Тема 1.2. Межличностный конфликт и его структура

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Модуль 1. Введение в психологию конфликта

Тема 1.1. Введение в психологию конфликта. Предпосылки возникновения конфликтологических идей

1. Задания для самостоятельной работы

1.Законспектируйте и отработайте конспект лекции по данной теме.

2. Изучите раздел проблема насилия в религиозных учениях по любому учебнику психологии конфликта.

3.Выпишите в рабочую тетрадь определение основных понятий темы.

4. Разберитесь в понятиях «конфликт» и «психология конфликта».

5. Выпишите в тетрадь основные направления изучения конфликта в отечественной социальной психологии.

6. Обсудите в учебной группе: чем конфликт отличается от других социально-психологических явлений.

2. План практического занятия.

Вопросы для обсуждения:

1 Предпосылки формирования конфликтологических идей (Древнее время, Средние века, Новое время)

2. Проблема насилия в религиозных учениях.

3. Общая характеристика зарубежной конфликтологии.

4. Развитие конфликтологических идей и подходов в отечественной психологии.

5. Предмет и задачи конфликтологии и ее периодизация.

Проблемные вопросы

1. Могла ли конфликтология возникнуть до XXвека? (Ответ обоснуйте.)

2. Почему конфликтологическая мысль развивалась в рамках философии?

3. Какие факторы лежали в основе эволюции конфликтологических взглядов в истории философии?

4. Возможна ли дифференциация конфликтологии по отраслям? (Ответ обоснуйте.)

5. Можно ли сегодня выделить какие-либо отрасли конфликтологии? Какая из них, на ваш, взгляд является наиболее разработанной

Темы рефератов

1. Развитие конфликтологических идей в философской мысли Древнего Востока.

2. Эволюция конфликтологических идей в античной философии.

3. Проблема конфликта в средневековой философии и в философии эпохи Возрождения.

4. Проблема конфликта в философии Нового времени.

5. Проблема конфликта в классической немецкой философии.

6. Особенности развития теории конфликта в марксистской философии.

7. Современные проблемы развития конфликтологии.

3.Рекомендации по подготовке заданий

и проведению практического занятия

При выполнении 5-ого задания особое внимание обратить на изучение вопросов: что такое мотивационный конфликт, личностный, деятельностный, организационный и когнитивный.

Решить педагогические задачи:

- развитие конфликтологических идей в философской мысли Древнего Востока.

- проблема конфликта в средневековой философии и различных религиозных учениях (контент – анализ).

- особенности развития конфликта в зарубежной конфликтологии.

- современные проблемы развития конфликтологических идей. Выполнить схематично

3.Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология.- 3-е изд., Питер, 2012.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2012.

Дополнительная

1. Андреева Г. М. Социальная психология.— М.: МГУ, 2003.

2. Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. - М.: ИНФРА, 2003

3. Дмитриев А. В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000.

4. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Как возникала теория конфликтологии?

2. Докажите необходимость знаний по психологии конфликта для вашей профессиональной деятельности.

3. Дайте определение конфликта. Покажите всю сложность и многоплановость этого процесса.

4. Какие предпосылки возникновения конфликтологических идей (древнее время, средние века, новое время)?

5. Какие типы конфликтов вы можете назвать?

Тема 1.2. Межличностный конфликт и его структура

1.Задания для самостоятельной работы

1. Разберетесь: чем отличаются виды и формы конфликта.

2. Выпишите в тетрадь основные виды классификаций конфликтов по различным основаниям.

3. Определите в чем разница между понятиями «противоречие » и «противоборство».

4. Проведите самостоятельное тестирование по опроснику Томаса-Киллмена.

2. План практического занятия.

1.“Интеллектуальная разминка“ по уточнению и закреплению основных понятий темы:

-сущность конфликта, предконфликтная ситуация,

-предпосылки возникновения конфликтов, инцидент,

- повод для возникновения конфликта, конфликтоустойчивость, механизмы возникновения конфликта,

2. Вопросы для обсуждения:

Определение основных структурных элементов конфликта:

- стороны конфликта – это субъекты социально-психологического взаимодействия, их характеристика;

- предмет конфликта – это то из-за чего возникает конфликт;

- образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия;

- мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов к конфликту;

- позиции конфликтующих сторон это то, о чем они заявляют друг другу;

- инцидент или повод для возникновения конфликта.

3. Описание динамики конфликта:

Основные этапы конфликта

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т.д.

Студентам предлагают решить задачи с конкретными ситуациями, ответив на вопросы, приведенные в конце каждой задачи.

Варианты решения задач обсуждаются в учебной группе.

3.Рекомендации по подготовке заданий

и проведению практического занятия

Студенты приводят конкретные примеры конфликтной ситуации исходя из своего опыта межличностного общения, а затем под руководством преподавателя осуществляют психологический анализ конфликтной ситуации и выявляют систему причин и факторов, способствующих возникновению конфликтов.

Цель: сформировать навыки анализа предконфликтных ситуаций и выявления системы причин и факторов возникновения конфликтов.

3.Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология.- 3-е изд., Питер, 2012.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2012.

Дополнительная

1. Андреева Г. М. Социальная психология.— М.: МГУ, 2003.

2. Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. - М.: ИНФРА, 2003

3. Дмитриев А. В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000.

4. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Определите структуру предконфликтной ситуации.

2. Каковы личностные предпосылки возникновения конфликта.

3. Дайте анализ организационно-управленческих причин возникновения конфликта.

4. Определить социально-психологические факторы развития конфликтной ситуации.

5. Раскрыть объективные предпосылки межличностного конфликта.

Наши рекомендации