Беседа с детьми, позволяющая определить детские игровые интересы и предпочтения

1. Ты любишь играть?

2. А во что ты больше всего любишь играть?

3. Тебе нравятся игры, в которых надо бегать, прыгать?

4. У тебя есть любимая игрушка или игра?

5. С кем тебе нравится играть?

6. Ты больше любишь играть или слушать сказки?

7. Во что ты хочешь поиграть прямо сейчас?

Задание 2

Цель: Осуществить анализ сюжетно-ролевой игры детей второй младшей группы и обозначить направления оптимизации игровой деятельности дошкольников для педагогов детского сада.

Для достижения обозначенной цели необходимо осуществить фотозапись сюжетно-ролевой игры детей в конкретной возрастной группе по следующему плану:

Начало игры:

Игре предшествовала трудовая деятельность детей - изготовление открытки (аппликация) для мамы к празднику 8 марта, на занятии.

Что послужило поводом к началу игры?

Поводом к началу игры послужило обсуждение вопросов, какие хорошие у всех мамы, как они заботятся о своих детях.

Инициатором игры выступила девочка, которой недавно подарили новую куклу и, она принесла ее в детский сад. Она предложила другой девочке с куклой, поиграть в дочки – матери. Девочки активно обсуждали, где каждая из них будет жить, как будут звать ее дочку, как они будут ходить друг другу в гости. Таким образом, игру начали две девочки с куклами.

В игру активно стали включаться другие дети. Сначала, подошел мальчик, который сказал, что хочет быть папой, ко второй девочке тут же подошел еще один мальчик с тем же предложением. Девочки приняли предложения и стали обсуждать игровые действия – папа будет уходить на работу, зарабатывать деньги, мама готовить еду, ходить в магазин за продуктами, ухаживать за ребенком, стирать, гладить. Далее, воспитатель предлагает остальным детям включиться в игру, распределяет роли – кто-то становится бабушкой, дедушкой, кто-то продавцом в магазине, «папа» работает, например водителем (строим из стульчиков автобус или трамвай, который будет водить «папа»), кто-то пассажирами, кто-то становится доктором в детской поликлинике, куда мамы приводят на осмотр своих детей.

В игре используется и имеющаяся обстановка и создание новой (постройка автобуса из стульчиков, создание с помощью атрибутов поликлиники (за столом) и др.

Краткое описание.

Дети выполняют свои роли, педагог поправляет и направляет их на определённые действия.

В процессе игры дети используют посудку (мама моет, а ребёнок вытирает её), одежда кукол и тазик (стирают одежду в тазу). Мама готовит еду, ребёнок ей помогает. Папа пришёл с работы, мама накрывает на стол, папа кушает. Затем убрали посуду со стола и помыли. Постирали одежду в тазу, посушили, погладили её. Вечером все легли спать.

Подбор игрушек осуществляется исходя из самой игры и игрушек, которые имеются в группе – детская посуда, тазик для стирки белья, детская стиральная доска, кукольная одежда, сами куклы, кукольные коляски, кроватки, детская мебель, веревочки и прищепки для сушки белья и пр.

Роль педагога в подготовке к игре и в ее процессе: воспитатель помогает детей подобрать необходимые для игры предметы, помогает распределить роли, спрашивает у детей об игровых действиях соответствующих выбранной ими роли («Что делает папа? А мама? Ты будешь старшим или младшим братом?»). Педагог поддерживает замысел детей, конкретизирует его, подсказывает.

Ход игры и развитие сюжета:

Папа утром уходит на работу, он работает водителем автобуса. Мама остается дома с детьми (реальный ребенок и кукла-младенец). Мама готовит еду, кормит детей, убирает со стола и моет посуду. Старший сын (реальный ребенок) просит маму пойти погулять, но мама говорит, что ей надо постирать белье дочки (куклы) и только после этого они могут пойти гулять.

(Воспитатель предлагает ребенку, исполняющему роль старшего брата помочь маме, чтобы быстрее пойти на улицу, ребенок соглашается). Сын помогает маме набрать в тазик водички и постирать белье «сестренки», а затем развесить его сушиться. Папа в это время на автобусе возит пассажиров – других детей, объявляет остановки, девочка – кондуктор продает билеты, проверяет карточки.

Мама одевает дочку, сын подвозит кукольную коляску и они отправляются на прогулку. Во время прогулки мама звонит по мобильнику папе и просит зайти его после работы в магазин, купить колбасы, хлеба, молока и еще какой-нибудь еды. Затем мама предлагает пойти в гости к своей подружке, у которой тоже двое детей – две дочери (реальный ребенок и кукла). Они отправляются в гости. Подруга предлагает попить чаю, накрывает на стол, просит гостей не шуметь, т.к. дочка (кукла) спит. Мамы пьют чай, а дети играют в настольную игру. Мамы обсуждают своих «мужей»:

- У нашего папы на работе проблемы, совсем мало денег платят.

- А у нас папа хорошо зарабатывает, вот собираемся новую машину купить «Ниссан».

- Ну мы тоже машину собираемся покупать, на машину у нас хватит. Мы на ней будем на дачу ездить, а еще на море.

- Поедем вместе, будем там загорать на пляже.

- Хорошо, а вы когда будете машину покупать?

- Ну наверно сегодня.

- Ладно, мы пойдем, вечером позвоню тебе, поболтаем, а то нам еще в поликлинику надо успеть.

- А мы тоже в поликлинику собирались. Подождете нас?

- Хорошо.

Девочки собирают детей и отправляются в поликлинику. Там их уже ждет «доктор». Доктор осматривает кукол, меряет им температуру, говорит, что надо кушать витамины, «выписывает» рецепт. Далее мамы с детьми отправляются по домам, встречать с работы пап. Второй папа работает строителем и, строит дома (город) из конструктора. Первый папа приходит в магазин, покупает продукты, продавщица дает ему сдачу (вырезанные из бумаги монетки и бумажные деньги). Папа возвращается домой, мама готовит ужин, кормит семью, говорит детям, что пора ложиться спать, укладывает куклу, затем сына (на детский диван). Мама и папа тоже ложатся спать, после того, как папа помог маме вымыть посуду.

В это время вторая семья покупает машину, и отправляется на ней домой. В автобусе работает другой водитель, пассажиры автобуса заходят в магазин, покупают продукты, едут на автобусе обратно.

Конец игры:

Игра была завершена самостоятельно, детьми, занимающими второстепенные роли и воспитателем, сообщившим, что пора собираться на обед. После игры дети отправились умываться и обедать.

Продолжительность игры составила примерно 30 минут.

Педагог говорит, кто из детей лучше всего справился со своей ролью и поясняет детям, что всегда нужно помогать своим родителям готовить, стирать, убирать за собой вещи и игрушки на место.

Выводы:

В игровой деятельности дети опирались на свой опыт, полученный в семье, отражали реальные отношения и события, происходящие в их семьях. Наибольшего внимания педагога требовали те дети, которые занимали второстепенные роли, т.к. им не всегда было чем заняться и воспитателю приходилось придумывать различные ситуации, чтобы поддержать интерес детей к игре. Так, например, «пассажирам автобуса» приходилось придумывать дополнительные роли – Саша и Сережа тоже строители и едут на работу помогать Катиному папе строить город; Света и Марина – взрослые тети, которые едут в парикмахерскую и т.п.

Таким образом, игровые предпочтения детей – это бытовые, реальные ситуации из жизни, которые детям необходимо отразить в игре, чтобы удовлетворить потребность быть взрослыми;

игровые интересы детей, возможно обогатить предлагая большее количество сюжетов, ситуаций, проводя предварительную работу (например, чтение художественной литературы, сказок для их проигрывания);

самостоятельной игровой деятельности детей могут способствовать такие условия, как обогащение развивающей среды – внесение в группу новых игрушек, иллюстраций, разучивание стихов, беседы, рассказы воспитателя. Можно провести экскурсия по детскому саду, познакомить детей с трудом повара, медсестры для расширения игровых интересов. Важно, чтобы данная работа была эмоционально насыщенна, тогда она, обязательно принесет результаты, и дети отразят полученные впечатления в играх.

Приложение 4

Наши рекомендации