Рекомендации по отбору и организации материала
Методические указания для студентов
Психология. Ч 2.
Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование
Профиль подготовки: Дошкольное образование
преп. Чернокова Т.Е., Савищева Т.В.
Контрольная работа
Цель контрольной работы систематизировать знания, полученные студентами на аудиторных занятиях и при ознакомлении с научной и учебной литературой.
Тематика предлагаемых контрольных заданий отражает содержание следующих тем: предмет, задачи и методы возрастной психологии, проблемы психического развития в зарубежной и отечественной психологии ХХ века.
Контрольная работа дает представление о подготовленности студента по теоретическому курсу, его умении самостоятельно работать с научной и учебной литературой, выделять наиболее существенные аспекты изучаемого вопроса, а также оформлять работу.
Темы контрольных работ
1. Проблема условий и движущих сил психического развития ребенка в зарубежной и отечественной психологии.
2. Проблема соотношения обучения и психического развития в зарубежной и отечественной психологии.
3. Проблема периодизации психического развития ребенка в зарубежной и отечественной психологии.
ПРИМЕЧАНИЕ.
Распределение по темам в соответствие с официальным списком.
Рекомендации по отбору и организации материала
Независимо от темы должны быть раскрыты следующие вопросы:
1. Специфика предмета и методов исследования в возрастной психологии. Основные категории возрастной психологии.
2. Теории психического развития ХХ века (результаты анализа литературы представить в таблице 1):
Таблица 1
Общая характеристика теорий психического развития
№ | Концепция | Предмет исследования | Методы исследования | Понятие о развитии психики | Ход развития |
Биогенетическая | |||||
Психоаналитическая | |||||
Бихевиористская | |||||
Генетическая | |||||
Гуманистическая | |||||
Культурно-деятельностная |
3. В зависимости от темы должны быть раскрыты рабочие понятия: условия и движущие силы психического развития, обучение, периодизация психического развития.
4. В зависимости от темы должен быть представлен сравнительный анализ зарубежных и отечественных подходов к изучаемой проблеме психического развития:
А) Биогенетические теории (Ст. Холл, К. Бюлер, Э. Мейман, А. Бине, А. Гезел)
Б) Психоаналитические теории развития личности (З.Фрейд, А.Адлер, Э. Эриксон),
В) Бихевиористские теории развития (Дж.Уотсон, Б. Скиннера, А.Бандура, Сирс),
С) Генетическая психология Ж.Пиаже,
Г) Гуманистические теории развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу),
Д) Культурно-деятельностный подход в психологии развития (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И. Божович, М.И. Лисина).
Если какая-то из проблем не рассматривалась конкретным автором, ставится прочерк.
Сравнительный анализ подходов к решению проблем возрастной психологии можно представить в таблицах.
Тема 1. Необходимо рассмотреть биогенетические, психоаналитические, бихевиористские, гуманистические теории и подход Пиаже. В отечественной психологии необходимо рассмотреть работы Л.С. Выготского, А.Н. Запорожца, Л.И. Божович, М.И. Лисиной.
Таблица 2
Проблема условий и движущих сил психического развития ребенка
в зарубежной и отечественной психологии
Автор концепции | Условия развития | Роль биологического фактора | Роль среды | Движущие силы развития | |
Тема 2.Необходимо рассмотреть традиционный подход (можно на примере Фрейда и Пиаже), бихевиористский подход, подход К. Коффки, подход Л.С. Выготского.
Таблица 2
Проблема соотношения обучения и психического развития
в зарубежной и отечественной психологии
Автор концепции | Понятие обучения | Понятие развития | Взаимосвязь обучения и развития |
Необходимо определить понятия зоны ближайшего развития, развивающего обучения, типы обучения (Л.С. Выготский), выписать принципы развивающего обучения (Л.В. Занков), определить содержание и структуру учебной деятельности (В.В. Давыдов).
Тема 3. Необходимо рассмотреть подходы к решению проблемы периодизации психического развития ребенка в биогенетических теориях (Холл–Гетчинсон, Э.Мейман, К.Бюлер), Теориях З. Фрейда и Э. Эриксона, теории Ж. Пиаже, в теории Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина. К каждой теории необходимо определить критерий периодизации и заполнить таблицы.
Периодизации психического развития в биогенетических теориях
Автор | Стадия филогенеза | Стадия онтогенеза | Характеристика стадии |
Периодизация развития личности в теориях З. Фрейда и Э. Эриксона
Название | Возраст | Основные проблемы | Достижения по Фрейду | Новообразования по Эриксону |
Периодизация психического развития в учении Ж. Пиаже
Стадия | Возраст | Характеристика |
Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину
Эпохи | Стадия | Соц. ситуация развития | Тип ведущей деят-ти | Новообразование | Кризис | Стадия | Соц. ситуация развития | Тип ведущей деят-ти | Новообразование | Кризис | ||
Раннее детство | 1. Младенческий возраст | Тип | 2. Ранний возраст | |||||||||
Собственно детство | 3. Дошкольный возраст | 4. Младший школьный возраст | ||||||||||
Отрочество | 5. Подростковый возраст | 6. Юношеской возраст |
При заполнении таблиц необходимо не просто назвать, но и раскрыть уникальность конкретных подходов к решению названных проблем.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2010.
2. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология). – М., 2007.
3. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 2008.
4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. – М., 1997.
5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997.
6. Зиглер Д. Хьелл Л., Теории личности. – СПб., 1997.
7. Лисина М.И. Проблемыонтогенеза общения. – М., 1986.
8. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2010.
9. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 – 1980гг. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981.
10. Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1994.
11. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
филиал в г. Северодвинске Архангельской области
Кафедра дошкольной педагогики и психологии |
(наименование кафедры) |
ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ
По дисциплине | Психология. Ч 2. |
студенту | гуманитарного | института | курса | группы | |||
(фамилия, имя, отчество студента) | |||||||
050100.62 Педагогическое образование, профиль подготовки: Дошкольное образование(квалификация: бакалавр) | |||||||
(код и наименование направления подготовки / специальности) | |||||||
Тема | Проблема условий и движущих сил психического развития ребенка | |
в зарубежной и отечественной психологии. | ||
Задание | ||
| ||
Срок выполнения: | с | « | » | марта | г. | по | « | » | мая | г. |
Руководитель | доцент | Чернокова Т.Е. | |||
(должность) | (подпись) | (инициалы, фамилия) |
Северодвинск 2014
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
филиал в г. Северодвинске Архангельской области
Кафедра дошкольной педагогики и психологии |
(наименование кафедры) |
ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ
По дисциплине | Психология. Ч 2. |
студенту | гуманитарного | института | курса | группы | |||
(фамилия, имя, отчество студента) | |||||||
050100.62 Педагогическое образование, профиль подготовки: Дошкольное образование(квалификация: бакалавр) | |||||||
(код и наименование направления подготовки / специальности) | |||||||
Тема | Проблема соотношения обучения и психического развития | |
в зарубежной и отечественной психологии. | ||
Задание | ||
1. Определить актуальность темы, задачи работы. 2. Определить предмет и основные категории возрастной психологии. 3. Дать характеристику теорий психического развития ХХ века (таблица 1). 4. Раскрыть рабочие понятия по теме: обучение, зона ближайшего развития, развивающее обучение, типы обучения (Л.С. Выготский), выписать принципы развивающего обучения (Л.В. Занков), определить содержание и структуру учебной деятельности (В.В. Давыдов). 5. Представить сравнительный анализ зарубежных и отечественных подходов к проблеме соотношения обучение и психического развития ребенка (таблица 2). 6. Сделать выводы о степени разработанности проблемы, наиболее адекватных подходах к ее решению и перспективах ее изучения. | ||
Срок выполнения: | с | « | » | марта | г. | по | « | » | мая | г. |
Руководитель | доцент | Чернокова Т.Е. | |||
(должность) | (подпись) | (инициалы, фамилия) |
Северодвинск 2014
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
филиал в г. Северодвинске Архангельской области
Кафедра дошкольной педагогики и психологии |
(наименование кафедры) |
ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ
По дисциплине | Психология. Ч 2. |
студенту | гуманитарного | института | курса | группы | |||
(фамилия, имя, отчество студента) | |||||||
050100.62 Педагогическое образование, профиль подготовки: Дошкольное образование(квалификация: бакалавр) | |||||||
(код и наименование направления подготовки / специальности) | |||||||
Тема | Проблема периодизации психического развития ребенка | |
в зарубежной и отечественной психологии. | ||
Задание | ||
| ||
Срок выполнения: | с | « | » | марта | г. | по | « | » | мая | г. |
Руководитель | доцент | Чернокова Т.Е. | |||
(должность) | (подпись) | (инициалы, фамилия) |
Северодвинск 2014