Характеристики представлений
· Панорамность – выход за пределы перцептивного поля. См.: Шемякин Ф. Н. Ориентация в пространстве. //Психол. наука в СССР. – Т.I, М., 1959.
· Взаимообособление фигуры от фона. См.: Ломов Б. Ф. Человек и техника. – М.: Сов. радио, 1966, гл. 4.
· Выпадение абсолютных величин (несохранение числа однородных элементов; нарушение воспроизведения абсолютных размеров). См.: Сорокун П. А. Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся: Автореф. докт. дисс. – Л., 1968.
· Преобразование геометрической формы в топологическую схему; схематизация образа. См.:
· Бернштейн Н. А. Топология и метрика движений. //Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М., 1966;
· Ломов Б. Ф. Человек и техника. – М.: Сов. радио, 1966.
· Превращение последовательного образа в одновременную структуру. См.:
· Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. – М., 1970;
· Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947.
· Сдвиги в воспроизведении длительности. Это свойство обобщено С. Л. Рубинштейном в виде эмпирического закона заполненного временного отрезка. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени. См.: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940. С. 218.
· Большая прочность сохранения образа временной последовательности по сравнению с временной длительностью.
· В зрительных представлениях происходят сдвиги образа в сторону основных цветов спектра; отдельные конкретные оттенки выпадают.
· Вторичные образы являются менее яркими, более бледными по сравнению с первичными образами. На это свойство представлений указывал еще Г. Эббингауз. См.: Эббингауз Г. Основы психологии. – Спб., 1890.
· Неустойчивость представлений, хорошо известная каждому по собственному опыту. Она выражается в колеблемости, текучести вторичных образов. Можно назвать это свойство дефицитом константности представлений.
· Фрагментарность представлений – непредставленность отдельных сторон, черт, частей предмета, образ которого дан в представлении (выражение дефицита целостности по сравнению с образами восприятия).
· Обобщенность представлений имеет свою специфику – это обобщенность не только единичного предмета, но и класса или категории аналогичных предметов.
Литература.
Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. I, Л.: ЛГУ, 1974-1981. С. 278-295.
Воображение.
Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.
В настоящее время распространяется мнение, что воображение является комбинацией не только образного, но и абстрактного содержания.
Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.
Виды воображения.
Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Функции воображения:
· Образное представление действительности.
· Регулирование эмоциональных состояний.
· Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.
· Формирование внутреннего плана действий.
Способы создания образов воображения.
Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.
Литература.
1. Беркилит М., Петровский А. Фантазия и реальность. – М.: Политиздат, 1968.
2. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте. Собр. соч. в 6 т. – Т. 2, М, 1982.
3. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979.
4. Коршунова Л. С., Пружинин Б. Н. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М., 1989.
5. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Эксперимен-тальные исследования. – Тбилиси, 1972.
6. Никифорова О. И. Исследования по психологии художественного творчества. – М., 1972.
7. Познавательные процессы и способности в обучении. – М., 1990.
8. Розет И. М. Психология фантазии. Экспериментально-теорети-ческое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. – Минск, 1977.
Мышление.
Мышление определяют в психологии обычно как опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.
Необходимо рассмотреть мышление как процесс и мысль как результат этого процесса.
Мышление как процесс.
Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:
1) формирование и усвоение понятий и
2) решение проблем.
Формирование понятий – это просто отличение "того, что похоже", от "того, что непохоже". Усвоение понятий – это процесс, в результате которого субъект научается узнавать признаки, присущие каждому из понятий. См.:
1. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. //Избр. психолог. исследования. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.
3. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.-Л., 1932.
Решение проблем в значительной степени опирается на усвоенные понятия, хранящиеся в долговременной памяти.
В процессе решения проблемы выделяют обычно 4 основных этапа:
1. "Понимание непонятности" – видение и формулирование вопроса, проблемы, задачи. Ситуация "изначальной понятности", выраженная отсутствием вопросов – индикатор отсутствия работы мысли.
2. Перебор вариантов решения. Опыт субъекта определяет оценку вероятности вариантов.
3. Выдвижение и перебор гипотез. Проверка гипотез и выбор какой-то одной (если первоначально их несколько). "Проверка гипотез" иногда выделяется в отдельный этап.
4. Решение задачи (ответ на вопрос, выработка суждения по данному вопросу).
Указанные этапы мыслительного процесса весьма сходны с этапами творческого мыслительного процесса:
1) подготовка;
2) созревание;
3) вдохновение;
4) проверка истинности.
Литература.
1. Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т.2, Л.: ЛГУ, 1974-1981.
2. Вудвортс Р. Этапы творческого мышления. //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: МГУ, 1981. С. 255-257.
3. Дункер К. Структура и динамика процессов решения задач. //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: МГУ, 1981. С. 258-268.
4. Линдсей П., Норман Д. А. Анализ процесса решения задач. //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: МГУ, 1981. С. 319-327.