Тема. Межличностный конфликт в управлении персоналом
Содержание занятия:
1. Особенности межличностного конфликта: функции, структура и элементы, динамика.
2. Межличностный конфликт в семье: периоды развития семьи, причины конфликтов.
3. Межличностные конфликты в педагогическом процессе при управлении персоналом.
Цель занятия:познание теоретических основ межличностного конфликта
Практические навыки:приобретение базовых навыков в выявлении причин и урегулирования межличностного конфликта
Продолжительность занятия:2 час.
Вопросы для обсуждения
1.Дайте определение межличностному конфликту и назовите его функции.
2.Какие характеристики личности влияют на возникновение конфликтов?
3.Какие функции выполняет межличностный конфликт?
4.Что может послужить причиной семейного межличностного конфликта?
5.Как следует относиться к семейному конфликту и каким образом следует вести себя в семейном конфликте?
6. Возможно ли предупреждение семейных конфликтов и что для этого необходимо?
7.Какие виды конфликтов возникают в процессе обучения?
8.Какие формы поведения преподавателя провоцируют конфликт преподаватель — преподаватель?
9.Какова роль руководителя в предупреждении межличностных конфликтов в учебном процессе?
10.Можно ли избежать конфликтов в учебном процессе?
11.Какие методы используются руководителем для разрешения конфликтных ситуаций?
12.Какие проблемы порождает завышенная самооценка?
13.Назовите формы межличностных конфликтов в педагогике и имеющиеся возможности для и предупреждения.
Задание 1. Подчиненный игнорирует Ваши советы и указания, делает все по-своему, не обращая внимания на замечания, не исправляя того, на что вы ему указываете. Как вы будете поступать с этим подчиненным в дальнейшем? И к какому типу конфликта можно отнести данную ситуацию?
A. Разобравшись в мотивах упорства и видя их несостоятельность, применю обычные административные меры наказания.
Б. В интересах дела постараюсь вызвать его на откровенный разговор, попытаюсь найти с ним общий язык, настроить на деловой контакт.
B. Обращусь к активу коллектива — пусть обратят внимание на
его неправильное поведение и применят меры общественного воз
действия.
Г. Попытаюсь разобраться в том, не делаю ли я сам ошибок во взаимоотношениях с этим подчиненным, потом решу, как поступить.
Задание 2.Подчиненный второй раз не выполнил ваше задание в срок, хотя обещал и давал слово, что подобного случая больше не повториться. К какому типу конфликта можно отнести данную ситуацию? Как бы вы поступили?
А. Дождусь, выполнения задания, а затем сурово поговорю наедине, предупредив в последний раз.
Б. Не дожидаясь выполнения задания, поговорю с ним о причинах повторного срыва, добьюсь, выполнения задания, накажу за срыв рублем.
В. Посоветуюсь с работником, авторитетным в коллективе, как поступить с нарушителем. Если такого работника нет, вынесу вопрос о недисциплинированности работника на собрание коллектива.
Г. Не дожидаясь выполнения задания, передам вопрос о наказании работника на решение актива.
Задание 4. В одной фирме дежурный администратор из числа линейных руководителей доложил служебной запиской руководству фирмой о проблемных ситуациях, имевших место во взаимодействии персонала с клиентами. Оцените действия дежурного администратора при следующих уточняющих обстоятельствах:
1.Спорные вопросы с клиентами были разрешены на месте.
2.Фигурантами в служебной записке были сотрудники чужого подразделения по отношению к дежурному.
3.Дежурный не поставил в известность своего коллегу — руководителя соседнего подразделения, сотрудники которого фигурировали в служебной записке.
Тесты для контроля остаточных знаний
Выберите правильное определение межличностного конфликта?
а) острое, критическое самоощущение и переживание индивида
б) столкновение отдельных индивидов в процессе взаимодействия
в) раздвоение личности
г) научный метод,заключающийся в рассмотрении всего множества изучаемых объектов
Причины межличностных конфликтов делятся на __________ и
3. Мотивационные,когнетивные и ролевые виды относятся к:
а) межличностному конфликту
б) межгрупповому конфликту
в) внутриличностному конфликту
г) внутригрупповому конфликту
4. Социальными ролями в межлистностном конфликте не явлется:
а) индивидуальные роли
б) межиндивидуальные роли
в) межличностные роли
г) внутригрупповые роли
5. Одним из стиля поведения межличностного конфликта является:
а) уклонение
б) перестраивание
в) агрессия
г) безразличность
Какой стиль является наиболее продуктивным при разрешении любых конфликтов, в том числе и межличностных
а) стиль компромисса
б) стиль противоборства
в) стиль сотрудничества
г) стиль уклонения
В конструктивные функции межличностного конфликта входит
а) познавательная функция
б) инструментпльная функция
в) правильного ответа нет
г) оба варианта верны