Эмоции.Физиологические основы эмоции и чувств.Свойства, виды и общие закономерности эмоций и чувств.Аффект как юридически значимая категория

Эмоции -психический процесс им­пульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отра­жении потребностной значимости внешних воздействий, их благопри­ятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоция - это общая реакция организма на жизненно значимые воздействия (от лат. «emoveo» - волную.).

Эмоции и чувства это субъективное отношение к предметам и явлениям, возникающее в результате отражения их связи с потребностями.

Все эмоции предметно соотнесены и двухвалентны -они или по­ложительные, или отрицательные_ (т.к. предметы либо удов­летворяют, либо не нет соот. потребности).

Эмоции побуждают к стереотипным формам поведения.

Замещая потребности, эмоции сами по себе являются во многих слу­чаях побуждением к действию, фактором мотивации.

Различаются низшие эмоции, снованные на инстинктах и являющиеся их вы­ражением (эмоции голода, жажды, страха, эгоизма и т.п.), и высшие, подлинно человеческие эмоции – чувства (долга, любви, стыда), которые формируются у человека по мере становления индивидуума как личности.

Чувства в большей мере, чем эмоции, связаны со второй сигнальной системой. Чувства могут быть длительными и устойчивыми. Наиболее устойчивые чувства являются свойствами личности (честность, гуманность и т.п.).

Биологическая и информационная теория эмоций

Биолог. теория эмоций (П.К. Анохин) постулирует: положитель­ные эмоций возникают в связи с достижением успешного результата и закрепляют поведенческий акт, приводящий к этому результату. Отри­цательные эмоции тормозят неудачные поведенческие акты и направ­ляют организм на поиск новых приспособительных действий.

"Инфор. теория эмоций (П.В. Симонов) утверждает: «Эмо­ция есть отражение мозгом силы потребности и вероятности ее удовлет­ворения в данный момент».

Можно выделить следующие виды эмоц. состояний:

1)интерес — возбуждение;

2)удовольствие — радость;

3) удивление — изумление;

4) горе-— страдание;

5) гнев — ярость;

6) отвращение — омерзение;

7) презрение — пренебрежение;

8) страх — ужас;

9) стыд — застенчивость;

10) вина — раскаяние.

Каждая из этих эмоций имеет свой нервный субстрат.

Из этих десяти фундаментальных эмоций образуется 120 сложных эмоц. комплексов - триад (горе – гнев-отвращение).

Физиологические основы эмоций и чувств

Эмоции и чувства связаны с различным состоянием головного мозга:

-с возбуждением определенных подкорковых областей мозга

-с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы.

Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один направляется в зоны коры мозга, где происходит их расшифровка в виде ощущений и восприятий, осознания их смысла и зна­чения.Другой приходит в под­корковые образования (гипоталамус), где устанавливается отношение внешних воздействий к нуждам_организма, субъективно переживаемого в виде эмоций.

Предполагается, что эмоции являются функ­цией правого полушария. Если левое, доминант­ное полушарие контролирует вербальные, логические функции, то правое не вербальную, чувст.-эмоц.сферу.

Эмоции вызывают различные состояния сознания. Так, эмоция интереса сосредоточивает познавательную деятельность на опр. объекте, тормозит переключение сознания на другие объекты.

В результате резкого нарушения привычных воздействий, когда человек не в состоянии реагировать на ситуацию привычными пове­денческими комплексами возникает дезорганизация созна­ния, достигающая своего предела при аффектах.

Гипоталамус-центр страдания и удовольствия, агрессии и успокоения.

Эмоции и чувства всегда сопровождаютсярядом вегетативных явлений: изменениями частоты сокращения сердца, дыхания, тонуса мышц, просвета сосудов (отсюда поблед. или покраснение кожи).

Сильные эмоции вызывают прекращение - слюноотделения (сухость во рту), угнетение работы внутренних орга­нов, изменение кровяного давления, мышечной активности.

Современные электронные приборы позволяют точно устанавли­вать зависимость органических изменений от эмоц. состояний. Ком­плексная аппаратура, регистрирующая эти психосоматические корреля­ции, называется полиграфом.

В некоторых странах он используется в целях расследования пре­ступлений и именуется детектором лжи (лайдетектор). Этот метод расследования преступления не исключа­ет случайных совпадений. Данные лайдетектора не могут использоваться как доказательство совершения преступления. Никакое техническое средство не может быть инструментом установления лжи или истины. Это функция по­знавательной деятельности следователя.

Свойства и виды эмоций и чувств

1)В зависимости от их качества (положительные и отрицательные).

2)В зависимости от существенности отражаемых в чув­ствах сторон действительности: глубокие и неглубокие чувства.

В зависимости от влияния эмоций и чувств на активность деятельно­сти они подразделяются на стенические (от rp. сила) и асте­нические. Стенические_чувства (радость и вдохновение) побуждают к актив. деятельности, мо­билизуют силы человека. Астенические эмоции и чув­ства расслабляют человека, парализуют его силы (паника или страх). Одно и то же чувство может оказывать различное воздействие на деятельность разных людей. Например, чувство страха может и мобили­зовать и демобилизовать силы человека. Это зависит от инд. особенностей личности и его волевых состояний.

3)Эмоции и чувства различаются по интенсивности (сильные и слабые) и 4) продолжительности (кратковременные и устойчивые).

Высшие чувства подразделяются по своему содержанию:праксические, интеллектуальные, моральные и эстетические.

Динамика протекания эмоции: возникновение, высшее напряжение и разряжение.

5)По регулирующей функции эмоции делятся на следующие виды:

- эмоц. тон ощущения;

- эмоц. отклик;

- настроение;

- конфликтные эмоц. состояния: стресс, аффект, фру­страция.

-высшие эмоции – чувства.

Эмоц. тон ощущений. Различные ощущения (запахи, цвета, звуки и т.д.) являются для нас приятными, нейтральными или неприятными. Эмоц. тон ощущения — наше отношение к ка­честву ощущения.

Эмоц. отклик- оперативная эмоц. реакция на текущие изменения в окружающей среде (красивый пейзаж).

Одним из видов эмоц. отклика является синтония -сопереживание эмоц. состоянию других людей. Исследователи отмеча­ют, что люди, воспитывавшиеся в условиях недостаточного эмоц. контакта, а также пресыщения, становятся малоспособными к эмоц. сопереживанию.

Настроение- это ситуативно обусловленное доминирование определен­ной эмоции или чувства, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность на протяжении более или менее длительного периода.

Настроение вызывается полож. или от­риц.воздействиями: успехом или неудачей в работе, ком­фортной или дискомфортной обстановкой, самочувствием и т.д.

Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается. Оно связано с отношением к различным явлениям (одобрением, сожалением, обидой и т.д.).

Виды настроения: положительное или отрицательное.

Они имеют определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.

Высокий уровень псих. активности под влиянием эмоций или_чувств - воодушевление, наиболее низкий — апатия.

Дезорганизация псих. деятельности, вызванная от­рицательными воздействиями, является состоянием расстроенности.

Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциогенных воздействиях выражается в стабильности его поведения. Устой­чивость к трудностям, терпимость к поведению других людей называ­ется толерантностью (от лат. терпение). В зависимости от преобладания в опыте человека соответствующее настроение ста­новится устойчивым, характерным для него.

Человек может к известной мере регулировать свое настроение, со­средоточивая сознание на положительных сторонах жизни, перспек­тивах ее улучшения.

Конфликтные эмоц. состояния.

Стресс - нервно-псих. перенапряжение, вызванное сверху сильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформи­рована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации.

Сверхсильные раздражители - стрессоры - вызывают вегетатив­ные изменения (учащение пульса, повышение содержания сахара в крови и т. д.) - организм подготавливается к интенсивным охрани­тельным изменениям. В ответ на сверхтрудную обстановку человек реагирует комплексом защитных реакций.

Стрессовые состояния неизбежно возникают во всех случаях угро­зы для жизни индивида. и побуждают к поиску выхода из экстр.ситуации.

Понятие стресса введено канадс­ким ученым Г.Селье(1936) - совокуп­ность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физ. или псих. травму.

Он выделил три этапа: 1) тре­вога; 2) резистентность и 3) истощение.

Реакция тревоги состоит из фазы шока и противошока, когда восстанавливаются нарушенные псих. функции.

Стадия резистентности характе­ризуется возникновением повышенной устойчивости к действию стрессоров, вредного для организма фактора. При длительном воздей­ствии стрессоров силы организма иссякают и наступает стадия истощения.

Р. Лазарус ввёл понятие физиологического и псих. стресса.

Физиол.стресс- крайне неблагоприят­ные физические условия, вызывающие нарушение целостности орга­низма и его функций (очень высокие и низкие температуры).

Псих.стресс.- те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия.

Остро негативная форма стресса — дистресс (от англ. горе, истощение) опасен для жизни, но при австрессе («хорошем» стрессе) отрабатываются адаптационные механизмы индивида.

Особую разновидность стресса составляет «стресс жизни» - ост­рые конфликтные состояния личности, вызванные стратегически зна­чимыми социальными стрессорами.

Стресс опасен для жизни, но он и необходим для нее. При стрессе проявляются максимальные адаптационные возможности человека. Этим стресс отличается от аффекта.

Аффект (от лат. совершать согласно с чувством) - вне­запно возникающее в острой конфликтной ситуациичрезмерное нервно-псих. перевозбуждение, проявляющееся во временной дезоргани­зации сознания (его сужение)и в крайней активизации импульсивных действий.Он вызывается очень сильными и неожидан. раздражителями, когда человек не подготовлен к обдуманной реакции.

В зав-сти от инд. свойств лично­сти могут вызвать аффект- глубокая оби­да от оскорбления, опасность, физ. насилие.

Состояние аффекта характеризуется тем, что поведение при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а чувством, которое полностью охватывают человека и вызывает импульсивные действия.

Нейрофизиологическим механизмом аффектаявляется резкое изменение уравновешенности нервных процессов, «сшибка» не­рвных процессов. Аффект сопровождается значительными изменени­ями в деятельности внутренних органов (дыхании, сердечной дея­тельности, химизме крови), резкими внешними движениями (резкий крик, плач).

Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и со­провождается частичной амнезией, расстройством памяти.

Во всех проявлениях аффекта (страх, гнев, отчаяние, ревность, порыв страсти и т. п.) можно выделить три стадии:

♦на первой стадии резко дезорганизуется вся психическая деятель­ность, нарушается ориентировка в действительности;

♦на второй — перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми импульсивными действиями;

♦назаключительнойстадииспадаетнервноенапряжение, возни­каетсостояниедепрессии, слабости и частичной амнезии.

Субъективно аффект переживается как состояние, как бы навязан­ное человеку извне, помимо его воли. Однако усиленным волевым контролем в начальной стадии развития аффекта его можно не допус­тить. Важно сосредоточить сознание на крайне отрицательных послед­ствиях аффективного поведения.

Однако самым важным условием преодоления аффектов является моральное качество личности, жизненный опыт человека и его воспита­ние.

Состояние аффекта – не является состоянием невменяемости.Аф­фект- это не болезненная, не патологическая дезорганизация пси­хики. Дезорганизация сознания при аффекте может учитываться лишь как обстоятельство, смягчающее ответственность, а также при квалификации преступного деяния. Имеется в виду физиологический аффект. Его следует отличать от патологического аффекта -болезненного нервно-псих. перевозбуждения, связанного с полным помрачением сознания и парализацией воли.

Импульсивные действия, совершенные в состоянии физиол. аффекта:

-малоосознанные, но это не означает, что они полностью не связаны с сознанием. Только психически больной человек ничего не осознает.

-необдуманными, но не случайными.

Преступление, совершенное в состоянии аффекта, уголовно на­казуемо, ибо человек всегда в состоянии предотвратить наступление аффекта, а само состояние аффекта не предопределяет антисоциаль­ных действий (ст.107 УК).

Поводы возникновения аффекта различны: насилие, издевательство или тяжкое оскорбление со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего.

Аффект может возникнуть и в результате воспоминаний о травми­рующем событии и по незначительному поводу в результате накопления чувств.

Аффективные действия, яв­ляясь действиями побуждае­мыми только чувствами, не имеют и не могут иметь мотива. Мотив является структур­ным элементом только полностью осознаваемых действий. Специ­фика же действий в состоянии аффекта и состоит в том, что силь­ное чувство само по себе и является побуждением к действию, это реакция в ответ на травмирующий раздражитель.

В действиях в состоянии аффекта не бывает ни осознаваемых конкретных целей, ни осознанных способов действий.

Виновность лица, совершившего преступление в состоянии аф­фекта, обосновывается не наличием преступного умысла и соот­ветствующего мотива, а тем, что это лицо, будучи в состоянии вме­няемости, допустило преступный результат, хотя заранее и не пред­видело его.

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что понятие «аффект» и юр. понятие «сильное душевное волнение» полностью не совпадают, ибо закон предполагает, что могут существовать различ­ные степени душевного волнения, устанавливаемые судом. Аффект же является высшей степенью захвата сознания чувствами, это взрыв чувств. Говоря более точно, при аффекте поведение побуждается даже не чувством, а витальной эмоцией (эмоцией, связанной с инстинк­том самосохранения).

Поскольку сильное душевное волнение оказывает влияние на ква­лификацию преступления и на меру наказания, это состояние подле­жит доказыванию и для его установления требуется проведение су-дебно-психол. экспертизы.

Рассмотрим одну разновидность аффекта, которая наиболее часто встречается в следственной и суд. практике — страх.

Страх- безусловно-рефлекторная эмоц. реакция на опасность, проявляющаяся в резком изменении жизнед-ти организма.

У многих людей страх является астенической эмоцией, вызываю­щей ступор, неподвижность, оцепенелость или по­нижение мышечного тонуса. Характерным симптомом страха является дрожание мышц тела, появление сухости во рту (от­сюда хриплость и приглушенность голоса), резкое учащение пульса, повышение сахара в крови и т.д.

Инстинктивный страхвызывается стимулом, который сигнализирует о возможной физической боли.

Страх можно уменьшить активной деятельностью, принятием ра­зумных мер по обеспечению безопасности. В этих случаях страх пере­ходит в осторожность, в состояние опасения.

Страх является пассивно-оборонительной реакцией на опасность, исходящую от более сильного лица. Если же какая-либо угроза опас­ности исходит от более слабого лица, то реакция на эту опасность может приобрести активно-оборонительный, наступательный харак­тер — гнев.

Страх и гнев могут достичь степени аффекта, но они могут вы­ражаться и в меньшей степени эмоц. напряжения, мо­гут быть связаны обстоятельствами, смягчающими уголовную от­ветственность.

Фрустрация(от лат.неудача, обман) - конфликтное отрицательно-эмоциональное состояние, возникающее в связи с кра­хом надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препятствия­ми на пути достижения высокозначимых целей.

Фрустрация часто связана с агрессивным поведением, направлен­ным против фрустратора — источника фрустрации. В случае неуст­ранимости причин фрустрации может воз­никнуть глубокое депрессивное состояние, связанное со значительной и продолжительной дезорганизацией психики (ослабление памяти, способности к логическому мышлению).

Трудноопределимостьфрустрации связана с тем, что человек не может устранить причины такого состояния. Поэтому в состоянии фрустрации человек ищет какие-либо компенсирующие выходы, ухо­дит в мир грез, иногда возвращается к более ранним стадиям психи­ческого развития (регрессирует).

Фрустрационнаятолерантность - устойчивость индивида к фрустрац. воздействиям.

Чувства - эмоциональная форма отражения социально значи­мых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности. Если низшие, ситуативные эмоции связны с удовлетворением биологических потребностей, то высшие эмоции — чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями.

Чувства человека иерархически организованы — у каждого инди­вида есть доминирующие чувства, определяющие его основную лич­ностную направленность. Они регулируют наиболее значимые сферы взаимодействия человека с действительностью. Иерархия чувств оп­ределяет мотивационную сферу личности.

Различаются праксические, нравственные, эстетические и интел­лектуальные чувства.

Праксическиечувства (от греч. опыт, практика) — чув­ства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель го­ворил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности.

Моральные(нравственные) чувства- эмоц. состояние, связанное с оцен­кой поведения в зависимости от его соответствия или несоответствия со­ц. нормам.

Мораль - совокупность вы­работанных обществом правил и норм поведения. Теория этих норм и правил называется этикой, а практическое их использование — нравственностью.

Нрав­ственные нормы - это требования общества к поведению личности. Они подразделяются на нормы-образцы, нормы-запреты и нор­мы-рамки. Они реализуются посредством общественного мнения, ав­торитета, традиций и обычаев. Для реализации этих норм необходи­мо соответствующее отношение к ним. И глав. роль играет чувство.

Моральные чувства делятся на:

-кратковременные,

-ситуативные (ра­дость, восхищение, восторг, негодование),

-устойчивые интимные переживания (преданность, привя­занность, дружба, любовь и др.)

-общ. переживания (пат­риотизм, интернационализм, коллективизм).

Не следует смешивать отриц. мо­ральные качества (жестокость, эгоизм, зависть, властолюбие) с отриц. моральными чувствами.

Так, сожаление или угрызение совести, будучи отриц. чувствами, иг­рают положительную роль в поведении человека.

Моральные чувства побуждают учитывать интересы дру­гих людей. Они мобили­зуют человека к деятельности.

У морально воспитанного человека любое отклонение от общепри­нятых норм поведения вызывает резкую критическую оценку.

Если она отсутствует, то поведение приобретает черты безнравственности или бессовестности.

Безнравственность характеризуется тем, что человек знает о соот­ветствующих нормах поведения, но не считает их обязательными ни для себя, ни для других людей; бессовестность — тем, что человек знает общепринятые нормы поведения, но считает их обязательными толь­ко для других.

В практике юриста встречаются самые разнообразные нюансы нравственности (справедливость, долг, совесть, честь).

Справедливость и несправедливость -это моральные оценки общ. явлений, посредством которых оправдываются одни и осуждаются другие. Долг - это моральная необходимость выполнения обязаннос­тей, которые определяются местом человека в системе общ. отношений. Различаются разновидности долга: общечеловечес­кий, гражданский, воинский, служебный, семейный и др. Чувство долга — это осознание и переживание тех обязанностей, которые человек берет на себя, вступая в определенные отношения с други­ми людьми. Смысл жизни людей связан с выполнением правильно понятого долга. Выполнение долга вызывает наивысшее чувство удовлетворения.

Совесть -это чувство, вызывающее реакцию человека на требо­вания общества. Эта реакция зависит от понимания челове­ком моральной ответственности за свое поведение.

Чувство чести - это повышенная эмоц. впечатлитель­ность по отношению к тем сторонам своей деятельности, которые наиболее значимы для данного общества в целом или для отдельной социальной группы.

Чувство вины- это самопорицание человека за нарушение сво­их собственных позиций, норм, убеждений.

Люди имеют различные пороги вины, большую или меньшую подвержен­ность самопорицанию. Существует также навязчивое чувство вины, выходящее за пределы псих. здоровья.

Эстетические чувства (от греч. aisthetikos— чувствующий) — вос­приимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социаль­ной среде, придание прекрасному ценностного значения.

Поступ­ки людей оцениваются одновременно и как этическое, и как эстетическое явление, они переживаются и как прекрасное (или безобраз­ное) и как доброе (или злое).

В зависимости от свойств явлений эстетические чувства выражаются как переживание прекрасного или безобразного, трагического или комического.

Чувство трагического связано с отражением противоречия между необходимостью и возможностью, с отражением противоборства пре­красного с безобразным. Чувство комического основано на несоответствии того или иного социального явления, поступков людей объективным свойствам ве­щей: нового — старому, содержания — форме, реальной сущности человека — его мнению о себе и т.п.

Интеллектуальные чувства- эмоц. состояния, связанные с реализацией познавательной потребности. Радость познания — одно из самых сильных чувств, ради которых человек устремляется в кос­мос и на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворе­ния многих потребностей.

Псих. состояния познавательной направленности:

Любопытства - состояние направленности сознания на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуации. Любознательность - состояние познавательной активности, интеллектуальной впечатлительности, устойчивой познавательной направленности на определенные объекты.

Познание связано с деятельностью в проблемной ситуации. Отражение проблемной ситуации вызывает состояние недоумения или удивления. Удивление - более эмоционально насыщенное состояние, чем недоумение, оно активизирует познавательную деятельность. Удивление, сопровожда­емое очень сильными эмоц. переживаниями, переходит в изумление. Изумление возникает в связи с получением очень значи­мой и совершенно неожиданной информации.

Одним из самых ценных интеллектуальных чувств человека явля­ется неудовлетворенность достигнутыми знаниями, стремление к по­стоянному познанию.

Общие закономерности эмоций и чувств.

1)Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в опреде­ленной степени на весь класс однородных объектов. Таким образом, обобщенность и перенос чувств — одна из их закономерностей.

2) Другая закономерность - притупляемость чувств под влиянием длительно действующих раздражителей. Воздействие, вызывающее новые чувства, обычно предпочитается привычным надоевшим воз­действиям(шутка, повторяемая слишком ча­сто, не вызывает удовольствия).

Притуплению подвержены как положительные, так и отрицатель­ные чувства. Человек в известной мере привыкает ко всему, в том чис­ле и к отрицательным воздействиям. Притупление отрицательных чувств опасно, поскольку они сигнализируют о неблагоприятной об­становке, побуждая к ее изменению.

3)контраст чувств. Чувства, возникаю­щие при воздействии различных раздражителей, сопоставляются и влияют друг на друга, взаимодействуют. (Удовольствие сильнее чувствуется вслед за неудовольствием).

4)суммация чувств. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммации чувств у нас всю жизнь укреп­ляется любовь и уважение к родителям).

Иногда противоположные чувства, проявляясь одновременно, так­же усиливают друг друга. Так, чувство страха, возникающее при пере­ходе через пропасть, усиливает чувство удовольствия, связанное с пре­одолением препятствия.

Эмоц. состояния, не получившие исхода в соот-х действиях, иногда замещаются эмоц. состояниями, связанными с другой.(неудача в одной деятельно­сти, компенсируется успехом в другой).

5). Эмоциональные состояния могут замещаться. Так, неудача в одной деятельности может компенсироваться успехом в другой деятельности. Одна из закономерностей эмоций и чувств — их переключаемость. Эмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут пе­реноситься на другие объекты. В ряде случаев эмоции взаимно несовместимы — амбивалентны, возникает внутриличностная конфликтность. Так, у алкоголика любовь к семье противоборствует с ненавистью к ней, когда его лишают возмож­ности принять алкоголь.

6)Конфликт между противоположными, амбива­лентными чувствами изживается различными способами: вытеснением одних чувств под каким-либо оправдательным предлогом, искажением отдельных представлений. Иногда это может приобрести патологичес­кий характер, при котором объективная действительность становится как бы несовместимой с сознанием больного.

Эмоции и чувства имеют внешнее выражение — экспрессию. Внешне эмоции и чувства выражаются движениями мышц лица (ми­мика), мышц тела (пантомимика, жесты, поза, осанка), изменениями тона голоса, темпа речи.

Эмоции и чувства в следственной практике

Эмоции и чувства - важный фактор взаимодействия следователя со всеми участниками следствия. Эмоц. контакт- необхо­димое условие успешного осуществления процесса расследования.

Главная особен­ность при контакте - это эмоц. состояние, которое возникает в связи с доминирующими, актуальными потребностями.

Объективное и всестороннее расследование предполагает зна­ние:

-личности участников следствия,

-ценностных позиций личности,

-иерархию ее потребностей, характер биологических особенностей.

Людей особенно обижает равнодушие, высокомерие и тем более презрение. Задача сле­дователя не столько установить контакт, сколько не нарушить его сво­ими неправильными действиями.

Юрист должен уметь контролировать свои эмоции, не допуская их диффузии, когда эмоции становятся фактором дезор­ганизации сознания, начинают препятствовать объективному и все­стороннему расследованию преступления, логическому построению системы доказательств.

Наши рекомендации