Упражнение №6. «Цвет моегосостояния»
Социально-психологический тренинг
Проверил:
Ст. преподаватель кафедры ОПиИП
Герасимова Полина Сергеевна
Новосибирск, 2015
Тема тренинга: Распознание эмоций и чувств
Цель: Развитие навыка распознавания эмоций и чувств других людей.
Задачи:
1) Формирование представления об эмоциях и чувствах, какие они бывают.
2) Развить умение различать и распознавать свои эмоции и чувства.
3) Развить умение различать и распознавать чужие эмоции и чувства.
4) Научиться проявлять свои эмоции в социально-приемлемой форме.
Количество участников – 15 человек
Возраст участников – 25-40 лет
Время проведения тренинга – будние дни с 9-12
Продолжительность тренинга – 3 часа
Методы: беседа, игра, рисунок.
Организационные материалы - стулья, мячик, бумага, цв. фломастеры.
А так же будет включён кофе – брейк (чай, кофе, вода, стаканчики, конфеты, печенье, салфетки)
Структура тренинга
1. Приветствие
2. Ознакомление участников с понятием «тренинг», его целями, задачами, этапами, и возможными результатами.
3. Установление правил работы группы.
Цель: обеспечение безопасной, доверительной обстановки, формирование у членов группы ответственности за собственные изменения и происходящее в группе в ходе коррекционной работы.
● каждый может говорить что хочет, задавать вопросы или не отвечать на них; получать или уточнять любую информацию.
● то, что происходит или говорится в группе, должно остаться в этих стенах и не распространяться на взаимоотношения вне пределов группы, происходящее в группе не обсуждается с посторонними.
● избегать оценочных суждений, исключить из лексикона оскорбления или слова, которые могут унизить личное достоинство другого.
● запрещается физическое насилие.
Время – 10 мин.
4.Знакомство с группой.
Упражнение №1. «Визитка».
Цель: знакомство с членами группы, включение участников тренинга в групповой процесс, снятие напряжения, самопризентация.
Материалы: листочки белой бумаги произвольного размера и формы, цветные фломастеры.
Инструкция: необходимо оформить визитку, написать на ней то имя, которым вы бы хотели, чтобы вас называли, и оформить ее так, чтобы она стала отражением вашего внутреннего мира.
Время - 5мин.
Упражнение №2. "Молекулы".
Цель упражнения: раскрепощение участников
Инструкция: Представим себе, что все мы атомы. Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый.
Рефлексия.
- Как вы себя чувствуете?
- Все ли соединились с теми, с кем хотели?
Время – 8мин.
Упражнение №3. «Поиск общего».
Цель: знакомство, внимание к личности другого и осознавание проявлений своей личности.
Инструкция: группа делится на двойки, и два человека находят определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью и т.д.
Рефлексия.
Время- 7 мин.
Упражнение №4. «Чувства по кругу».
Цель:развитие возможности каждого участника в области вербализации чувств и эмоций.
Материалы: мяч
Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом какое-то состояние или чувство, а поймав брошенный нам мяч, будем называть антоним — противоположное состояние или чувство. Например, я бросаю мяч Тане и говорю: «Грустный». Таня, поймав мяч, называет антоним «веселый» и сама, бросая мяч кому-то другому, называет чувство или состояние.
Постарайтесь быть внимательными и не бросать мяч кому-либо повторно, пока мяч не побывает у всех».
Рефлексия:
Узнали ли вы название новых эмоций?
Какие затруднения у вас возникли?
Время – 10 мин.
Упражнение №5. «Распознай состояние».
Цель:развитие умения изобразить определенную эмоцию, распознать состояние партнера.
Инструкция:«Обратите, пожалуйста, внимание на ваше состояние, осознайте его. Теперь, когда вы это сделали, постарайтесь погрузиться именно в это осознанное состояние еще больше. Тот, кто будет готов, поднимет руку, и все мы некоторое время посмотрим на него, попробуем понять его состояние и запомнить. Потом руку поднимет следующий и так до тех пор, пока каждый не побудет в роли «объекта общего восприятия»
Рефлексия:
Что вы чувствовали во время упражнения?
Трудно ли вам было выявить и осознать свои эмоции и чувства?
Трудно ли вам было выявить и осознать чужие эмоции и чувства?
Время – 20 мин.
Упражнение №6. «Цвет моегосостояния».
Цель:развитие способности осознавать и вербализовать свое состояние, находить слова для его обозначения.
Инструкция: «Я предлагаю, чтобы каждый из нас, подумав некоторое время, сказал, какого он (или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния. (Дается некоторое время на обдумывание задания, после чего каждый из участников говорит всем, какого он сейчас цвета.)
Теперь расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше состояние, настроение в течение утренних часов с момента, как вы проснулись, и до того, как вы пришли сюда, — и с чем были связаны эти изменения. В заключение своего рассказа охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно тот цвет, который вы назвали».
Рефлексия:
Понравилось вам это упражнение?
Какие эмоции и чувства вы при этом испытывали?
Время – 20 мин.