Вопрос 34. виды чувств
Вопрос 27. Понятие мышления. Мышление и речь.
Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувств познания и выходит далеко за его пределы. Через ощущения и восприятия мышления непосредственно с внешним миром и является его отражением. В ходе мышления осуществляется дальнейшее, боле глубокое познание внешнего мира. Мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным чувственное познание. Мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, восприятий и представлений, выходя далеко за его пределы. Например, мы легко можем понять, что межпланетный корабль, движущийся со скоростью 50 000 км/с, будет перемещаться к далекой звезде в 6 раз медленнее, чем луч света со скоростью 300 000км/с, но непосредственно воспринять и представить разницу скорости тел мы не в состоянии. Мышление невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражена в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль. Некоторые школьники и даже взрослые часто испытывают трудности в процессе решения задач, пока не сформулируют свои рассуждения вслух. Формулируя свои размышления вслух для других, человек тем самым формулирует их для себя. В формировании мысли заключены предпосылки рассуждающего, логического и осознанного мышления. Благодаря формулированию и закреплению мысли в слове, мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть.
Вопрос 28. Виды мышления.
Наглядно-действенное мышление. В процессе психического развития каждого ребенка исходной будет не творческая, а практическая деятельность. Внутри практической деятельности и развивается вначале детское мышление. В возрасте до 3-х лет включительно мышление в основном наглядно-действенное. Ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того, как он руками (практически) разъединяет, расчленяет и вновь объединяет, соотносит, связывает друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент. Любознательные дети часто ломают свои игрушки именно с целью выяснить «что там внутри».
Наглядно-образное мышление. В простейшей форме возникает преимущественно у дошкольников 4-7 лет. Связь мышления с практическими действиями еще сохраняется, но не является тесной, прямой, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект.
Вопрос 34. Виды чувств.
Общепринятой классификацией видов чувств психология не располагает. Принято выделять след. виды: нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства.
Нравственные(моральные) чувства. Выражают отношение человека к человеку и шире – к обществу. Основание оценки, которую объективно получают эти чувства со стороны окружающих, являются моральные нормы, регулирующие поведение личности во всех сферах ее общественной жизни. К нравственным чувствам относятся: любовь( в широком и узком значении этого слова), сострадание, доброжелательность, гуманность, преданность и др.
Интеллектуальные чувства. Выражают и отражают отношение к процессу познания, его успешности и неуспешности. В психологии выявлены глубокие связи между мыслительными и эмоциональными процессами, развивающимися в единстве. Во взаимодействии этих процессов роль чувств состоит в том, что они выступают как своеобразный регулятор интеллектуальной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят удивление, любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине и др. так, благодаря чувству удивления человек начинает внимательно анализировать, оценивать новую ситуацию, ориентироваться в ней, стремиться к разрешению возникшего противоречия. В процессе познания человек посоянно выдвигает гипотезы, опровергая или подтверждая их, ищет наиболее правильные пути решения проблемы, иногда заблуждается и вновь выходит на верную дорогу. Поиски истины могут сопровождаться чувством сомнения – эмоциональным переживание сосуществования двух или нескольких конкурирующих в сознании субъекта мнений о возможных способах рения проблемы (сомнения). Наконец, само решение вопроса, нахождение истины(или ее усвоение) может сопровождаться чувством уверенности.
Эстетические чувства. Отражают и выражают отношение субъекта к различным факторам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пощлому, изящному или грубому. В качестве примера специфического эстетического чувства может быть рассмотрено чувство юмора, в основе которого лежит способность человека подмечать в явлениях их комические стороны, эмоционально на них откликаясь.