Тема 1.2. Межличностный конфликт и его структура
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Модуль 1. Введение в психологию конфликта
Тема 1.1. Введение в психологию конфликта. Предпосылки возникновения конфликтологических идей
1. Задания для самостоятельной работы
1.Законспектируйте и отработайте конспект лекции по данной теме.
2. Изучите раздел проблема насилия в религиозных учениях по любому учебнику психологии конфликта.
3.Выпишите в рабочую тетрадь определение основных понятий темы.
4. Разберитесь в понятиях «конфликт» и «психология конфликта».
5. Выпишите в тетрадь основные направления изучения конфликта в отечественной социальной психологии.
6. Обсудите в учебной группе: чем конфликт отличается от других социально-психологических явлений.
2. План практического занятия.
Вопросы для обсуждения:
1 Предпосылки формирования конфликтологических идей (Древнее время, Средние века, Новое время)
2. Проблема насилия в религиозных учениях.
3. Общая характеристика зарубежной конфликтологии.
4. Развитие конфликтологических идей и подходов в отечественной психологии.
5. Предмет и задачи конфликтологии и ее периодизация.
Проблемные вопросы
1. Могла ли конфликтология возникнуть до XXвека? (Ответ обоснуйте.)
2. Почему конфликтологическая мысль развивалась в рамках философии?
3. Какие факторы лежали в основе эволюции конфликтологических взглядов в истории философии?
4. Возможна ли дифференциация конфликтологии по отраслям? (Ответ обоснуйте.)
5. Можно ли сегодня выделить какие-либо отрасли конфликтологии? Какая из них, на ваш, взгляд является наиболее разработанной
Темы рефератов
1. Развитие конфликтологических идей в философской мысли Древнего Востока.
2. Эволюция конфликтологических идей в античной философии.
3. Проблема конфликта в средневековой философии и в философии эпохи Возрождения.
4. Проблема конфликта в философии Нового времени.
5. Проблема конфликта в классической немецкой философии.
6. Особенности развития теории конфликта в марксистской философии.
7. Современные проблемы развития конфликтологии.
3.Рекомендации по подготовке заданий
и проведению практического занятия
При выполнении 5-ого задания особое внимание обратить на изучение вопросов: что такое мотивационный конфликт, личностный, деятельностный, организационный и когнитивный.
Решить педагогические задачи:
- развитие конфликтологических идей в философской мысли Древнего Востока.
- проблема конфликта в средневековой философии и различных религиозных учениях (контент – анализ).
- особенности развития конфликта в зарубежной конфликтологии.
- современные проблемы развития конфликтологических идей. Выполнить схематично
3.Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология.- 3-е изд., Питер, 2012.
2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2012.
Дополнительная
1. Андреева Г. М. Социальная психология.— М.: МГУ, 2003.
2. Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. - М.: ИНФРА, 2003
3. Дмитриев А. В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000.
4. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Как возникала теория конфликтологии?
2. Докажите необходимость знаний по психологии конфликта для вашей профессиональной деятельности.
3. Дайте определение конфликта. Покажите всю сложность и многоплановость этого процесса.
4. Какие предпосылки возникновения конфликтологических идей (древнее время, средние века, новое время)?
5. Какие типы конфликтов вы можете назвать?
Тема 1.2. Межличностный конфликт и его структура
1.Задания для самостоятельной работы
1. Разберетесь: чем отличаются виды и формы конфликта.
2. Выпишите в тетрадь основные виды классификаций конфликтов по различным основаниям.
3. Определите в чем разница между понятиями «противоречие » и «противоборство».
4. Проведите самостоятельное тестирование по опроснику Томаса-Киллмена.
2. План практического занятия.
1.“Интеллектуальная разминка“ по уточнению и закреплению основных понятий темы:
-сущность конфликта, предконфликтная ситуация,
-предпосылки возникновения конфликтов, инцидент,
- повод для возникновения конфликта, конфликтоустойчивость, механизмы возникновения конфликта,
2. Вопросы для обсуждения:
Определение основных структурных элементов конфликта:
- стороны конфликта – это субъекты социально-психологического взаимодействия, их характеристика;
- предмет конфликта – это то из-за чего возникает конфликт;
- образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия;
- мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов к конфликту;
- позиции конфликтующих сторон это то, о чем они заявляют друг другу;
- инцидент или повод для возникновения конфликта.
3. Описание динамики конфликта:
Основные этапы конфликта
1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.
2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.
3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.
4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.
Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т.д.
Студентам предлагают решить задачи с конкретными ситуациями, ответив на вопросы, приведенные в конце каждой задачи.
Варианты решения задач обсуждаются в учебной группе.
3.Рекомендации по подготовке заданий
и проведению практического занятия
Студенты приводят конкретные примеры конфликтной ситуации исходя из своего опыта межличностного общения, а затем под руководством преподавателя осуществляют психологический анализ конфликтной ситуации и выявляют систему причин и факторов, способствующих возникновению конфликтов.
Цель: сформировать навыки анализа предконфликтных ситуаций и выявления системы причин и факторов возникновения конфликтов.
3.Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология.- 3-е изд., Питер, 2012.
2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2012.
Дополнительная
1. Андреева Г. М. Социальная психология.— М.: МГУ, 2003.
2. Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. - М.: ИНФРА, 2003
3. Дмитриев А. В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000.
4. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Определите структуру предконфликтной ситуации.
2. Каковы личностные предпосылки возникновения конфликта.
3. Дайте анализ организационно-управленческих причин возникновения конфликта.
4. Определить социально-психологические факторы развития конфликтной ситуации.
5. Раскрыть объективные предпосылки межличностного конфликта.