Б. Предпочтения и интересы
1. Мои любимые и нелюбимые блюда
2. Какую музыку я люблю, а какую нет.
3. Что мне больше всего нравится читать
4. Мои любимые фильмы и телепрограммы
5. Как я больше всего люблю проводить свободное время
В. Работа или учеба
1. Какие недостатки мешают мне работать так, как я этого хотел бы.
2. Что я делаю охотнее всего, что дает мне наибольшее удовлетворение в работе
3. Мои устремления и цели в работе
4. Что я думаю о выбранной мною профессии - доволен я ею или нет.
5. Что я в действительности думаю о людях, с которыми я учусь.
Г. Деньги
1. Каковы мои доходы
2. Есть ли у меня сбережения и какие
3. Есть ли у меня денежные долги и сколько я должен Л. Всё моё имущество, включая недвижимое имущество,
сбережения, ценности, обстановку и т.д. 5. Как я обращаюсь с деньгами, какая их часть
предназначена на покупку самого необходимого,
на предметы роскоши и т.д.
Д. Личность
1. Стороны моей личности, которыми я недоволен,
которые приносят мне огорчения и которые я считаю своими недостатками
2. Факты моей теперешней сексуальной жизни, как
она протекает, какие, возможно, порождает проблемы, с кем у меня любовная связь
3. Что меня волнует
4. Факты прошлого или настоящего, вызывающие у меня чувство вины или стыда
5. Что у меня вызывает чувство гордости за себя, за что я оцениваю себя положительно.
Е. Тело
1. Что я думаю о своей внешности. Что мне нравится, что не нравится в моем лице, глазах, волосах, зубах и т.д.
2. Как я хотел бы выглядеть. Мой идеал внешности
3. Что я думаю о разных частях своего тела - ноги, живот, грудь и т.д., о своей массе ...
4. Проблемы и заботы, которые порождал мой внешний вид в прошлом.
5. Есть ли у меня проблемы, связанные со здоровьем, и какие.
Баллы подсчитываются для каждой колонки и все вместе (можно подсчитать и по отдельным темам - сравнить количественные показатели откровенности обсуждения тех или иных вопросов). Ориентировочные данные по данному варианту опросника, набранные американскими студентами: 125 баллов - мужчины, 150 баллов - женщины (из возможных 240 баллов). "Сборник психокоррекционных техник" - Ярославль, 1994.
7. Тренинг общения (Дж.Энрайт Позиции слушателя • терапевта. - М., 1990)
7.1 "Вовлеченность"
ПРИНЦИПЫ
- Слушатель может заметить в собственном тепе определенные признаки вовлечения в ткань беседы, которые являются верным отражением степени телесного вовлечения говорящего в свои высказывания.
Человек говорит о себе гораздо продуктивнее, когда он глубоко проникся своим высказыванием и в генерировании этого высказывания участвует как бы тело во всем богатстве его проявлений, выходящих за пределы того, что традиционно считается коммуникативными средствами. Противоположностью этому будет чисто вербальная продукция, протекающая без участия тела или при его незначительном участии. В чем большей мере говорящий будет вовлечен "душой и телом" в содержание своей речи, тем более будет освобождена его энергия, его опыт и тем быстрее он будет продвигаться сквозь материю своих высказываний в сторону конструктивного решения.
После весьма непродолжительной тренировки слушатель-терапевт может обнаружить у себя собственные телесные реакции, которые соответствуют степени вовлечения говорящего в свои высказывания. Когда слушатель сообщает об этом пациенту, его склонность оставаться при вовлеченном (ангажированном) стиле высказываний возрастает.
СПОСОБ ИСПОЛНЕНИЯ.
Слушатель принимает свободную открытую позу, подобную позе, используемой в нулевой позиции, и следит в течение речи говорящего прежде всего за собственными внутренними переживаниями, обращая особое внимание на ощущения нарастания и ослабления телесного резонанса с говорящим. Ощущение нарастания телесного резонанса - в моем случае и у большинства участников тренинга - принимает форму определенных телесных ощущений. Обычно эти ощущения сопровождают важные блоки вербальной продукции говорящего, но часто и предшествуют им.
У разных слушателей телесные ощущения резонанса локализуются в разных частях тела, но как правило у каждого лица локализация этих ощущений остается постоянной. Когда я ощущаю телесный резонанс, я сообщаю об этом пациенту, говоря что-нибудь вроде: "До меня дошли ваши слова" или "В том, что вы сейчас сказали, я почувствовал напряжение".
Девизом для действий в этой позиции можно считать слова: 'Оставь разум и обратись к своим чувствам'.
Ослабление телесного резонанса открывается не столько .в виде телесных реакций, сколько в форме диффузного ощущения, что что-то закончилось, прервалось, которое не локализуется к какой-либо части тела, либо в виде внезапной деконцентрации внимания или "волны скуки". Когда я испытываю что-либо в этом роде, я сообщаю об этом говорящему: "В том, что вы сказали, я почувствовал меньшую интенсивность переживаний" или "Это не дошло до меня". ...
КОММЕНТАРИЙ ...
- Полезно умение распознавать моменты, когда говорящий лишает энергии свою вербальную продукцию.
На противоположном - от интенсивности - полюсе, я научился различать признаки утомления и блуждания мысли, как реакцию на ослабление интенсивности уже в тот момент, когда оно начинается, а также связывать спад интенсивности с конкретными словами или фразами, которые говорящий произнес с меньшей эмоционально-энергетической вовлеченностью. Такое умение точно улавливать момент, в который говорящий лишает свою вербальную продукцию энергии весьма полезно в терапии, в частности, позволяя быстро и точно локализовать темы, которые представляются пациенту нежелательными либо связанны с теми или иными проблемами. Прежде, ощущая скуку в разговоре, укрыть этот факт или "что-нибудь сделать". Теперь я принимаю это как ценную информацию.
- Важно отличать интеллектуальное оформление фразы от ее органичной интегральности.
При использовании данной позиции важно различать три пары аспектов: одна касается говорящего, две другие - слушателя. Часто бывает, что его высказывание не "дошло" до терапевта, и узнав об этом, он полагает, что должен выразиться ясней в интеллектуальном смысле, хотя речь идет совсем не об этом. В действительности же не стремление к безупречной интеллектуальной ясности высказывания может препятствовать спонтанному достижению органичной интегральное™, необходимой для интенсивной коммуникации. Оттого необходимо четко отличать интеллектуальную отчетливость и непротиворечивость формулировок от их эмоционально-энергетической вовлеченности.
- Слушатель должен отличать свои реакции на содержание высказываний говорящего от своего органического резонанса с реакциями пациента.
Второе различие важно для слушателей-терапевтов, особенно, на начальных этапах их деятельности. В это время они часто путают поверхностное волнение говорящего с глубоким органическим вовлечением в речь, которое составляет суть рассматриваемой позиции. Уже само понимание существования такого различия позволяет начать воспринимать его.
Гораздо более трудным для различения является третья оппозиция:
реакция слушателя на содержание высказывания говорящего - внутренний резонанс слушателя с состоянием говорящего в момент, когда он доносит до него это содержание. Различение этих двух явлений представляет значительные трудности, труднопреодолимые даже при длительной практике.
7.2 "Нешаблонность"
ПРИНЦИПЫ
- Концепции неподвижны, а жизнь текуча.
Это позиция основывается на идее, что концепции, обобщающие живой опыт, быстро устаревают, особенно если они выражены общепринятыми словами и стереотипными оборотами. Субъективные переживания неизбежно теряют значительную часто своего содержания, будучи выражены посредством отстоявшихся словесных форм. "Концепции - неподвижны, живой опыт - текуч" И сколь часто и легко живой опыт застывает в виде немногих, всем известных форм! Несчастья бледнеют, открывается путь к решению проблема жизнь приобретает новый блеск, когда язык, которым мы общаемся, свеж и черпает выразительные возможности в живом, непосредственном опыте.
Тот факт, что говорящий склонен выбирать безопасные, стереотипные формулировки, имеет своей причиной тревогу. и порождаемую тревогой осторожность: насыщение речи банальными оборотами - один из способов укрытия чувств перед окружающими и перед самим собой, чувства, осознание которых или открытие окружающим представляется говорящему угрожающим. Таким образом, стереотипная речь свидетельствует не столько об интеллектуальной недоразвитости пациента, сколько о его психологической защите.
СПОСОБ ИСПОЛНЕНИЯ.
Отработаны два метода влияния на говорящего в этой позиции. Один из них основан на идентификации свежих оригинальных фрагментов его речи в момент их появления, настраивании пациента на это ощущение живости и
свежести и побуждения его к закреплению возникающего стиля изложения:
"Была ли среди последних ваших фраз хотя бы одна, затронувшая вас в большей мере, чем другие? Не показалось ли вас, что эта фраза заключала в себе что-то новое? Если да, то давайте продолжим разговор от этого момента, а вы постарайтесь рассказать побольше о том, что вас показалось в этом необычным и новым".
Если пациент улавливает напряжение, которое вы хотите придать беседе, готов последовать вашим предложениям и в достаточной мере способен к рефлексии, оба собеседника будут быстро продвигаться в сторону установления более живой коммуникации. Это несколько напоминает первую позицию с тем отличием, что центр тяжести перемещается с ощущения интенсивности на качественную характеристику чувств.
Второй вариант, который можно назвать "лингвистической де-структурализацией" основан на блокировании выражений банальных, стереотипных и предпочтении свежих, оригинальных. Применяя такой подход, я часто прошу пациента повторить фразу по новому, например, заменив прошедшее время 'фразы на настоящее, существительные - на местоимения и т.п. В процессе такого переформулирования появляется возможность спонтанного самовыражения.
7.3 "Отражающее слушание"
ПРИНЦИПЫ.
- Если говорящий пытается выразить не совсем ясные для себя вещи и получает отражение (повтор) своих слов, причем слушатель никак не меняет структуру высказывания и не вводит в него "шум", то для говорящего становится яснее то, что он старался выразить.
Отражение обычно приобретает форму дословного повторения (почти слово в слово) или незначительной парафразы. В практике отражению подвергаются не любые, а по той или иной причине значимые высказывания, например, обладающие большой интенсивностью.
СПОСОБ ИСПОЛНЕНИЯ.
- Важнейший момент поведения слушателя в этой позиции - не отяготить свои реакции повтора собственными перцептивными добавками.
Из каждого фрагмента монолога говорящего слушатель выбирает и повторяет то, что по его мнению является центральным ядром фрагмента, его цементирующим началом, будь то выраженное чувство или какая-либо идея. При этом можно изменить вспомогательные или несущественные слова, выступающие в высказывании, но все ключевые слова, несущие смысловую или эмоциональную нагрузку, должны быть повторены точно. Важнейшим моментом адекватного повтора (отражения) является отсутствие в нем перцептивных искажений, которые могут быть допущены слушателем. То, что следует повторить, должно быть выбрано на основе значимости этого содержания для говорящего, а не на основе собственных взглядов терапевта и его оценок важности того или иного фрагмента (в том числе и для психотерапии).
КОММЕНТАРИЙ.
Использование этой позиции чрезвычайно широко распространено в психотерапевтической практике. Она выступает под разными названиями и является одной из характерных черт психологического консультирования в Соединенных Штатах. Широко известны два варианта позиции отражения:
"активное слушание" и "недирективное консультирование". Одним из предшественников именно этой позиции был Карл Роджерс. Писал на эту тему также Юджин Гендлин, разработавший интересный вариант этой позиции, известный под названием "техника сосредоточения".
Контрольные вопросы по теме
01. Выберите характеристику, принадлежащую человеку-манипулятору
а) свобода;
б) контроль;
в) доверие;
г) осознанность;
02. Укажите характеристику, принадлежащую человеку-актуализатору
а) неосознанность;
б) цинизм;
в) ложь;
г) осознание;
03. Выберите две реплики, принадлежащие "Родителю"
а) "Солнышко";
б) Никто;
в) Эгоистичный;
г) Возможно;
д) Сколько;
е) Все время;
04. Выберите две реплики, принадлежащие "Взрослому"
а) Результат;
б) Детский;
в) Я надеюсь;
г) Ну и что?
д) Лучший;
е) Я вижу;
05 Выберите две реплики, принадлежащие "Дитя"
а) "Не бойся";
б) Хулиган!;
в) Нельзя;
г) Я предпочел бы;
д) Я надеюсь;
е) Возможно;
06. В окне Джо-Гарри "Они знают, а я не знаю" это
а) Арена;
б) Слепое пятно;
в) Неизвестное;
г) Видимость;
07. В окне Джо-Гарри "Они не знают, а я знаю" это
а) Арена;
б) Слепое пятно;
в) Неизвестное;
г) Видимость;
08. Распределите по порядку стадии установления контакта по Л.Филонову
а) выработка правил взаимодействия;
б) определение качеств, опасных для общения;
в) поиск общих интересов;
г) принятие положительных качеств;
д) накопление согласий;
е) взаимная адаптация
09 Умение вести непринужденную беседа нужно на ... стадии
а) выработка правил взаимодействия;
б) определение качеств, опасных для общения;
в) поиск общих интересов;
г) принятие положительных качеств;
д) накопление согласий;
е) взаимная адаптация
10. Умение прогнозировать и управлять поведение партнера необходимо на стадии .
а) выработка правил взаимодействия;
б) определение качеств, опасных для общения;
в) поиск общих интересов;
г) принятие положительных качеств;
д) накопление согласий;
е) взаимная адаптация