И акцентуации характера
К патохарактерологическим опросникам в той или иной мере можно отнести методики, направленные на диагностику таких черт характера, которые не позволяют говорить о наличии той или иной психической патологии, однако настолько сильно выражены, что находятся на границе нормы и патологии. На обыденном уровне о носителях таких "заостренных" черт говорят как о субъектах с дурным характером. В начале нашего века выдающимся отечественным психиатром Ганнушкиным была разработана психология т.н. конституциональных психопатий, которая включала, в частности, следующие типы: истерик, эклептоид, шизоид, конституционально глупый, конституционально возбудимый, психастеник.
В дальнейшем учение о пограничных чертах характера было развито в концепции "акцентуированных личностей" К. Леонгарда.
Акцентуации характера - это крайние варианты его нормы, при которых отдельные группы черт характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной успеваемости к другим. Следует еще раз заметить, что акцентуации характера не относятся к клинике. Они могут быть почвой для развития неврогенных и психических расстройств, но в подавляющем большинстве случаев этого не происходит. Так, по мнению К. Леонгарда, в различных странах мира более половины населения относится к "акцентуированным личностям", страдает психическими расстройствами гораздо меньшая часть.
Леонград выделяет следующие основные типы акцентуаций:
1) гипертильный (повышенный фон настроения);
2) эмотивный (чувствительный и впечатлительный);
3) тревожно-боязливый (робкий, пугливый);
4) демонстративный;
5) дистимический (снижение основного фона настроения);
6) ригидный (застревающий);
7) педантичный;
8) циклотимический (смена гипер. и дистим. фаз, аналог МДП);
9) возбудимый (импульсивность, ослабление контроля);
10) аффективно экзальтированный (легкий переход от восторга к отчаянию).
Перечисленные типы в яркой художественной манере описаны Леонградом в его книге "Акцентуированные личности" (1981). На основе концепции "акцентированной личности" Шмишеком был разработан достаточно компактный опросник, состоящий из 88 пунктов.
Раздел V.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
И ОСОБЕННОСТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
ТЕМА 18.
СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В СФЕРЕ ПРОФОТБОРА И ПРОИЗВОДСТВА,
В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Краткое содержание лекции:особенности использования психодиагностических методик для решения задач производства и управления. Профориентация, профотбор и профподбор. Диагностика и прогнозирование эффективности деятельности руководителей и специалистов. Использование результатов психодиагностических исследований для подбора и аттестации руководителей, управленческого консультирования.
Педагогическая психодиагностика. Основные сферы психодиагностических исследований в системе образования: психологическая готовность детей к обучению в школе, диагностика уровня психического развития ребенка, тестовый контроль усвоения знаний в средней и высшей школе, диагностика особенностей межличностных контактов и профессиональных склонностей.
Психодиагностика в клинике. Соотношение медицинского и психологического диагноза. Психологический диагноз как критерий медикаментозной и нелекарственной терапии. Методика ЛОБИ и сферы ее применения.
ПЛАН ЛЕКЦИИ
Вопрос 1.Принципы и методы диагностики
межличностных отношений.
Вопрос 2.Особенности использования психодиагностических
методик для решения задач производства и управления.
Вопрос 3.Педагогическая психодиагностика
(психодиагностика в системе образования).
Вопрос 4.Психодиагностика в клинике.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2001.
2. Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М., 2001.
3. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М., 2001.
4. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Учеб. пособие. М., 1996.
5. Александрова Ю.В. Методики диагностики отношение взрослого человека: роли, позиция, нравственная сущность. Метод. пособие. М., 2001.
6. Батрашев А.В. Типология характера и личности: Практическое руководство по психологической диагностике. М., 2001.
7. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов.н.Д., 1983.
8. Войтко Б.И., Гильбух Ю.З. О некоторых основных понятиях психодиагностики // Вопросы психологии. 1976.
9. Гуревич М., Горбачева Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М., 1992. 80 с.
10. Деев А.А., Ложкина Г.В, Спасенников В.В. Автоматизация процедуры обследования при использовании шестнадцатифакторного личностного оп- росника (16 ФЛО) // Психол. журн. 1984. №. 6.
11. Детская психодиагностика и профориентация / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 384 с.
12. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие. М., 1997.
13. Ильясов Ф.Н. Экспериментальное обоснование количества делений шкалы // Социол. исследование. 1984. № 4.
14. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.В. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.
15. Крамаренко В.Ю., Никитин В.Е., Андреев Г.Г. Интеллект человека. Воронеж, 1990.
16. Опыт компьютерной диагностики творческих способностей. Казань, 1987,
17. Проективная психология: / Пер. с англ. М., 2000.
18. Психология индивидуальных различий: Тесты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1982.
19. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Под общ. ред.Л.В. Винокурова. СПб., 2001.
20. Урываев В.А. Применение психодиагностических методов в работе с кадрами на выдвижение: Автореф. дис… канд. психол. наук. М., 1991.
21. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. / Пер. с нем. М., 1986.
22. Шмелев А. Г.,Похилько В.И. Анализ пунктов при конструировании и применении тест-опросников // Вопросы психологии. 1985. № 4.
Вопрос 1