Раздел 5. Специальная психология

Тесты:

Тест:

1.Наука, изучающая различные варианты ограничений психического развития, носит название:

а) специальная психология;

б) медицина;

в) общая психология;

г) возрастная психология;

2.Задержанный тип «аномального» развития связан:

а) со скоростью созревания психофизических функций

б) с нарушением гармоничного развития личности

в) с аффективными расстройствами.

3.Какой уровень нервно-психического реагирования на различные вредности характерен для детей 7-12 лет:

а) соматовегетативный;

б) психомоторный;

в) аффективный;

г) эмоционально-идеаторный;

4.К основным отличиям умственной отсталости от задержки психического развития относят (указать 2 верных ответа):

а) отсутствие абстрактного мышления;

б) низкий навык самоконтроля;

в) необратимость интеллектуальных нарушений;

г) не умение удерживать условия интеллектуальной задачи.

5.Основными отличиями акцентуированных личностей от психопатических симптомов являются (указать 2 верных ответа):

а) избирательная уязвимость личности в ответ на психическое воздействие;

б) проявления при любых психогенных воздействиях;

в) признаки психической слабости (нарушение сна, головные боли, резкая смена настроения);

г) ситуативный характер проявления;

6.К профилактике психопатии относят следующие меры (указать 2 верных ответа):

а) правильное воспитание в детском возрасте;

б) верная профессиональная ориентация в юношестве;

в) психотерапия и лечение психотропными средствами;

г) планирование семьи.

7.Аутизм – состояние психики, проявляющееся в…….. от общения, предпочтение собственного внутреннего мира …….. с окружающими.

8.Инфантилизм – отсталость в развитии, проявляющаяся в сохранении черт характера, свойственных ……….

9.Коррекция – это устранение отставания, отклонений в развитии, нарушений, дефектов……. и ………

10.Особый вид нарушения мышления при поражении речевых зон левого полушария, связанного с дефектами кодирования речевых сигналов, называется:

а) апраксия;

б) алалия;

в) афазия;

г) агония;

11.Алалия речи представляет собой:

а) нарушение способности писать;

б) полную или частичную утрату речи;

в) нарушения чтения, неспособность овладения процессом чтения;

г) отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи);

12. Аграфия речи представляет собой:

а) нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата:

б) полную или частичную утрату речи, обусловленную локальными поражениями головного мозга;

в) нарушение способности писать при нарушении функции головного мозга;

г) нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью связи нервных волокон с центральной нервной системой (иннервация) речевого аппарата;

13. Ярко выраженные черты характера, выходящие за пределы норм, называются:

а) акцентуациями;

б) патологиями;

в) скрытыми;

г) психопатиями;

14. Дети с отклонениями в психическом развитии – те, у которых отклонения от нормы вызваны сенсорными нарушениями …………..и поражениями центральной нервной системы (умственная отсталость, …………, двигательные нарушения, тяжелые дефекты речи).

15. Запущенность педагогическая – отклонение от нормы в поведении и учебной деятельности учащегося, обусловленное……………….

16. Неврозы – группа наиболее распространенных нервно-психических расстройств, в основе которых лежит непродуктивно и нерационально разрешаемое ………..между личностью и значимыми для нее сторонами действительности.

17. Недисциплинированность – свойство личности, характеризующееся нежеланием выполнять ……………поведения, являющееся проявлением…………….., но чаще недостатка в воспитание, как отсутствием …………усилий.

18. Обученность – результат предыдущего …………..и прошлого опыта.

19.Пассивность интеллектуальная – нежелание человека…………, стремление …………умственных усилий.

20.Сенсорно-моторная амнезия – потеря чувствительной и двигательной…………..

21. Сенсорный дефект – дефект, связанный с работой………..– ……………т.д.

22. Пограничное состояние – обозначение слабых, стертых форм нервно-психических расстройств, находящихся в близи условной границы между ……………и выраженной патологией.

23. Неврастения – самая частая форма проявления……………. Она характеризируется повышенной раздражительностью, возбудимостью, быстрой утомляемостью и истощаемостью.

24. Вегетативные расстройства – это сердцебиение или чувство замирания сердца, повышенное артериальное давление, отдышка, потливость, боль в ……………..… похолодание рук ног и др.

Задания:

Задание 1.

Исследователи отмечают, что если глухонемых детей начинать обучать речи после трех лет, то возникает отставание во многих видах деятельности и в развитии психических процессов: не возникает сюжетно-ролевая игра, задерживается развития восприятия мышления.

Вопрос: проанализируйте развитие речи глухонемого ребенка. Как устранить недостатки в развитии речи ребенка? Раскройте взаимосвязь речи с другими сторонами психики ребенка (психические процессы, свойства, состояния).

Задание 2.

Некоторые родители считают, что умением учиться ребенок овладевает в школе, а в детском саду об этом говорить еще рано.

Вопрос: правы ли родители? Будет ли их ребенок хорошо усваивать школьную программу?

Задание 3.

Весной около дома сажали деревья. На субботник семья Никитиных вышла в полном составе: папа, мама и два сына-дошкольника.

Взрослые копали ямы, носили землю. Дите поддерживали деревья, поливали их. Родители попутно объясняли детям, что и для чего надо делать, каждое их трудовое усилие поощряли. После работы всей семьей обошли вокруг дома и полюбовались на результаты своего труда.

Вопрос: дайте психологическое обоснование совместной трудовой деятельности родителей и детей. Как родители должны продолжать трудовое воспитание своих детей, используя приобретенный опыт совместной работы?

Задание 4.

Охарактеризуйте изменения мотивов поведения ребенка 6 лет. Приведите примеры.

Задание 5.

Таня (6 лет, 4 мес.) учиться в первом классе. Ей трудно дается учение, особенно чтение.

Дома мама усаживает ее за стол и начинает спрашивать: «Как называется эта буква…?», «Что здесь написано?». Девочка молчит.

- Ну вот, ничего не знаешь! На, учи сама! – И мама уходит по своим делам на кухню. Через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений в чтении нет.

- Сегодня гулять не пойдешь, будешь читать.

Вопрос: дайте психологическое обоснование характеру общения мамы с дочкой. как построить общение родителей с детьми, начавшими обучение в школе и столкнувшимися с первыми трудностями в учении?

Задание 6.

Как изменяется система отношений («ребенок-учитель», «ребенок-одноклассник», «ребенок-родители») детей 6 лет, начинающих обучение в школе?

Ответы к тестам.

Наши рекомендации