину», почувствовать и попытаться снять у него избыточное напряжение — «изучить свой материал». Только после этого можно переходить к выражению через позу тех или иных состояний, пластических образов. Например, в течение 25—30 минут вся группа «лепит» последовательно: а) манекен в витрине; б) печальное надгробное изваяние; в) хищного зверя перед прыжком; г) маленького ребенка; д) автопортрет «скульптура».