Раздел 1. Специальная психология как науки

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Программа составлена в соответствии с государственными образовательными
стандартами высшего профессионального образования
по соответствующим направлениям (специальностям)

Учебная дисциплина Специальная психология

по специальности 030301.65 «Психология»

Новосибирск, 2011

Рабочая программа дисциплины разработана

Соколова Елена Викторовна, к.пс.н., доцент

Учебно-методическое обеспечение согласовано с библиотекой университета.

Рабочая программа дисциплины соответствует внутреннему стандарту НГУЭУ.

Начальник отдела планирования

и организации учебно-методической

работы [Ф.И.О.]

Утверждено на заседании кафедры Социальной психологии и психофизиологии

(протокол от «__» ___ 20__ г. № ___).

Заведующая кафедрой

Кандидат психологических наук, доцент

Соколова Елена Викторовна

СОГЛАСОВАНО:

Выпускающая кафедра по специальности 030301.65 «Психология» кафедры Социальной психологии и психофизиологии

Заведующая кафедрой

Кандидат психологических наук, доцент

Соколова Елена Викторовна

Ó Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине.

ОПД.Ф.3.16Понятие психического дизонтогенеза; параметры дизонтогенеза; виды нарушений психического развития: недоразвитие, задержки развития, поврежденное развитие, искаженное развитие; развитие в условиях сложных недостатков в развитии; понятие первичного и вторичного дефектов развития по Л.С. Выготскому; методологический, теоретический и прикладной аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер; общепсихологические, психофизиологические, клиникопсихологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении; теоретический анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения; прикладные аспекты стимуляции компенсаторных механизмов поведения, психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуаций совместной деятельности в системе воспитатель-ребенок-родители; методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб; психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство.

Направления подготовки (специальности), слушателями которых изучается дисциплина.

Дисциплина изучается студентами специальности 030301.65 «Психология» по очной форме обучения.

Цели и задачи учебной дисциплины.

Цель дисциплины «Специальная психология» – формирование гуманистической направленности в организации и осуществлении психологической помощи и коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы развития и овладение методиками диагностики и коррекции психических нарушений в развитии.

Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

– Осветить особенности психического развития проблемных детей как основы профессиональной деятельности психолога.

– Обеспечить овладение студентами набором методик диагностики и психологической помощи детям с отклонениями в развитии.

– Сформировать у студентов навыки использования диагностических и коррекционных методик при работе с детьми, имеющими проблемы в психическом развитии.

Требования к уровню освоения дисциплины.

По окончанию изучения дисциплины «Специальная психология» слушатель должен:

- знать современные отечественные и зарубежные теоретические направления развития специальной психологии, системы организации психологической помощи лицам с отклонениями в развитии, методики диагностической и коррекционной работы;

- уметь собирать и обрабатывать научно-исследовательский материал, полученный на практических занятиях в ходе диагностического исследования психических процессов у детей с отклонениями в психическом развитии;

- владеть представлением о психическом дизонтогенезе, его причинах, параметрах и видах нарушения психического развития.

Междисциплинарные взаимосвязи.

Дисциплина «Специальная психология» основана на использовании знаний, умений и навыков, полученных слушателями в процессе изучения дисциплин «Психология развития и возрастная психология», «Общая психология», «Психофизиологические основы здоровья», «Анатомия центральной нервной системы».

Дисциплина «Специальная психология» позволяет сформировать базовые знания, умения и навыки для последующего освоения слушателями дисциплин «Клиническая психология», «Психологическое консультирование и психокоррекция», «Девиантология».

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Тематический план учебной дисциплины

    Наименование разделов и тем Очная форма обучения Заочная форма обучения
Лекции Практи-ческие занятия Самостоя- тельная работа Форма текущего контроля Форма промежу-точной аттестации Лекции Практические занятия Самостоя- тельная работа Форма текущего контроля Форма промежуточной аттестации
Количество часов Количество часов
Раздел 1. Специальная психологи как наука              
Тема 1. Общие и специфические закономерности развития детей с нарушений развития              
Тема 2. Нарушения развития, аномалии и их причины              
Тема 3. Недостаточное развития              
Тема 4. ЗПР (задержки психического развития              
Тема 5. Парциальная несформированность ВПФ              
Тема 6. Асинхронное развитие              
Тема 7. Дефицитарное развитие              
Тема 8. Дисгармоничное развития личности              
Раздел 2. Методы исследования и коррекции нарушений психического и личностного развития детей              
Тема 9. Организация комплексной дифференциальной диагностики в специальной психологии                
Тема 10. Психологическая коррекция и сопровождение детей с отклоняющимся развитием                
Тема 11. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития                
Тема 12. Психологическое сопровождение интеграции детей                
Тема 13. Документация психолога сопровождающего развитие проблемного ребенка              
Итого по дисциплине:              

Содержание отдельных разделов и тем

Раздел 1. Специальная психология как науки

Наши рекомендации