Раздел 1. Специальная психология как науки
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Программа составлена в соответствии с государственными образовательными
стандартами высшего профессионального образования
по соответствующим направлениям (специальностям)
Учебная дисциплина Специальная психология
по специальности 030301.65 «Психология»
Новосибирск, 2011
Рабочая программа дисциплины разработана
Соколова Елена Викторовна, к.пс.н., доцент
Учебно-методическое обеспечение согласовано с библиотекой университета.
Рабочая программа дисциплины соответствует внутреннему стандарту НГУЭУ.
Начальник отдела планирования
и организации учебно-методической
работы [Ф.И.О.]
Утверждено на заседании кафедры Социальной психологии и психофизиологии
(протокол от «__» ___ 20__ г. № ___).
Заведующая кафедрой
Кандидат психологических наук, доцент
Соколова Елена Викторовна
СОГЛАСОВАНО:
Выпускающая кафедра по специальности 030301.65 «Психология» кафедры Социальной психологии и психофизиологии
Заведующая кафедрой
Кандидат психологических наук, доцент
Соколова Елена Викторовна
Ó Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине.
ОПД.Ф.3.16Понятие психического дизонтогенеза; параметры дизонтогенеза; виды нарушений психического развития: недоразвитие, задержки развития, поврежденное развитие, искаженное развитие; развитие в условиях сложных недостатков в развитии; понятие первичного и вторичного дефектов развития по Л.С. Выготскому; методологический, теоретический и прикладной аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер; общепсихологические, психофизиологические, клиникопсихологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении; теоретический анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения; прикладные аспекты стимуляции компенсаторных механизмов поведения, психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуаций совместной деятельности в системе воспитатель-ребенок-родители; методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб; психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство.
Направления подготовки (специальности), слушателями которых изучается дисциплина.
Дисциплина изучается студентами специальности 030301.65 «Психология» по очной форме обучения.
Цели и задачи учебной дисциплины.
Цель дисциплины «Специальная психология» – формирование гуманистической направленности в организации и осуществлении психологической помощи и коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы развития и овладение методиками диагностики и коррекции психических нарушений в развитии.
Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:
– Осветить особенности психического развития проблемных детей как основы профессиональной деятельности психолога.
– Обеспечить овладение студентами набором методик диагностики и психологической помощи детям с отклонениями в развитии.
– Сформировать у студентов навыки использования диагностических и коррекционных методик при работе с детьми, имеющими проблемы в психическом развитии.
Требования к уровню освоения дисциплины.
По окончанию изучения дисциплины «Специальная психология» слушатель должен:
- знать современные отечественные и зарубежные теоретические направления развития специальной психологии, системы организации психологической помощи лицам с отклонениями в развитии, методики диагностической и коррекционной работы;
- уметь собирать и обрабатывать научно-исследовательский материал, полученный на практических занятиях в ходе диагностического исследования психических процессов у детей с отклонениями в психическом развитии;
- владеть представлением о психическом дизонтогенезе, его причинах, параметрах и видах нарушения психического развития.
Междисциплинарные взаимосвязи.
Дисциплина «Специальная психология» основана на использовании знаний, умений и навыков, полученных слушателями в процессе изучения дисциплин «Психология развития и возрастная психология», «Общая психология», «Психофизиологические основы здоровья», «Анатомия центральной нервной системы».
Дисциплина «Специальная психология» позволяет сформировать базовые знания, умения и навыки для последующего освоения слушателями дисциплин «Клиническая психология», «Психологическое консультирование и психокоррекция», «Девиантология».
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Очная форма обучения | Заочная форма обучения | ||||||||
Лекции | Практи-ческие занятия | Самостоя- тельная работа | Форма текущего контроля | Форма промежу-точной аттестации | Лекции | Практические занятия | Самостоя- тельная работа | Форма текущего контроля | Форма промежуточной аттестации | |
Количество часов | Количество часов | |||||||||
Раздел 1. Специальная психологи как наука | ||||||||||
Тема 1. Общие и специфические закономерности развития детей с нарушений развития | ||||||||||
Тема 2. Нарушения развития, аномалии и их причины | ||||||||||
Тема 3. Недостаточное развития | ||||||||||
Тема 4. ЗПР (задержки психического развития | ||||||||||
Тема 5. Парциальная несформированность ВПФ | ||||||||||
Тема 6. Асинхронное развитие | ||||||||||
Тема 7. Дефицитарное развитие | ||||||||||
Тема 8. Дисгармоничное развития личности | ||||||||||
Раздел 2. Методы исследования и коррекции нарушений психического и личностного развития детей | ||||||||||
Тема 9. Организация комплексной дифференциальной диагностики в специальной психологии | ||||||||||
Тема 10. Психологическая коррекция и сопровождение детей с отклоняющимся развитием | ||||||||||
Тема 11. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития | ||||||||||
Тема 12. Психологическое сопровождение интеграции детей | ||||||||||
Тема 13. Документация психолога сопровождающего развитие проблемного ребенка | ||||||||||
Итого по дисциплине: |
Содержание отдельных разделов и тем
Раздел 1. Специальная психология как науки