Современные проблемы уголовно-правового риска
УГОЛОВНОЕ
ПРАВО
Василий БАБУРИН,
старший научный сотрудник Омской академии МВД РФ, кандидат юридических наук, доцент
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО РИСКА
В |
теории российского уголовного права понятие риска продолжает оставаться одним из новых и актуальных. Распространенность риска, его значимость для определения границ уголовной ответственности обусловили появление в 1997 г. в УК РФ ст. 41 «Обоснованный риск». Данное обстоятельство объективно способствовало процессу активизации разработки вопросов обоснованного риска в уголовном праве, включению его в предмет многочисленных исследований1.
Вместе с тем в плане практического применения данная норма является одной из проблемных. Несмотря на обилие ситуаций, связанных с риском, в следственно-судебной практике ст. 41 УК РФ практически не встречается2. Становится очевидным, что неприменение нормы об обоснованном риске напрямую связано с вопросами совершенства самой нормы и, прежде всего, с нерешенными теоретическими проблемами уголовно-правового риска. Таким образом, одной из главных теоретических проблем уголовно-правового риска является определение его сущности, содержания, а главное — места и роли в уголовно-правовом регулировании общественных отношений.
В этих целях прежде всего необходимо выделить специфические черты уголовно-правового риска. Во-первых, в уголовном праве риск — это опасная деятельность субъекта в надежде на успех. Он не может пониматься в узком значении, т.е. просто как опасность. Во-вторых, это наличие опасности причинения своим рискованным поведением общественно опасного вреда охраняемым уголовным законом отношениям. В-третьих, это осознанное действие. В-четвертых, риск связан, как правило, с причинением вреда не имуществу, а жизни и здоровью личности. В-пятых, имеется вероятность такого негативного последствия, как привлечение самого лица к уголовной ответственности в связи с рискованным поведением.
Исходя из этих признаков, под уголовно-правовым риском следует понимать «деятельность субъекта, совершаемую путем выбора альтернативного варианта поведения, создающего опасность причинения значительного вреда общественным отношениям, в целях использования имеющейся возможности достижения определенного желаемого результата, который не мог быть достигнут нерискованными средствами, при осознании им возможности качественно и количественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, побочного причинения вреда этим отношениям и наступления уголовной ответственности за сделанный выбор»3.
Структуризация признаков риска позволяет выделить сущностную и содержательную стороны риска как уголовно-правового явления. Наиболее ярким признаком, раскрывающим его уголовно-правовую
сущность, является признак опасной деятельности — осознанное создание опасности причинения вреда общественным отношениям в целях использования возможности достижения желаемой цели. Фактически риск представляет собой осознанное отступление от установленных правил поведения в целях использования существующей вероятности достижения значимого для субъекта результата.
Содержание риска как деятельности необходимо раскрывать через взаимосвязь и взаимодействие таких его основных элементов, как ситуация риска и действия рискующего лица4.
Сама ситуация, в которой осуществляется рискованное действие, именуется ситуацией риска. Ее характеризуют: наличие неопределенности; необходимость выбора альтернатив; возможность оценить вероятность осуществления выбираемых альтернатив. Действия рискующего субъекта, собственно, и являются риском. Это — главный элемент риска, имеющий объективную и субъективную части. При этом действия, осознанно реализуемые субъектом в ситуации риска и направленные на привлекательную цель, достижение которой сопряжено с элементом опасности, угрозой потери, неуспеха, невозможно охарактеризовать без анализа психических основ деятельности человека5.
Для закрепления данных особенностей уголовно-правового риска и устранения ошибок в понимании его сущности в уголовном праве целесообразно было бы вместо термина «риск» использовать термин «рискование». На наш взгляд, он более полно отражает специфику рискованной деятельности, которая существует как на стадии выбора решения, плана действия, так и на стадии его реализации.
Еще одной теоретической проблемой уголовного права является совершенствование правового регулирования рискованной деятельности. Учитывая, что уголовно-правовые нормы должны формулироваться на основе полного знания о самом явлении, механизме и принципах его функционирования, современные проблемы уголовно-правового риска во многом обусловлены отсутствием описания механизма уголовно-правового риска. Невозможно вести речь об анализе содержания риска, а тем более установлении эффективных уголовно-правовых норм, регулирующих поведение рискующего, при отсутствии подробной характеристики механизма уголовно-правового риска. Данную проблему следует считать общей не только для уголовного права. К сожалению, необходимо согласиться с тем, что сам реальный механизм риска в достаточной мере не исследован ни философами, ни социологами, ни психологами6.
Правовым регулированием должны охватываться общие правила рискованной деятельности, усло-
4/2006
II
УГОЛОВНОЕ
ПРАВО
вия правомерности всех ее видов, основания привлечения, исключения, смягчения и освобождения от уголовной ответственности за нее. Таким образом, в качестве еще одного важного аспекта изучения современного уголовно-правового риска следует рассматривать дифференциацию уголовно-правового риска в зависимости от форм, видов и степени рискованности деятельности субъектов.
Сущность и содержание риска находят свое проявление в определенных формах рискованного поведения.В научной литературе нет единства в их понимании, выделяются самые различные формы и виды риска (профессиональный, обоснованный, производственный, допустимый, научный)7. Данное положение нельзя назвать случайным, поскольку неоднозначность в определении риска, отсутствие единства в понимании содержания риска обусловливают неоднозначность в понимании его форм и видов.
Риск в своей сущности есть способ деятельности человека по снятию социальной напряженности, поэтому по форме самовыражения рискованная деятельность может быть как свободной, так и вынужденной, по степени подготовленности — подготовленной заранее и неподготовленной. Учитывая, эти обстоятельства, можно констатировать, что рискованное поведение человека чаще всего проявляется в форме эксперимента и в форме экспромта.
Название первой формы рискованного поведения происходит от латинского слова experimentum, означающего «проба», «опыт»8. Данное слово является однокоренным для латинского же слова periculum — то есть риск, опасность9. Эксперимент представляет собой метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества. Риск в форме эксперимента характеризует такое поведение, когда субъект в надежде достижения привлекательной цели действует, принимая решение после тщательной предварительной подготовки и осуществляя постоянный контроль за созданием опасных условий. Это может быть, например, эксперимент в целях получения нового вещества, испытания нового вида вооружения, новой тактики проведения боевых операций и др.
Вторая форма риска — в виде экспромта (expromptus — в переводе с латинского — находящийся в готовности, имеющийся под рукой)ш характеризует принятие рискованного решения субъектом без предварительной подготовки. Для данной формы риска свойственно принятие субъектом опасного решения в момент самого действия, непосредственно в процессе осуществления какой-либо деятельности. Она характеризует действия субъекта, вынужденного действовать без подготовки, поставленного в условия необходимости экстренного регулирования нештатной ситуации. Например, необходимость вынужденной посадки самолета вне аэродрома в связи с отказом двигателя, необходимость освобождения захваченных террористами заложников создают условия для экстремального риска. Здесь рискованное поведение является одним из вариантов вынужденного действия, возможного и обязательного для рискующего лица в связи с его профессиональными обязанностями. Само решение о рискованном поведении в таком случае требует подтверждения его оправданности (обоснованности), так как субъект мог действовать по правилам крайней необходимости. Если шансов на успех больше, чем на неудачу, а отказ от риска может привести к тяжким последствиям, лицо может рисковать. Оценки тре-
буют лишь обоснованность выбора способа действия и точность соблюдения правил риска.
С определенной долей условности риск в форме эксперимента изначально предполагает возможность относительно спокойного развития событий по сравнению с экспромтом. Исходя из этого, для «нормального» и экстремального рискования должны устанавливаться разные условия их правомерности. Так, к «нормальному» рискованию (эксперименту) должны предъявляться повышенные требования относительно его необходимости, условий проведения и безопасности. Для экстремального рискования, наоборот, должны устанавливаться более мягкие условия правомерности, учитывающие чрезвычайность ситуации, в которой вынужден действовать рискующий субъект.
Особое значение для дифференциации уголовной ответственности имеют разновидности данных форм рискованного поведения, исходя, прежде всего, из их значимости для общества. Поэтому основные разновидности форм риска должны определяться в зависимости от оправданности риска, направленностью его на полезные для общества цели. Исходя из этого, риск может быть признан допустимым,то есть общественно необходимым, совершаемым в общественно полезных целях (обоснованный риск — в современном законодательном закреплении) или недопустимым,совершаемым в личных целях.
В целом под допустимым (обоснованным) риском следует понимать действия специально подготовленного субъекта, направленные на достижение общественно полезной цели в условиях некоторой неопределенности, альтернативности, при осознании им возможности причинения этими действиями значительного вреда окружающим, и заключающиеся в выборе определенного варианта поведения, соответствующего современному уровню знаний.
Исходя из изложенного, в уголовном законодательстве целесообразно закрепить две формы допустимого (обоснованного) риска: «научный эксперимент» и «вынужденный риск», сформулировав их следующим образом.
«Статья 41. Научный эксперимент
Не является преступлением причинение вреда при проведении научно обоснованного эксперимента, то есть при осуществлении специалистами в контролируемых условиях опасных действий, направленных на достижение общественно полезной цели, которая не могла быть достигнута не связанными с опасностью действиями, при условии, что эти действия соответствовали современному уровню научных знаний, значимость, вероятность достижения цели была значительно выше опасности и вероятности наступления вредных последствий, и при этом не было допущено нарушений установленных правил риска.