Понятие «социальная перцепция», механизмы социальной перцепции
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
(ННГУ)
Арзамасский филиал
Кафедра педагогики и психологии педагогического образования
Выполнила:
Чичварина А.А.,
студентка II курса
очной формы обучения,
направление Педагогическое образование
профиль Начальное образование
Курсовая работа
ОБРАЗ УСПЕШНОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ ВУЗА
Научный руководитель:
кандидат психологических наук, доцент
Трухманова Е.Н.
Допущена к защите
____________________________ Трухманова Е.Н.
(подпись)
«____»_________________ 2015 г.
Арзамас
Оглавление
стр. | ||
Введение……………………………………………………………………. | ||
Глава I. | Проблема социальной перцепции в психолого-педагогической литературе…………………………………………………. | |
1.1. Понятие «социальная перцепция», механизмы социальной перцепции…………………………………… | ||
1.2. Особенности восприятия преподавателей студентами………………………………………………… | ||
Выводы по I главе………………………………………………………………………. | ||
Глава II. | Понятие «успешного преподаватель» и его характеристика в научной литературе............................... | |
2.1. Сущность понятия «успешный преподаватель»……………………………………………. | ||
2.2. Сравнение характеристики успешного преподавателя у разных отечественных психологов и педагогов………………………………………………….. | ||
Выводы по II главе ……………………………………………………….................................... | ||
Глава III. | Эмпирическое исследование образа успешного преподавателя у студентов старшекурсников…………… | |
3.1. Подготовка к исследованию и описание метода исследования………………………………………………. | ||
3.2. Результаты исследования и их интерпретация……... | ||
Выводы по III главе ……………………………………………………….. | ||
Заключение | ……………………………………………………………..... | |
Литература | ……………………………………………………………… |
Введение
В курсовой работе мы раскроем и дадим ответ на вопрос о том, каким себе представляют образ успешного преподавателя студенты старших курсов вуза. Данная тема актуальна, т.к. она касается каждого студента. Мы хотим, чтобы перед нами предстал наш «идеал» преподавателя и только тогда у нас проявится интерес к его предмету.
В настоящее время актуализируется проблема соотнесенности деятельности преподавателя высшей профессиональной школы с потребностями общественного развития. Возрастают требования к уровню компетентности преподавателей, умению контактировать с аудиторией, их общей культурной образованности и индивидуально-личностным качествам. Студенты привыкли давать оценку образу преподавателя уже с момента его первого появления в аудитории. У них вырисовывается некое представление о том, успешный перед ними преподаватель или неуспешный. Определенное мнение складывается из целого набора личностных внешних и внутренних качеств человека, причем ценность того или иного качества для каждого студента будет разной, потому что мы знаем, каким именно для нас должен быть успешный преподаватель. Причем от курса к курсу количество ценных для нас в успешном человеке качеств может существенно измениться. В основном это происходит между первым и вторым курсами обучения, когда студент входит в состояние привыкания к определенным требованиям преподавателя и к его профессионально-личностным качествам. Этим и обусловлен выбор темы курсового исследования.
Цель исследования– выявить образ успешного преподавателя в представлении студентов старших курсов вуза.
Задачи:
1. Уточнить сущность понятия «социальная перцепция», механизмы социальной перцепции.
2. Раскрыть сущность понятия «успешный преподаватель», рассмотреть степень изученности проблемы на основе научной литературы.
3. Провести исследование среди студентов старших курсов в форме анкетирования.
4. Систематизировать и проанализировать данные исследования.
5. Сделать выводы по раскрытой проблеме.
Гипотеза: старшекурсники благосклонны к положительной оценке тех профессионально-личностных качеств преподавателя, которые имеют направление по отношению к личности студента.
Объектом исследования являются студенты старшего курса вуза.
Предметом изучения является образ успешного преподавателя в представлении студентов старших курсов вуза.
Глава I. Проблема социальной перцепции в психолого-педагогической литературе
Понятие «социальная перцепция», механизмы социальной перцепции
Термин «социальная перцепция» («социальное восприятие») был предложен в 1947 году Джеромом С. Брунером в рамках разработанного им «Нового взгляда» (New Look), и в этом случае так обозначалась социальная детерминация перцептивного процесса. В скором времени в социальной психологии этот термин получил другое значение: им стали обозначать восприятие социальных объектов, причем круг их был строго ограничен. Социальными объектами были названы: другой человек, социальная группа, более широкая социальная общность. Почти с самого начала исследований социальной перцепции в этом значении было установлено, что термин не в состоянии обозначить весь круг возникающих проблем, например при восприятии одним человеком другого. Коль скоро мы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных, в определенном смысле угадываем черты его личности, то мы тем самым выходим за пределы строго перцептивного процесса, как минимум включаем в него и процессы мышления. Поэтому достаточно давно именно в области изучения социального восприятия был предложен термин «социальное познание».
В социальной психологии иногда применяется такая формулировка как «познание другого человека» в качестве более точного понятия для характеристики процесса восприятия человека человеком.
В русском языке за термином «познание» кроется очень многое: не только размышление по поводу визуально воспринятого, не только оценивание его (что включает и эмоции), но и мотивация необходимости дальнейшего взаимодействия с воспринимаемым человеком или отказ от такого взаимодействия. Как увидим в дальнейшем, к этому добавилась и потребность понять причины поведения воспринимаемого [4].
Специфика познания человеком другого человека заключается в том, что субъект и объект восприятия воспринимают не только физические характеристики друг друга, но и поведенческие, а также в процессе взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника. Кроме того, создается представление о тех отношениях, которые связывают субъекта и объекта восприятия. Это придает еще более значительный смысл последовательности дополнительных факторов, которые не играют столь важной роли при восприятии физических объектов. Если субъект восприятия активно участвует в общении, то это означает намерение лица установить согласованные действия с партнером с учетом его желаний намерений, ожиданий и прошлого опыта. Таким образом, социальная перцепция зависит от эмоций, намерений, мнений, установок, пристрастий и предубеждений.
Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, сопоставление их с его личностными характеристиками, толкование и прогнозирование на этом основании его действий и поступков. Таким образом, в социальной перцепции непременно присутствует оценка другого человека, и вырабатывание в зависимости от этой оценки и произведенного объектом впечатления определенного отношения в эмоциональном и поведенческом аспекте. Этот процесс познания одним человеком другого, оценивание его и формирование определенного отношения является неотъемлемой частью человеческого общения и может быть условно назван перцептивной стороной общения.
Существуют следующие социально - перцептивные механизмы, то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей:
1. Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта
2. Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально-психологических характеристик. Это осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации и стереотипизации.
Рефлексия - механизм социальной перцепции, позволяющий человеку во время общения с людьми познавать самого себя, исходя из самооценки своего поведения. То есть в процессе общения человек представляет себя на месте собеседника и таким образом как бы со стороны оценивает себя, и тем самым имеет возможность корректировать свое поведение. Этот механизм помогает не только понять собеседника, но и позволяет предположить насколько собеседник понимает вас.
Идентификация - процесс интуитивного отождествления, сравнения субъектом самого себя с другим человеком (группой людей) в процессе межличностной перцепции. Термин “идентификация” является способом распознания объекта восприятия, в процессе уподобления ему. Это, конечно, не единственный способ восприятия, но в реальных ситуациях общения и взаимодействия, люди часто используют данный прием, когда в процессе общения, предположение о внутреннем психологическом состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.
Эмпатия - способ понимания другого человека, основанный не на реальном восприятии проблем другого человека, а на стремлении эмоциональной поддержки объекта восприятия. Эмпатия - это аффективное “понимание”, основанное на чувствах и эмоциях субъекта перцепции. Процесс эмпатии сходен с механизмом идентификации, в обоих случаях присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на проблемы с его точки зрения. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе одну и ту же ситуацию, с точки зрения разных людей, а следовательно и понять поведение каждого из этих людей.
Аттракция - это особая форма восприятия одного человека другим, основанная на устойчивом положительном отношении к человеку. В процессе аттракции люди не просто понимают друг друга, но формируют между собой определенные эмоциональные взаимоотношения. На основе различных эмоциональных оценок, образуется разнообразная гамма чувств: начиная от неприятия, чувства отвращения, к тому или иному человеку, до симпатии, и даже любви к нему.
Симпатия - это устойчивое, положительное, эмоциональное отношение человека к другим людям или к группам людей, проявляющееся в доброжелательности, приветливости, оказанию внимания, восхищении. Симпатия побуждает людей к упрощенному взаимопониманию, к стремлению познавать собеседника в процессе общения.
Каузальная атрибуция интерпретация поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру. Каузальная атрибуция тем больше определяет социальную перцепцию (восприятие), чем больше дефицит информации о партнере по общению. Результаты приписывания могут стать материалом для формирования социальных стереотипов.