Определение физической работоспособности с помощью «М-теста».

Алгоритм проведения «М-теста».

Прежде чем приступить к «М-тесту», необходимо определить пульс в покое. Для этого необходимо сесть на стул, успокоиться, фалангами четырех пальцев нащупать на запястье пульс, посчитать его в течение 15 секунд и полученное число умножить на 4. Это будет пульс за минуту. Если он превышает 80 уд/мин., то необходимо посчитать пульс повторно через 3-4 минуты. Если пульс остается более 80 уд/мин., то, возможно, имеются какие-либо отклонения от нормы. В данном случае от проведения теста в этот момент лучше отказаться. В течение трех минут выполняется восхождение на ступеньку. Для испытуемых до 35 лет: мужчины, высота ступеньки должна быть 40 см., для женщин – 33 см.

Закончив упражнение, необходимо сесть и посчитать пульс в течение 30 секунд, в начале второй и третьей минут, после восхождения (с 60 по 90 и со 120 по 150 сек). Затем число «П2» (пульс за первые 30 секунд второй минуты) и «П3» (пульс за первые 30 секунд третьей минуты восстановления) складываются, определяется сумма (МТ=П2+П3) и оценивается работоспособность:

1) 109 и более – неудовлетворительная;

2) 109-99 – слабая;

3) 98-88 – удовлетворительная;

4) 87-77 – хорошая;

5) 76-66 – отличная;

6) менее 66 – превосходная.

Определение работоспособности сердца при физической нагрузке по индексу Руфье.

Алгоритм проведения теста.

1 После 5-минутного состояния покоя в положении «сидя» подсчитывается пульс за 15 секунд (Р1).

2 Выполняются приседания (30 приседаний за 1 минуту).

Сразу после приседаний в положении «сидя» подсчитывается пульс за 15 секунд (Р2) и в последние 15 секунд (Р3) первой минуты восстановления после окончания нагрузки.

3 Вычисляется показатель сердечной деятельности (ПСД) по формуле:

ПСД= 4x(Р1+Р2+Р3)-200

4 ПСД оценивается следующим образом:

1) 0,1-5,0 – отлично;

2) 5,1-10,0 – хорошо;

3) 10,1-15,0 – удовлетворительно;

4) 15,1-20,0 – плохо.

Объектом контроля в спорте является содержание учебно-тренировочного процесса, состояние различных сторон подготовленности спортсменов (технической, физической, тактической и др.), соревновательная деятельность, работоспособность спортсменов, возможности функциональных систем. Результаты контроля определяют основные направления работы и пути достижения заданного эффекта, обусловливают подбор средств и методов педагогического воздействия, их объем и соотношение в тренировочном процессе. Связь между состоянием спортсмена и тренировочной нагрузкой опосредована, зависит от многих факторов и определяется большим количеством переменных (Болотов В.М., 2010; Дембо А. Г., 1988; Табарчук А.Д., 1999).

Работа специалистов в области спорта и многолетняя направленность методического обеспечения индивидуализации начальной подготовки юных спортсменов лежат в основе коллективной деятельности (Болотов В.М., 2010). При этом методическое обеспечение начальной подготовки юных единоборцев включает индивидуальные способности, знания, умения и навыки, которые определяются батареей тестов, а также контролем, коррекцией и методами системного анализа.

К индивидуализации начальной подготовки юных спортсменов относятся следующие методические принципы:

– наблюдение учебно-воспитательного, тренировочного и образовательного процесса;

– направленность диагностики мотивации к занятиям спортом;

– применение прогрессивных технологий обучения и тренировки;

– выявление психофизиологического потенциала и уровня здоровья занимающихся;

– информация о статусе юного каратиста;

– интервьюирование и экспертные оценки влияния оздоровительных, информационных технологий;

– анализ роста образовательной сферы занимающихся;

– анализ динамики физического развития, физической подготовленности и состояния занимающихся;

– сравнение с модельными характеристиками физической подготовленности и физического состояния обучающихся;

– индивидуальные темпы роста результативности;

– анализ частоты и продолжительности пропуска тренировочных занятий в связи с заболеваемостью занимающихся;

– влияние оздоровительных мероприятий и занятий спортом на успеваемость в учебе;

– определение способностей личности юных каратистов к работе самостоятельно и творчески.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для рационального управления подготовкой спортивного резерва в киокусинкай и для реализации возможностей спортивно-педагогического направления профилактики травматизма на различных этапах многолетней подготовки необходимо создать условия, при которых на первый план выдвигаются конкретные цели и соответствующие их достижению процессы. В этом случае упорядочиваются этапы подготовки спортивного резерва, а эффективность профилактической работы спортсменов и тренеров находится в прямой зависимости от знания факторов риска, способных привести к травматизму.

В учебно-методическом пособии освещены общие организационные вопросы, стоя­щие сегодня перед детско-юношеским спортом, даются кон­кретные рекомендации по профилактике травматизма, диагностике, оценке эффектив­ности тренировочных средств в киокусинкай. Ставится вопрос о роли тренера-преподавателя в управлении тренировоч­ным процессом и соответствующих знаниях в области спортивной медицины и травматологии.

Весьма полезны сведения о негативных последст­виях нерационально построенных спортивных тренировок, пред­ставлены наиболее часто встречающиеся повреждения, даются современные представления, кли­ника, диагностика, лечение и средства спортив­ной реабилитации.

Не меньший интерес представляет раздел, посвященный переутомлению, перетренированности и гипогликемии в процес­се интенсивных тренировочных нагрузок. Знакомство с этими патологическими состояниями может быть полезно не только для тренера-преподавателя, но и для любого спортсмена.

Несомненная актуальность профилактики спортивного травматизма в киокусинкай требует, прежде всего, детального изучения причин травм и обстоятельств, их вызывающих. Данное учебно-методическое пособие привлечет внимание не только тренеров-преподавателей по единоборствам, но и специалистов по другим видам спорта.

Автор примет любые замечания и предложения, которые будут внимательно рассмотрены и учтены.

Наши рекомендации