И акцентуации характера

К патохарактерологическим опросникам в той или иной мере можно отнести методики, направленные на диагностику таких черт характера, которые не позволяют говорить о наличии той или иной психической патологии, однако настолько сильно выражены, что находятся на границе нормы и патологии. На обыденном уровне о носителях таких "заостренных" черт говорят как о субъектах с дурным характером. В начале нашего века выдающимся отечественным психиатром Ганнушкиным была разработана психология т.н. конституциональных психопатий, которая включала, в частности, следующие типы: истерик, эклептоид, шизоид, конституционально глупый, конституционально возбудимый, психастеник.

В дальнейшем учение о пограничных чертах характера было развито в концепции "акцентуированных личностей" К. Леонгарда.

Акцентуации характера - это крайние варианты его нормы, при которых отдельные группы черт характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной успеваемости к другим. Следует еще раз заметить, что акцентуации характера не относятся к клинике. Они могут быть почвой для развития неврогенных и психических расстройств, но в подавляющем большинстве случаев этого не происходит. Так, по мнению К. Леонгарда, в различных странах мира более половины населения относится к "акцентуированным личностям", страдает психическими расстройствами гораздо меньшая часть.

Леонград выделяет следующие основные типы акцентуаций:

1) гипертильный (повышенный фон настроения);

2) эмотивный (чувствительный и впечатлительный);

3) тревожно-боязливый (робкий, пугливый);

4) демонстративный;

5) дистимический (снижение основного фона настроения);

6) ригидный (застревающий);

7) педантичный;

8) циклотимический (смена гипер. и дистим. фаз, аналог МДП);

9) возбудимый (импульсивность, ослабление контроля);

10) аффективно экзальтированный (легкий переход от восторга к отчаянию).

Перечисленные типы в яркой художественной манере описаны Леонградом в его книге "Акцентуированные личности" (1981). На основе концепции "акцентированной личности" Шмишеком был разработан достаточно компактный опросник, состоящий из 88 пунктов.

Раздел V.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

И ОСОБЕННОСТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

ТЕМА 18.

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В СФЕРЕ ПРОФОТБОРА И ПРОИЗВОДСТВА,

В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Краткое содержание лекции:особенности использования психодиагностических методик для решения задач производства и управления. Профориентация, профотбор и профподбор. Диагностика и прогнозирование эффективности деятельности руководителей и специалистов. Использование результатов психодиагностических исследований для подбора и аттестации руководителей, управленческого консультирования.

Педагогическая психодиагностика. Основные сферы психодиагностических исследований в системе образования: психологическая готовность детей к обучению в школе, диагностика уровня психического развития ребенка, тестовый контроль усвоения знаний в средней и высшей школе, диагностика особенностей межличностных контактов и профессиональных склонностей.

Психодиагностика в клинике. Соотношение медицинского и психологического диагноза. Психологический диагноз как критерий медикаментозной и нелекарственной терапии. Методика ЛОБИ и сферы ее применения.

ПЛАН ЛЕКЦИИ

Вопрос 1.Принципы и методы диагностики

межличностных отношений.

Вопрос 2.Особенности использования психодиагностических

методик для решения задач производства и управления.

Вопрос 3.Педагогическая психодиагностика

(психодиагностика в системе образования).

Вопрос 4.Психодиагностика в клинике.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2001.

2. Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М., 2001.

3. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М., 2001.

4. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Учеб. пособие. М., 1996.

5. Александрова Ю.В. Методики диагностики отношение взрослого человека: роли, позиция, нравственная сущность. Метод. пособие. М., 2001.

6. Батрашев А.В. Типология характера и личности: Практическое руководство по психологической диагностике. М., 2001.

7. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов.н.Д., 1983.

8. Войтко Б.И., Гильбух Ю.З. О некоторых основных понятиях психодиагностики // Вопросы психологии. 1976.

9. Гуревич М., Горбачева Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М., 1992. 80 с.

10. Деев А.А., Ложкина Г.В, Спасенников В.В. Автоматизация процедуры обследования при использовании шестнадцатифакторного личностного оп- росника (16 ФЛО) // Психол. журн. 1984. №. 6.

11. Детская психодиагностика и профориентация / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 384 с.

12. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие. М., 1997.

13. Ильясов Ф.Н. Экспериментальное обоснование количества делений шкалы // Социол. исследование. 1984. № 4.

14. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.В. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.

15. Крамаренко В.Ю., Никитин В.Е., Андреев Г.Г. Интеллект человека. Воронеж, 1990.

16. Опыт компьютерной диагностики творческих способностей. Казань, 1987,

17. Проективная психология: / Пер. с англ. М., 2000.

18. Психология индивидуальных различий: Тесты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1982.

19. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Под общ. ред.Л.В. Винокурова. СПб., 2001.

20. Урываев В.А. Применение психодиагностических методов в работе с кадрами на выдвижение: Автореф. дис… канд. психол. наук. М., 1991.

21. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. / Пер. с нем. М., 1986.

22. Шмелев А. Г.,Похилько В.И. Анализ пунктов при конструировании и применении тест-опросников // Вопросы психологии. 1985. № 4.

Вопрос 1

Наши рекомендации