Помощью Прямое ассоциативного теста
Инструкция:в ответ на слово-стимул необходимо записать в тетрадях любоеслово, пришедшее в голову.
армия | петь | ||||
болезнь | горький | ||||
музыка | дверь | ||||
рука | гулять | ||||
гладкий | ветер | ||||
свистеть | цветок | ||||
сладкий | праздник | ||||
окно | лекарство | ||||
спать | ботинок | ||||
погода | блестящий | ||||
дерево | кричать | ||||
танцы | соленый | ||||
врач | стена | ||||
нога | ходить | ||||
мягкий | солнце | ||||
Обработка:после выполнения данные заносятся в таблицу: | |||||
Стимул | Логическая реакция | Грамматическая реакция | |||
Центральная | периферическая | Синтагматическая | Парадигматическая | ||
7
Всего %
Интерпретация:При анализе результатов необходимо учитывать следующее:
логические связи – связи по смыслу между стимулами и реакциями. Если есть такая связь, ставится знак в графу “логическая центральная реакция”, если нет
– “логическая периферическая”. Увеличение последних может говорить о
плохом знании языка, нарушении динамических особенностей – заторможенности, скачкообразности мыслительных процессов. Для взрослых
носителей характерно преобладание центральных ассоциативных реакций –
не менее 65% от общего числа предъявленных стимулов.
С точки зрения грамматического критерия также выделяются два варианта реакций: синтагматические – когда реакция дается другой частью речи и
парадигматические – реакция дается той же частью речи (связь в пределах одной грамматической категории). У взрослых характерно преобладание
парадигматических реакций – не менее 70%. Увеличение синтагматических свидетельствует о недостаточности аналитических операций, инфантилизме мышления, иногда – правосторонняя асимметрия – художественный тип.
Литература
1) Адрианов М.С. Невербальные коммуникации: стратегическая обработка
паралингвистического дискурса // Вопросы психологии. – 1999. - №6.
2) Веккер Л.М. Психика и реальность. – М., 1998.
3) Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 2005.
4) Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1999.
5) Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – М., 2001.
6) Лабунская В.А. Психология затрудненного общения. – М., 2001.
7) Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 2007.
8) Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М., 1975.
9) Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001.
10) Манеров В. Х. Психодиагностика личности по голосу и речи. - СПб, 1997.
11) Морозов В.П. Психологический портрет человека по невербальным особенностям
его речи // Психологический журнал. - 2001. - № 6.
12) Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – СПб., 2005. 13) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2003.
14) Румянцева И. М., Психология речи и лингвопедагогическая психология. – М., 2004. 15) Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. – М., 1993.
16) Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – М., 2004.