Требования к уровню усвоения содержания курса
Министерство образования Московской области
ГОУ ВПО МО «Коломенский государственный
Педагогический институт»
Кафедра психологии
Утверждено на заседании кафедры психологии
Протокол №__1_от_16.09.2009
Зав.кафедрой психологии, кпсн., профессор
_ Р.В.Ершова
Тарасенко Н.Н.
«Роль психологической диагностики в предупреждении
Трудностей в обучении»
Специальность 050708 Педагогика и методика начального
Образования
Со специализацией Коррекционно-педагогическая деятельность учителя
КОЛОМНА, 2009
УДК 159 (075.8) | Рекомендовано к изданию редакционно- издательским | |
ББК 88.49 я 73 | советом ГОУ ВПО МО | |
Т19 | «Коломенский государственный | |
педагогический институт» |
Рецензент Железнякова М.Е., доцент кафедры психологии
Т19. Тарасенко Н.Н. Учебно-методический комплекс к курсу «Роль психологической диагностики в предупреждении трудностей в обучении» / Н.Н. Тарасенко. – Коломна: КГПИ, 2009 – 25 с.
Учебно-методический комплекс включает программу курса, планы семинарских и лабораторных занятий, краткие методические рекомендации по отдельным темам, вопросы к экзамену, тематику контрольных и курсовых работ, словарь основных терминов, список литературы по тематике курса.
Предназначен для студентов, обучающихся по специальности 050708 Педагогика и методика начального образования. Материалы курса могут быть использованы также в практической работе в учреждениях народного образования.
УДК 159 (075.8)
ББК 88.49 я 73
© Тарасенко Н.Н., 2009
© ГОУ ВПО МО «КГПИ», 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | ||
Примерный тематический план | ||
Содержание учебной дисциплины | ||
Учебно-методическое обеспечение курса | ||
Самостоятельная работа студентов | ||
Методические рекомендации для студентов | ||
Тест для самопроверки | ||
Примерный перечень экзаменационных вопросов | ||
Методические рекомендации для преподавателей | ||
Введение
Пояснительная записка
Программа курса разработана для студентов психолого-педагогических специальностей. Данный курс направлен на развитие научного психологического мышления студентов; он формирует у студентов умение анализировать факты развития младших школьников; за внешней картиной детского поведения выделять закономерности развития; выявлять особенности процесса адаптации младших школьников к обучению; использовать психодиагностические методики с целью повышения эффективности обучения и воспитания. В программе указаны возможные темы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы. Рекомендованная литература включает в себя наиболее значимые (классические и современные) работы в области психологии развития младших школьников и психодиагностики.
МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА
Эффективность обучения и воспитания предполагает глубокое знание индивидуальных особенностей учащихся. Такие знания можно получить, если использовать методы психологической диагностики.
В начальной школе ребенок приобретает основные учебные навыки, необходимые для успешного обучения, поэтому очень важно, чтобы учебная деятельность в этот период складывалась успешно. Содружество учителя начальных классов со школьным психологом помогает в решении указанной задачи.
Предлагаемый курс направлен на знакомство с психодиагностическими методиками, используемыми при работе с младшими школьниками. Студенты знакомятся с разными методиками, используемыми в начальной школе, учатся работать с ними, подбирать методики в соответствии с запросом, анализировать результаты проведенных методик, формулировать выводы.
Курс призван продолжить развитие базовых психологических знаний, полученных студентами при изучении курсов «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Психодиагностика».
Цель курса.подготовить студентов к грамотной психодиагностической работе с младшими школьниками.
Задачи курса.
1) теоретическое знакомство с психодиагностическими методиками, используемыми в начальной школе;
2) практическое освоение методик в работе с младшими школьниками под руководством преподавателя;
3) создание собственного банка методик для работы с младшими школьниками;
4) выбор методик в соответствии с запросом;
5) взаимодействие с учителем и родителями при проведении диагностической работы в начальной школе;
6) соблюдение этических норм при проведении диагностической работы в начальной школе.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Студенты должны:
- знать основные закономерности, условия и движущие силы психического и личностного развития младшего школьника; основные концепции формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте; особенности адаптации первоклассников; диагностические методики, которые применяются в младшем школьном возрасте;
- уметьприменять методы психодиагностики для решения педагогических задач; разрабатывать коррекционно-развивающие программы по результатам диагностики;
- владеть:основами методологии научного психологического познания; системой категорий и методов психодиагностики, необходимых для решения задач оптимизации процессов обучения и воспитания младших школьников
Тематический план курса