Требования к уровню усвоения содержания курса

Министерство образования Московской области

ГОУ ВПО МО «Коломенский государственный

Педагогический институт»

Кафедра психологии

Утверждено на заседании кафедры психологии

Протокол №__1_от_16.09.2009

Зав.кафедрой психологии, кпсн., профессор

_ Р.В.Ершова

Тарасенко Н.Н.

«Роль психологической диагностики в предупреждении

Трудностей в обучении»

Специальность 050708 Педагогика и методика начального

Образования

Со специализацией Коррекционно-педагогическая деятельность учителя

КОЛОМНА, 2009


УДК 159 (075.8)   Рекомендовано к изданию редакционно- издательским
ББК 88.49 я 73   советом ГОУ ВПО МО
Т19   «Коломенский государственный
    педагогический институт»

Рецензент Железнякова М.Е., доцент кафедры психологии

Т19. Тарасенко Н.Н. Учебно-методический комплекс к курсу «Роль психологической диагностики в предупреждении трудностей в обучении» / Н.Н. Тарасенко. – Коломна: КГПИ, 2009 – 25 с.

Учебно-методический комплекс включает программу курса, планы семинарских и лабораторных занятий, краткие методические рекомендации по отдельным темам, вопросы к экзамену, тематику контрольных и курсовых работ, словарь основных терминов, список литературы по тематике курса.

Предназначен для студентов, обучающихся по специальности 050708 Педагогика и методика начального образования. Материалы курса могут быть использованы также в практической работе в учреждениях народного образования.

УДК 159 (075.8)

ББК 88.49 я 73

© Тарасенко Н.Н., 2009

© ГОУ ВПО МО «КГПИ», 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение  
Примерный тематический план  
Содержание учебной дисциплины  
Учебно-методическое обеспечение курса  
Самостоятельная работа студентов  
Методические рекомендации для студентов  
Тест для самопроверки  
Примерный перечень экзаменационных вопросов  
Методические рекомендации для преподавателей    
     



Введение

Пояснительная записка

Программа курса разработана для студентов психолого-педагогических специальностей. Данный курс направлен на развитие научного психологического мышления студентов; он формирует у студентов умение анализировать факты развития младших школьников; за внешней картиной детского поведения выделять закономерности развития; выявлять особенности процесса адаптации младших школьников к обучению; использовать психодиагностические методики с целью повышения эффективности обучения и воспитания. В программе указаны возможные темы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы. Рекомендованная литература включает в себя наиболее значимые (классические и современные) работы в области психологии развития младших школьников и психодиагностики.

МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА

Эффективность обучения и воспитания предполагает глубокое знание индивидуальных особенностей учащихся. Такие знания можно получить, если использовать методы психологической диагностики.

В начальной школе ребенок приобретает основные учебные навыки, необходимые для успешного обучения, поэтому очень важно, чтобы учебная деятельность в этот период складывалась успешно. Содружество учителя начальных классов со школьным психоло­гом помогает в решении указанной задачи.

Предлагаемый курс направлен на знакомство с психодиагностическими методи­ками, используемыми при работе с младшими школьниками. Студенты знакомятся с раз­ными методиками, используемыми в начальной школе, учатся работать с ними, подбирать методики в соответствии с запросом, анализировать результаты проведенных методик, формулировать выводы.

Курс призван продолжить развитие базовых психологических знаний, полученных студентами при изучении курсов «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Психодиагностика».

Цель курса.подготовить студентов к грамотной психодиагностической работе с младшими школьниками.

Задачи курса.

1) теоретическое знакомство с психодиагностическими методиками, используемыми в начальной школе;

2) практическое освоение методик в работе с младшими школьниками под руково­дством преподавателя;

3) создание собственного банка методик для работы с младшими школьниками;

4) выбор методик в соответствии с запросом;

5) взаимодействие с учителем и родителями при проведении диагностической работы в начальной школе;

6) соблюдение этических норм при проведении диагностической работы в начальной школе.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Студенты должны:

- знать основные закономерности, условия и движущие силы психического и личностного развития младшего школьника; основные концепции формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте; особенности адаптации первоклассников; диагностические методики, которые применяются в младшем школьном возрасте;

- уметьприменять методы психодиагностики для решения педагогических задач; разрабатывать коррекционно-развивающие программы по результатам диагностики;

- владеть:основами методологии научного психологического познания; системой категорий и методов психодиагностики, необходимых для решения задач оптимизации процессов обучения и воспитания младших школьников

Тематический план курса

Наши рекомендации