Образовательные технологии
По своей философской основе применяемые образовательные технологии являются сциентистскими, диалектическими, антропософскими и прагматическими.
По научной концепции усвоения опыта применяемые образовательные технологии являются ассоциативно-рефлекторными и развивающими.
По ориентации на личностные структуры применяемые образовательные технологии являются информационными (формирование знаний, умений, навыков), операционными (формирование способов умственных действий), а также, учитывая специфику дисциплины, эмоционально-художественными и эмоционально-нравственными (формирование сферы эстетических и нравственных отношений).
По типу организации и управления познавательной деятельностью применяемые образовательные технологии относятся к системе «малых групп» или, в отдельных случаях, к системе «репетитор».
По преобладающему (доминирующему) методу применяемые образовательные технологии являются репродуктивными, проблемного и развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, творческие информационные.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Контроль над текущей успеваемостью и промежуточная аттестация студентов проводятся на основе балльной системы. Общее количество баллов студента по дисциплине складывается из суммы баллов за работу в семестре (текущая аттестация) и баллов, полученных на промежуточной аттестации (в период сессии).
Виды работ | Контрольные задания по материалам дисциплины (тесты или творческие задания) | Активность на семинарских и практических занятиях | Научная работа | Формирование компетенций | Промежуточная аттестация |
Максимальное количество баллов |
Баллы за работу в семестре выставляются по 4 показателям: 1. Контрольные задания по материалам дисциплины (творческие задания). 2. Активность на занятиях. 3. Научная работа. 4. Формирование компетенций.
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета по контрольным вопросам (см. ниже).
Суммарный итог двух частей (текущая + промежуточная аттестация) балльной оценки освоения дисциплины переводится в буквенный эквивалент по следующей шкале: Оценка «зачтено» ставится, начиная с 41 балла
Планы семинарских занятий
В ходе практических занятий знания и навыки студента оцениваются по балльной системе. Максимальное число баллов, которое может быть выставлено студенту по данной дисциплине за активность на семинарских занятиях – 30. Развернутое выступление – 3-4 балла, дополнения, участие в дискуссии – 1-2 балла.
Тема 1.Основные проблемы теории и методологии имагологических исследований. Этнические архетипы, стереотипы и образы.
Вопросы для обсуждения:
1. Психология этноса и ее структура.
2. Этническая психология и национальный менталитет.
3. Инкультурация.
4. Этнические стереотипы и этнические образы
Источники и литература:
Вундт В. Психология народов / В. Вундт. М., СПб., 2002.
Киселев И.Ю. Образы государств в международных отношениях: механизмы трансформации // Полис. 2003. №3. С. 50-57.Миры образов – образы мира: Справочник по имагологии / Пер. с нем. Волгоград, 2003.Николаева Ю.Н. К вопросу историографии исследования этнических стереотипов // Актуальные проблемы историографии и исторической науки. Материалы международной конференции «Мавродинские чтения». СПб., 2004
Садохин А.П. Этнология: учебник / А.П. Садохин. М., 2006.
Сухарев В.А. Мы говорим на разных языках / В.А. Сухарев. М., 1998.Imagology. The cultural construction and literary representation of national characters: A critical survey / Ed. By M. Beller and J. Leerssen. Amsterdam−NY, 2007.Тема 2. Имагологическая оппозиция Запад/Восток. Основные черты взаимопредставлений жителей «Запада» и жителей «Востока».
1. «Восток» и «Запад» как категории культуры
2. Теоретические вопросы дихотомии «Восток-Запад»
3. Историографические тенденции компаративных исследований Востока-Запада
4. Восток и Россия на ментальных картах западноевропейцев
5. Роль «Востока» в формировании западноевропейской идентичности
Источники и литература:
Ануфриева Е.И., Ануфриев В.П. Восток-Запад. От взаимного интереса к реальному научному сотрудничеству // http://do.gendocs.ru/docs/index-119544.html
Бицилли П.М. «Восток» и «Запад» в истории Старого Света // Избранные труды. М., 1996.
Восток – Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1982, 1985, 1988.
Ерасов Б.С. Общие критерии дихотомного сопоставления социокультурных оснований Запада и Востока // Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М., 1998.Ерасов Б.С. Принципы и возможности цивилизационной компаративистики // Сравнительное изучение цивилизаций мира (межцивилизационный подход) М., 2000;
Киплинг Р. Наулака: История о Западе и Востоке. СПб.; М., 1993Коган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема «Запад – Восток» в культурологи. М., 1994
Козулин В.Н. Формирование западного стереотипа восприятия мусульманина (исторический аспект) // Дневник Алтайской школы политических исследований № 17. Современная Россия и мир: альтернативы развития. Барнаул, 2002. С. 258-262.
Материалы. Международный научный конгресс «Восток и Запад: этническая идентичность и традиционное музыкальное наследие как диалог цивилизаций и культур» Астрахань, 5-9 сентября 2012 г.
Нойманн И. Использование «Другого». Образы Востока в формировании европейских идентичностей. М., 2004;
Семенов Н.С. Философские традиции Востока: Учебное пособие. Мн., 2004. (Гл. 3)
Фролова О.Е. Восток и Запад в русском художественном
повествовательном тексте первой половины XIX века // Россия и мир глазами друг друга:из истории взаимовосприятия. Вып. 1.М., 2000
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // http://www.nbuv.gov.ua/texts/polit/93hssc.htm
Чхартишвили Г. Но нет Востока и Запада нет. О новом андрогине в мировой литературе // Иностранная литература. 1996. № 9. (http://magazines.russ.ru/inostran/1996/9/vostoc_z.html).
Тема 3. Представления западноевропейцев о России и русских на Западе: от средневековья к новому времени.
1. Этапы развития русско-западноевропейских культурных связей и первые сочинения западных авторов о России.
2. Формирование стереотипа «варварства».
3. Конфессиональные и цивилизационные стереотипы.
4. Характерные черты представлений русских о странах Запада.
Источники и литература:
Дробинский А.И. Русь и Восточная Европа во французском средневековом эпосе // Исторические записки. 1948. Т. 26.
Флетчер Джильс. О государстве русском // Россия XVI века. Воспоминания иностранцев. Смоленск, 2003.
Ченслер Ричард. Книга о великом и могущественном царе России и князе Московском // Россия XVI века. Воспоминания иностранцев. Смоленск, 2003.
Карацуба И. Россия и Англия в зеркале книги Дж. Флетчера: из истории общественного самосознания и национальных комплексов// http://www.strana-oz.ru/
Гейденштейн Р. Записки о Московской войне 1578-1582 гг. Кн.1 – СПб., 1889
Малето Е.И. Западный мир глазами русских путешественников
XV века // Россия и мир глазами друг друга:из истории взаимовосприятия. Вып. 1.М., 2000
Морозова Л.Е. Иностранцы об изменениях в образе жизни
русских людей. (Конец XV-XVI век) // Россия и мир глазами друг друга:из истории взаимовосприятия. Вып. 1.М., 2000
Шамин С. М. Иностранная пресса о борьбе России и Турции за Украину в 1676−1681 годах. (По материалам курантов) // Россия и мир глазами друг друга: из истории взаимовосприятия. Вып. 2. М., 2002.
Шамин С. М. Иностранная пресса и интеграция России в европейскую политическую систему (1676—1682 гг.) // Европейское измерение политической истории. М., 2002.
Тема 4. Русские глазами французов до 1818 г.
1. Россия XVIII в. глазами французов.
2. Россия к. XVIII глазами французов: официальная революционная пропаганда и мнения эмигрантов.
3. Образы России и русских в пропаганде Наполеона.
4. Война 1812 г. и перелом в стереотипах.
5. Представления французов о русских периода оккупации Франции.
Источники и литература:
Артемова Е.Ю. Культура России глазами посетивших ее французов. (Последняя треть XVIII века). М., 2000.
Артемова Е.Ю. Французские путешественники о Москве.
(Вторая половина XVIII — первая половина XIX в.) // Россия и мир глазами друг друга: из истории взаимовосприятия. Вып. 1.М., 2000
Виже-Лебрен Э. Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о пребывании ее в Санкт-Петербурге и Москве, 1795-1801: с приложением писем ее княгине Куракиной. СПб., 2004.
Домерг А. Воспоминания о России (1805-1813) // Исторический вестник. 1881. Т. 5-6.
Дюмон Э. Дневник 1803 г. // Голос минувшего. 1913, №2. С. 150-158.
Земцов В.Н. Россия и русские глазами французов в 1812 г. // Отечественная война 1812 г. Источники. Памятники. Проблемы. М., 2002. С. 97-106
Из воспоминаний графа Рошешуара // Русский архив. СПб., 1890. Вып. 1У. С. 473-500.