М1.В.ДВ.2.2 Современные проблемы правового регулирования интеллектуальной собственности

ОРЛОВСКИЙ ФИЛИАЛ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА «ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

Утверждена Ученым Советом

ОФ РАНХиГС

(в составе ОП ВО)

Протокол № 8

от «01» сентября 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

М1.В.ДВ.2.2 Современные проблемы правового регулирования интеллектуальной собственности

Направление подготовки 40.04.01 Юриспруденция

Профиль подготовки (программа): Гражданское право, семейное право, предпринимательское право, международное частное право

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная, заочная

Орел – 2015

Автор-составитель:

ст. преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин _______________ Матвеева Е.В.

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой «Гражданско-правовые дисциплины»

Протокол № 1 от «31» августа 2015 г.

Зав. кафедрой «Гражданско-правовые

дисциплины», к.п.н., доцент _______________ Н.А. Внуков

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи дисциплины (модуля) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю) . . . . . . . . . . . .
3. Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Объем дисциплины (модуля) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Содержание и структура дисциплины (модуля) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
8. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  9.1 Основная литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  9.2 Дополнительная литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  9.3 Нормативные правовые документы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  9.4 Интернет-ресурсы, справочные системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
10. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины (модуля) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  



ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Программа курса «Современные проблемы правового регулирования интеллектуальной собственности» разработана в соответствии с ныне действующим Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.04.01– «Юриспруденция». Она определяет требования к минимуму содержания и уровня подготовки студентов юридического факультета, а также основные направления изучения учебного курса.

Цель изучения дисциплины-сформировать у студентов целостную систему знаний о правовом регулировании интеллектуальной собственности в Российской Федерации; дать понятийно-терминологический аппарат, характеризующий правовое регулирования интеллектуальной собственности Российской федерации; раскрыть взаимосвязь всех понятий.

Задачами освоения дисциплины является овладение студентами теоретическими знаниями и практическими навыками по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, применения полученных знаний, умений и личных качеств в соответствии с задачами профессиональной деятельности с учётом значения интеллектуальной собственности во всех сферах деятельности человека в современном информационном обществе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

Таблица 1.

Код компетенции Содержание компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
ОК-1 осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания Знать: З1- основные исторические этапы становления правового регулирования интеллектуального права в России; З2- источники правового регулирования интеллектуальной собственности
Уметь: У1-оперировать юридическими понятиями и категориями правового регулирования интеллектуальной собственности; У2-анализировать юридические факты и возникающие с ними правовые отношения
Владеть: В1-навыками юридической терминологии
ОК-2 способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста Знать: З3-сущность и содержание профессиональных обязанностей юристов в сфере интеллектуальной собственности; З4-основные этические нормы в юридической деятельности.
Уметь: У3-своевременно и качественно выполнять свои профессиональные обязанности; У4- пользоваться в профессиональной деятельности основными принципами этики юриста.
Владеть: В2- навыками добросовестного исполнения профессиональных обязанностей, а также навыками этики юриста.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОП ВО

М1.В.ДВ.2.2 Дисциплина «Современные проблемы правового регулирования интеллектуальной собственности» является дисциплиной по выбору вариативной части в структуре ОП ВО. и входит в состав магистерской программы «Гражданское право, семейное право, российское предпринимательское право и международное частное право».

В соответствии с учебным планом данная дисциплина изучается: на очной форме обучения на 1-ом курсе 2-го семестра; на заочной форме обучения – на 2-ом курсе 4-го семестра.

Дисциплина «Современные проблемы правового регулирования интеллектуальной собственности» базируется на знаниях, полученных по таким юридическим дисциплинам, как:

М2.Б.3 «Актуальные проблемы гражданского права и процесса» (1-ый семестр 1-ого курса очной формы обучения);

М1.В.ОД.1 «Теоретические и практические проблемы гражданских правоотношений» (1-ый семестр 1-ого курса очной формы обучения);

М2.В.ОД.1 «Договорное право: теория и практика» (1-ый семестр 1-ого курса очной формы обучения, 3-ий семестр 2 курса заочной формы).

Дисциплины и практики, которые основываются на данной дисциплине:

М2.В.ОД.3 «Наследственное право и наследственный процесс: теория и практика (2-ой курс 4-го семестра очной формы обучения);

М2.В.ДВ.2.2 «Правовое регулирование раздела общей собственности» (3-ий семестр 2-ого курса очной формы обучения);

М2.В.ОД.2 Научно-исследовательский семинар «Гражданско-правовое регулирование общественных отношений в современной России» (2-ой курс 3-го семестра очной формы обучения);

М3.П.3 научно-исследовательская работа (4-ый семестр 2-ого курса очной формы обучения);

М3.У.1 педагогическая практика (3-ий семестр 2-ого курса очной формы обучения);

М3.П.1 юридическое консультирование (3-ий семестр 2-ого курса очной формы обучения).

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Объем дисциплины (модуля) «Современные проблемы правового регулирования интеллектуальной собственности»

Таблица 2

Вид учебных занятий и самостоятельная работа Объем дисциплины (модуля), часы
Всего Семестр
Очная форма обучения
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе: 20/12   20/12      
лекционного типа (Л) 4/2   4/2      
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)            
практического (семинарского) типа (ПЗ) 16/10   16/10      
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)          
Самостоятельная работа обучающихся (СР)        
Промежуточная аттестация форма контр. работа, зачет   контр. работа, зачет      
час        
Общая трудоемкость час / з.е. 72 / 2       72 / 2  
Заочная форма обучения
Вид учебных занятий и самостоятельная работа Объем дисциплины (модуля), часы
Всего Курс
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе: 12/4       12/4  
лекционного типа (Л)        
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)            
практического (семинарского) типа (ПЗ) 10/4       10/4  
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)          
Самостоятельная работа обучающихся (СР)        
Промежуточная аттестация форма зачет       зачет  
час        
Общая трудоемкость час / з.е. 72 / 2       72 / 2  
                   

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Таблица 3.

№ п/п Наименование тем (разделов) Содержание тем (разделов) Коды компетенций
Тема 1 Понятие и значение интеллектуальной собственности Понятие права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Признаки результатов интеллектуальной деятельности как объектов интеллектуальной собственности. Основания возникновения и порядок осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав). Значение интеллектуальной собственности в современном информационном обществе. ОК-1, ОК-2
Тема 2 Институты права интеллектуальной собственности Источники права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Основные институты права интеллектуальной собственности: институт авторского и смежных прав, институт права промышленной собственности, институт права специальной охраны. Интеллектуальные права. Автор результатов интеллектуальной деятельности. Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора. Исключительное право. Срок действия исключительных прав. Действие исключительных и иных интеллектуальных прав на территории Российской Федерации. ОК-1, ОК-2
Тема 3 Регистрация результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации Государственная регистрация результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Государственная регистрация секретного изобретения в реестре изобретений Российской Федерации. Регистрация отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. Регистрация залога права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. Государственная регистрация предоставления права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации по договору. ОК-1, ОК-2
Тема 4 Распоряжение исключительным правом Распоряжение исключительным правом, в том числе на секретные изобретения. Договор об отчуждении исключительного права. Лицензионный договор. Простая (неисключительная) лицензия. Исключительная лицензия. Сублицензионный договор. Принудительная лицензия. Переход исключительного права к другим лицам без договора ОК-1, ОК-2
Тема 5 Организации, осуществляющие управление правами на коллективной основе - Организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами. Исполнение организациями по управлению правами на коллективной основе договоров с правообладателями. Государственная аккредитация организаций по управлению правами на коллективной основе. ОК-1, ОК-2

Структура дисциплины (модуля)

Таблица 4

№ п/п Наименование тем (разделов) Объем дисциплины (модуля), час. Форма текущего контроля успеваемости / промежуточной аттестации
Всего Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий СР
Л ЛР ПЗ КСР
Очная форма обучения (1ЮОВ(м))
Тема 1. Понятие и значение интеллектуальной собственности     опрос
Тема 2. Институты права интеллектуальной собственности       опрос
Тема 3. Регистрация результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации       опрос
Тема 4. Распоряжение исключительным правом       опрос
Тема 5. Организации, осуществляющие управление правами на коллективной основе     опрос, реферат
Промежуточная аттестация контр. работа, зачет
Всего:  
Заочная форма обучения (2ЮЗВ(м))
№ п/п Наименование тем (разделов) Объем дисциплины (модуля), час. Форма текущего контроля успеваемости / промежуточной аттестации
Всего Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий СР
Л ЛР ПЗ КСР
Тема 1. Понятие и значение интеллектуальной собственности     опрос  
Тема 2. Институты права интеллектуальной собственности       опрос
Тема 3. Регистрация результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации       опрос  
Тема 4. Распоряжение исключительным правом       опрос  
Тема 5. Организации, осуществляющие управление правами на коллективной основе       опрос, реферат
Промежуточная аттестация зачет
Всего:  

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

Трудоемкость самостоятельной работы студентов по дисциплине «Современные проблемы правового регулирования интеллектуальной собственности»: для очной формы обучения составляет 52 часа; для заочной формы обучения – 56 часов.

Получение углубленных знаний по дисциплине «Современные проблемы правового регулирования интеллектуальной собственности» достигается за счет дополнительных часов к аудиторной работе самостоятельной работы студентов. Выделяемые часы целесообразно использовать для знакомства с дополнительной учебной, научной литературой по проблематике дисциплины, анализа научных концепций и современных подходов к осмыслению рассматриваемых проблем.

К самостоятельному виду работы студентов относится работа в библиотеках, в электронных поисковых системах и т.п. по сбору материалов, необходимых для проведения практических занятий или выполнения конкретных заданий преподавателя по изучаемым темам. Студенты могут установить электронный диалог с преподавателем, выполнять посредством него контрольные задания.

Текущий контроль освоения каждого раздела дисциплины осуществляется преподавателем, в виде:

- письменного и устного опроса по теории;

- письменного домашнего задания;

- проверки рефератов;

- проверки контрольных работ

Контрольные вопросы для самоподготовки по темам

Тематика рефератов

по дисциплине (модулю)«Современные проблемы правового регулирования интеллектуальной собственности»

1. История развития права интеллектуальной собственности в Российской Федерации и за рубежом.

2. Основные концепции права интеллектуальной собственности в Российской Федерации и за рубежом.

3. История развития международно-правовой охраны интеллектуальной собственности.

4. Система источников права интеллектуальной собственности в российской Федерации.

5. Понятие и виды результатов интеллектуальной деятельности.

6. Правовая природа исключительных прав.

7. Распоряжение исключительными правами

8. Правовое положение организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами.

9. Защита исключительных прав.

10. Общая характеристика авторского права.

11. Субъекты и объекты авторских прав.

12. Права авторов творческих произведений: общая характеристика.

13. Свободное использование творческих произведений.

14. Срок действия авторских прав.

15. Способы защиты авторских прав.

16. Понятие и природа смежных прав.

17. Права исполнителей.

18. Права производителей фонограмм.

19. Права изготовителя базы данных.

20. Права публикатора на произведения науки, литературы и искусства.

21. Способы защиты смежных прав.

22. Проблемы распоряжения исключительным правом на объекты смежных прав с участием иностранных физических и юридических лиц.

23. Понятие и история развития патентного (изобретательского) права в России и за рубежом.

24. Система источников патентного права.

25. Объекты патентного права.

26. Субъекты патентного права.

27. Патентное ведомство. Патентные поверенные.

28. Оформление патентных прав. Составление и подача заявки. Рассмотрение заявки в патентном ведомстве. Выдача патента. Права авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

29. Патент как форма охраны объектов промышленной собственности. Содержание патентных прав. Обязанности патентообладателя. Прекращение действия патента.

30. Защита прав авторов и патентообладателей.

31. Фирменное наименование. Исключительное право на фирменное наименование: действие и способы защиты.

32. Товарные знаки и знаки обслуживания.

33. Государственная регистрация товарного знака.

34. Использование товарного знака. Передача товарного знака. Прекращение правовой охраны товарного знака.

35. Защита права на товарный знак.

36. Наименование места происхождения товара и его правовая охрана: общая характеристика.

37. Коммерческие обозначения.

38. Правовая охрана топологий интегральных микросхем (понятие, признаки, субъекты, регистрация, права и их защита)

39. Правовая охрана селекционных достижений (понятие, признаки, субъекты, права селекционеров, их оформление и защита).

40. Правовая охрана ноу-хау.

Методические рекомендации по написанию рефератов

Содержание реферата

Структура реферата содержит следующие обязательные элементы:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- библиографический список;

- приложение(я) (при необходимости).

Титульный лист является первой страницей реферата.

Текст печатается шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14 (для темы реферата может быть использован размер шрифта 16).

В содержании перечисляют введение, заголовки глав (разделов) и подразделов основной части, заключение, библиографический список, каждое приложение с указанием номеров листов (страниц), на которых они начинаются (Приложение Б)

Во введении, как правило, обосновываются актуальность выбранной темы, ее теоретическая и практическая значимость, формулируются цель и задачи работы, дается краткий обзор информационной базы исследования.

Основная часть реферата представляет собой логически последовательное изложение изученной проблемы. Основная часть реферата состоит из глав. В конце каждой главы (раздела) подраздела следует обобщить материал в соответствии с целями и задачами, сформулировать выводы и достигнутые результаты.

В заключении подводится итог работы, представляющий собой обобщенные выводы.

Библиографический список должен включать изученную и использованную в реферате литературу. Он свидетельствует о степени проработке проблемы, уровне сформированности у студента навыков самостоятельной работы с информационной составляющей реферата и должен иметь следующую упорядоченную структуру:

1) Нормативные правовые акты и материалы судебной практики:

а) Конституция РФ

б) международные правовые акты;

в) федеральные конституционные законы;

г) федеральные законы;

д) подзаконные нормативные правовые акты:

- Президента РФ;

- Правительства РФ;

- органов исполнительной власти;

е) нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ;

ж) нормативные правовые акты и другие документы органов местного самоуправления.

2) Специальная литература:

а) монографии;

б) диссертации;

в) научные сборники;

г) учебники.

3) Периодическая литература (научные статьи и другие публикации периодических изданий).

4) Электронные ресурсы.

Внутри каждой подгруппы документов, указанных в п. «1», источники располагаются в хронологическом порядке. Источники, указанные в п.п. «2» – «4», располагаются в алфавитном порядке. Нумерация источников сплошная.

Сведения об источниках приводятся в соответствии с действующими на момент выполнения реферата требованиями ГОСТ.

Не менее 25 % источников должны быть изданы в последние пять лет.

В приложения (если таковые имеются) включаются связанные с выполненным рефератом материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть внесены в основную часть: справочная информация, таблицы, схемы, извлечение из нормативных документов, образцы документов, инструкции, методики (иные материалы), разработанные в процессе выполнения работы, иллюстрации вспомогательного характера и т.д.

Оформление реферата

Работа оформляется в виде текста, подготовленного на персональном компьютере с помощью текстового редактора и отпечатанного на принтере на листах формата А4 с одной стороны. Текст на листе должен иметь книжную ориентацию, альбомная ориентация допускается только для таблиц и схем приложений. Основной цвет шрифта – черный.

Поля страницы должны иметь следующие размеры: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.

Текст печатается через полтора интервала шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14 (для сносок 10).

Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен 1,25 см.

Перенос слов с одной строки на другую производится автоматически.

Наименования всех структурных элементов (за исключением приложений) записываются в виде заголовков с абзацного отступа с прописной буквы без подчеркивания (шрифт 14 жирный). Точка после заголовка не ставится.

Страницы нумеруются арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляется (нумерация страниц – автоматическая). Приложения включаются в общую нумерацию страниц.

Главы (разделы), в случае выполнения реферата, имеют порядковые номера в пределах всего реферата и обозначаются арабскими цифрами без точки. Номер параграфа состоит из номеров главы (раздела) и порядкового номера параграфа, разделенных точкой. В конце номера параграфа точка не ставится. Главы (разделы) основной части реферата следует начинать с нового листа (страницы).

Сноски в тексте располагаются в конце страницы, на которой они обозначены, и отделяют от текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны. Знак сноски ставится непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому относится. Знак сноски выполняется арабскими цифрами. Нумерация сносок отдельная для каждой страницы (шрифт 10).

Цитаты воспроизводятся в тексте с соблюдением всех правил цитирования (соразмерная кратность цитаты, точность цитирования). Цитированная информация заключаются в кавычки, и указывается номер страницы источника, из которого приводится цитата.

Приложения оформляются на отдельных листах. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ.

Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.

Общий объем реферата составляет от 15 до 20 страниц печатного текста.

ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Обучение по дисциплине (модулю) «Современные проблемы правового регулирования интеллектуальной собственности» предполагает изучение курса на аудиторных занятиях (лекции, практические) и самостоятельной работы студентов. Практические занятия дисциплины (модуля) «Современные проблемы правового регулирования интеллектуальной собственности» предполагают их проведение в различных формах с целью выявления полученных знаний, умений, навыков и компетенций с проведением контрольных мероприятий. С целью обеспечения успешного обучения студент должен готовиться к лекции, так как она является важнейшей формой организации учебного процесса, поскольку:

- знакомит с новым учебным материалом;

- разъясняет учебные элементы, трудные для понимания;

- систематизирует учебный материал;

- ориентирует в учебном процессе.

Подготовка к лекции заключается в следующем:

- внимательно прочитайте материал предыдущей лекции;

- узнайте тему предстоящей лекции (по тематическому плану, по информации лектора);

- ознакомьтесь с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям;

- постарайтесь уяснить место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке;

- запишите возможные вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.

Подготовка к практическим занятиям:

- внимательно прочитайте материал лекций относящихся к данному практическому занятию, ознакомьтесь с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям;

- выпишите основные термины;

- ответьте на контрольные вопросы по практическим занятиям, готовьтесь дать развернутый ответ на каждый из вопросов;

- уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными и постарайтесь получить на них ответ заранее (до практического и лабораторного занятия) во время текущих консультаций преподавателя;

- готовиться можно индивидуально, парами или в составе малой группы, последние являются эффективными формами работы;

- рабочая программа дисциплины в части целей, перечню знаний, умений, терминов и учебных вопросов может быть использована вами в качестве ориентира в организации обучения.

Подготовка сообщений (докладов). Это одна из эффективных форм освоения учебного материала. Сообщение – это самостоятельная работа, анализирующая и обобщающая публикации по заданной тематике, предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов. Подготовка сообщения – достаточно кропотливый труд. Его написанию предшествует изучение широкого круга юридических первоисточников, монографий, статей, обобщение личных наблюдений. Работа над сообщением способствует развитию самостоятельного, творческого мышления, учит применять юридические знания на практике при анализе актуальных социальных и правовых проблем. Рекомендуемое время сообщения – 10-12 минут.

Самостоятельная работа студентов. Это основной вид деятельности студента, включающий в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку сообщений, выступления на групповых занятиях, выполнение заданий преподавателя.

Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Обязательно следует вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочных занятий. Затем – приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой.

Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела и включенных в него тем. Затем, как показывает опыт, полезно изучить выдержки из первоисточников. При желании можно составить их краткий конспект. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно.

Подготовка к зачету. К зачету необходимо готовится целенаправленно, регулярно, систематически и с первых дней обучения по данной дисциплине. Попытки освоить дисциплину в период зачётно-экзаменационной сессии, как правило, показывают не слишком удовлетворительные результаты. В самом начале учебного курса познакомьтесь со следующей учебно-методической документацией:

- программой дисциплины;

- перечнем знаний и умений, которыми студент должен владеть;

- тематическими планами лекций, практических и лабораторных занятий;

- контрольными мероприятиями;

- учебником, учебными пособиями по дисциплине, а также электронными ресурсами;

- перечнем вопросов для зачета.

После этого у вас должно сформироваться четкое представление об объеме и характере знаний и умений, которыми надо будет овладеть по дисциплине. Систематическое выполнение учебной работы на лекциях и практических занятиях позволит успешно освоить дисциплину и создать хорошую базу для сдачи зачета.

ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

Промежуточнаяаттестация студентов по дисциплине «Современные проблемы правового регулирования интеллектуальной собственности» проводится в соответствии с Уставом Академии, Положением о промежуточной аттестации студентов по программам ВПО. Промежуточная аттестация по дисциплине «Современные проблемы правового регулирования интеллектуальной собственности» проводится в соответствии с Учебным планом в форме написания контрольной работы и сдачи зачета. Студенты допускается к зачету в случае выполнения им учебного плана по дисциплине: выполнения всех заданий и мероприятий, предусмотренных программой дисциплины.

Вопросы к зачету

по дисциплине (модулю) «Современные проблемы правового регулирования интеллектуальной собственности»

1. Интеллектуальные права и право собственности

2. Государственное регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности

3. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

4. Исключительное право. Срок действия исключительных прав.

5. Действие исключительных и иных интеллектуальных прав на территории Российской Федерации.

6. Государственная регистрация результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

7. Распоряжение исключительным правом. Переход исключительного права к другим лицам

8. Патентные поверенные.

9. Споры, связанные с защитой интеллектуальных прав.

10. Защита интеллектуальных прав.

11. Защита личных неимущественных прав.

12. Защита исключительных прав.

13. Государственная регистрация программ для ЭВМ.

14. Исключительное право на произведение.

15. Авторские права.

16. Автор произведения. Соавторство.

17. Объекты авторских прав.

18. Неимущественные права. Право авторства и право автора на имя.

19. Исключительные права. Распространение оригинала или экземпляров опубликованного произведения.

20. Свободное воспроизведение произведения в личных целях.

21. Срок действия исключительного права на произведение.

22. Переход произведения в общественное достояние.

23. Переход исключительного права на произведение по наследству.

24. Знак правовой охраны смежных прав.

25. Ответственность за нарушение исключительного права на объект смежных прав. Обеспечение иска по делам о нарушении смежных прав

26. Права исполнителя.

27. Право на фонограмму. Изготовитель фонограммы.

28. Право изготовителя базы данных.

29. Промышленный образец, созданный по заказу.

30. Получение патента.

31. Прекращение и восстановление действия патента.

32. Защита прав авторов и патентообладателей.

33. Интеллектуальные права на селекционные достижения.

34. Топология интегральной микросхемы.

35. Секрет производства (ноу-хау).

36. Исключительное право на секрет производства.

37. Виды товарных знаков. Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака.

38. Право на технологию.

39. Сфера применения правил о праве на технологию.

40. Права Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на технологию.

Задания к контрольной работе по дисциплине (модулю) «Современные проблемы правового регулирования интеллектуальной собственности»

Вариант 1

Писатель Решетов отправил в издательство «Прогресс» рукопись романа для решения вопроса о его публикации. Издательство приняло рукопись, о чем письменно известило автора, но предложило доработать ее с учетом замечаний рецензента и представить к назначенному сроку. Решетов выполнил данные требования. Однако через два месяца издательство вернуло рукопись с отказом от ее публикации, сославшись на большую загруженность типографии, а фактически вследствие сомнений в успешной реализации произведения из-за неизвестности автора широкому кругу читателей. Решетов обратился в районный суд с и

Наши рекомендации