Понятие и принципы правового гос-ва. Проблемы формирования правового гос-ва в России

Правовое государство- особая форма организации политической власти в обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение гос.власти, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность гражданина перед государством и государства перед гражданином.

Правовое гос-во является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются:1) признание и защита прав и свобод человека и гражданина;2) верховенство закона;3) организация и функционирование суверенной гос.власти на основе принципа разделения властей.

Признаки правового государства: ограничение государственной власти правами и свободами человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права гражданина); верховенство права во всех сферах общественной жизни; конституционно-правовая регламентация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; наличие развитого гражданского общества; правовая форма взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина; верховенство закона в системе права; соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права; прямое действие конституции.

В ст. 1 Конституции РФ говорится о том, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Проблемы формирования правового гос-ва в России. Конституции РФ Россия провозглашается правовым государством, для которого характерны политический плюрализм, разделение властей, признание высшей ценностью человека, его прав и свобод. Вместе с тем следует признать, что такое провозглашение констатирует не реально сложившиеся отношения, а лишь стремление к созданию правового государства. Сложившиеся экономические и социальные условия в нашей стране, рост цен и инфляции, усиление бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате в значительной мере затрудняют и замедляют этот процесс. Успешное решение формирования правового государства невозможно без создания реальных условий для данного процесса. К таким условиям относятся: достижение высокого уровня политического и правового сознания людей; создание единого, внутренне не противоречивого законодательства; ограничение вмешательства в сферу экономики; разработка продуманной национальной политики и эффективных средств ее реализации.

1. Достижение высокого уровня политического и правового сознания людей. Предпосылками создания правового гос-ва являются: - выработка у населения навыков и потребности для сознательного участия их в управлении государством; - утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни - общества и государства;- развитие системы самоуправления; - установление прочного правопорядка, законности и конституционности; - утверждение принципов реальной демократии в сфере экономики, культуры, науки и т.д.

2. Создание единого, внутренне не противоречивого законодательства. В настоящее время многие законы еще не приведены в соответствие с Конституцией. Время от времени возникает конкуренция федеральных законов и местных законодательных актов. Все это отрицательно сказывается на состоянии законности, экономики, приводит к межнациональным конфликтам, имущественным и территориальным спорам. В настоящее время закон, будучи формально основным, главенствующим юридическим актом, на деле фактически растворяется в многочисленных подзаконных, а точнее - ведомственных нормативных актах. Необходимо только, чтобы подзаконные акты не доминировали в общей системе НПА и не искажали сути и содержания самих законов.

3. Ограничение вмешательства государства в сферу экономики. Развитие частного предпринимательства в России не должно сковываться государством. Прямое вмешательство государства в экономику посягает на экономическую свободу, служит тормозом ее развития, а значит, и создания социальных условий для формирования правового государства. Еще сильны традиции государственного регулирования экономикой, до сих пор производятся дополнительные вложения в нерентабельные предприятия, сдерживается процедура банкротства. Для успешного формирования правового государства воздействие на экономику должно сводится только к налоговому и кредитно-финансовому регулированию, к юридическому обеспечению неприкосновенности частной собственности.

4. Разработка продуманной национальной политики и эффективных средств ее реализации. В условиях федеративного устройства государство призвано обеспечить сохранение исторически сложившегося единства народов, территориальной целостности страны. С межнациональными отношениями связаны вопросы суверенитета, способа организации и деятельности федеральных органов гос.власти и органов власти субъектов федерации, обеспечения прав и свобод национальных сообществ. Однако сегодня в России в сфере межнациональных отношений существует много негативных явлений. Крайние формы национализма и сепаратизма, стремление безответственных националистических сил толкнуть свои народы на путь самоизоляции и выхода из состава федерации порождают почву для межнациональных конфликтов и их разрушительных последствий. (Примером может служить Чечня).

Наши рекомендации