Развитие психики человека
Учреждение образования
«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
И. Е. Валитова, Е. А. Бирюкевич
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Учебно-методическое пособие
по курсу «Детская психология»
для студентов, обучающихся по специальностям
«Психология» и «Социальная работа»
БрГУ им. А.С. Пушкина
УДК 159.922.7+378 (078)
ББК 88.8
В 15
Рекомендовано редакционно-издательским советом
учреждения образования
«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
Рецензенты:
кандидат психологических наук,
доцент, проректор по учебной работе ИПК и ПК
Могилевского университета им. А. А. Кулешова
Ж.А. Барсукова
кандидат психологических наук,
доцент кафедры психолого-педагогического обеспечения
Брестского ИПКиПРРиСО
Е.И. Медведская
Валитова, И. Е.
В 15 Детская психология : учебно-метод. пособие по дисциплине «Детская психология» для студ., обучающихся по специальностям «Психология» и «Соц. работа» / И. Е. Валитова, Е. А. Бирюкевич ; Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. – Брест : Изд-во БрГУ, 2007. – 72 с.
В двух разделах пособия рассматриваются закономерности психического развития ребенка и дается психологическая характеристика развития ребенка в младенчестве, раннем и дошкольном возрастах. Психическое развитие ребенка в разных возрастах рассматривается по оригинальной схеме, включающей социальную ситуацию развития, новообразования, феноменологию развития, основные направления и показатели развития. В пособие включен словарь основных понятий, список литературы, проблемные вопросы и материал для повторения.
© Валитова И.Е., Бирюкевич Е.А., 2007
© Оформление БрГУ
им. А.С. Пушкина, 2007
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПОНЯТИЕ О РАЗВИТИИ
Проблемное поле. Попробуйте графически изобразить понятие «развитие». Какие смыслы передает ваше символическое изображение? Указывает ли оно на то, что развитие предполагает изменения? Отражено ли в вашем рисунке то, что изменения происходят во времени? Есть ли обозначение этапов, стадий, уровней? Подумайте над вопросом: всякие ли изменения будут означать развитие?
Понятие «развитие» относят к числу наиболее общих категорий науки. Практически все науки изучают развитие тех объектов и явлений (растений, животных, экосистем, общества и т.п.), которые составляют их предмет. И все эти дисциплины опираются на представление о развитии, разработанное в философии. Психология развития (или возрастная психология, детская психология) также не может обойтись без философских оснований в понимании развития.
В философии принято различать так называемые метафизический и диалектический подходы к пониманию развития. Первый – метафизический – акцентирует значение внешней силы по отношению к развивающемуся объекту как причины происходящих в нем изменений. Последовательная реализация метафизического подхода к пониманию развития логически приводит к вопросу о первопричине всех изменений, т.е. о причине, которая сама уже ни от чего не зависит. Такой первопричиной может быть то, что находится за пределами нашего реального физического мира, т.е. метафизическая реальность (Бог). В диалектическом же подходе подчеркивается значение внутренних процессов обострения и разрешения противоречий, происходящих в самом развивающемся объекте. Диалектический взгляд на развитие как самодвижение, обоснованный Гегелем, означает, что никакая внешняя сила не может однозначно определять и задавать развитие. Развитие как переход на новую стадию не может произойти до тех пор, пока в самом объекте не накопятся такие изменения, которые вызовут обострение противоречий (закон единства и борьбы противоположностей) и качественные преобразования (закон перехода количественных изменения в качественные), что, в свою очередь, приведет к переходу на новую стадию (закон отрицания отрицания). Таким образом, «отправной точкой» развития, т.е. его движущей силой являются внутренние противоречия, возникающие в самом объекте. Внешние воздействия на объект не могут выступать непосредственной причиной развития; они могут повлиять на развитие только в той мере, в какой они обусловливают возникновение, изменение и обострение внутренних противоречий.
Основным признаком развития являются изменения объекта. Изменения могут обнаруживаться только во времени, т.е. при сопоставлении состояний объекта в разные моменты времени. Однако важно понять, что далеко не всякие изменения означают развитие. О развитии нельзя говорить, если изменения носят временный и обратимый характер, т.е. исчезают по прошествии некоторого периода времени. Сюда можно отнести так называемые функциональные изменения, т.е. изменения объекта, вызванные процессом его функционирования. Некоторые из подобных изменений могут рассматриваться как негативные для существования объекта, другие – как позитивные (хотя такая оценка является условной), но и те, и другие не производят в объекте качественных преобразований. Иными словами, только изменения, выражающие качественные трансформации объекта, являются необратимыми, потому что качественные изменения означают переход объекта на новую ступень развития. Однако важно также, чтобы качественные изменения были по своей сути прогрессивными и имели поступательный характер, т.е. изменения должны происходить в одном направлении, и это направление – прогрессивное.
Закон – категория, отображающая существенные, необходимые и повторяющиеся связи между явлениями реального мира. Законы науки отличаются от единичных фактов тем, что отображают обобщенные связи и отношения и формулируются с помощью общих высказываний. В зависимости от сферы действия различают наиболее общие (универсальные) и специфические законы. Примером наиболее общих законов являются закон сохранения и превращения энергии, закон всемирного тяготения, а также законы диалектики.
Движущие силы развития –те причины, которые непосредственно определяют развитие. В метафизическом подходе эти причины понимаются как силы, внешние по отношению к развивающемуся объекту. В диалектическом подходе такими причинами считаются внутренние противоречия, обострение которых происходит вследствие действия закона единства и борьбы противоположностей.
Закон единства и борьбы противоположностей – один из основных законов диалектики, выражающий источник самодвижения и развития объектов и явлений действительности. Этот закон вскрывает источник развития.
Закон перехода количественных изменений в качественные – один из основных законов диалектики, согласно которому изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела. Этот закон вскрывает механизм развития.
Закон отрицания отрицания – один из основных законов диалектики, характеризующий направление процесса развития, единство изменчивости и преемственности в развитии. Означает понимание каждого нового этапа развития как отрицание предыдущей стадии, возникающее вследствие снятия обостряющихся на предшествующем этапе противоречий. Без отрицания старого невозможно рождение нового. Вместе с тем этот закон выражает преемственность в развитии, поскольку отрицание следует понимать не только как разрушение того, что возникло на предыдущей стадии, но и как включение прежних достижений в преобразованном виде в новое состояние объекта. Согласно данному закону развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трех стадий: исходное состояние объекта; его превращение в свою противоположность (т.е. отрицание); превращение этой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания). Этот закон выражает направленность и результат развития.
ЗАПОМНИТЕ: | В философии развитие понимается как процесс закономерных, направленных и необратимых изменений объекта, обнаруживающихся во времени. Движущей силой (т.е. причиной) развития являются возникающие в самом объекте внутренние противоречия. Внешние воздействия не могут выступать непосредственной причиной (фактором) развития; они могут повлиять на развитие только в той мере, в какой они обусловливают возникновение и обострение внутренних противоречий. Закономерный характер развития обусловлен тем, что причина развития является не внешней и поэтому случайной, а внутренней (противоречия, обусловленные характеристиками самого объекта). Направленный характер развития означает прогрессивность происходящих изменений, поступательное движение ко все более совершенному состоянию объекта. Необратимый характер изменений обусловлен качественными трансформациями объекта, которые делают невозможным возвращение к его прежнему состоянию. |
РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ
Проблемное поле. Поразмышляйте над тем, что отличает более высокий уровень развития психики от более низкого? Подумайте, чем может отличаться поведение двух животных одного и того же вида, одно из которых – детеныш, а другое – взрослая особь? От чего зависят эти различия в поведении? Что еще, кроме изменений в поведении живого существа, меняется в ходе приобретения им индивидуального опыта? Как вы понимаете выражение «психическое развитие»?
Любая живая система находится в отношениях динамического равновесия (гомеостаза) с окружающим миром, что выражается в постоянном обмене веществом и энергией. Без такого обмена невозможно поддержание жизни. Однако животные в отличие, например, от растений являются субъектами собственных процессов установления и сохранения гомеостаза. Например, животное может искать соответствующую его потребностям пищу, прятаться от палящего солнца и т.д. Тем самым животное как индивид способно проявлять свою активность, направленную нарешение задач приспособления к окружающей среде.
Собственная активная приспособительная жизнедеятельность индивида (и только она!) порождает внутренние противоречия, которые являются движущими силами любых направленных и необратимых изменений индивида, т.е. развития. Причем, результаты развития могут выражаться не только в анатомических и физиологических изменениях, но также в изменении поведения и накоплении опыта, т.е. в возникновении и в совершенствовании психических функций отражения (окружающей действительности и процессов взаимодействия субъекта с ней) и регуляции (опять же процессов взаимодействия). Так, например, дрессированное животное может замечать (т.е. отражать) те сигналы дрессировщика, которые другое животное этого вида не научено выделять. Соответственно, у этих животных будут различаться и вызываемое этими сигналами поведение (т.е. его регуляция).
Таким образом, если рассматривать психику как особую – активную – форму отражения, то это будет означать, что психический образ не может возникнуть без осуществления самим субъектом процессов активного взаимодействия со средой. Иными словами, собственная активность индивида – необходимое условие для развития психики. Естественно, что живые существа разных видов способны осуществлять взаимодействие со средой по-разному. Поэтому будет различаться и психическое отражение, возникающее в ходе такой активности. Это справедливо и для животных одного вида, но имеющих разный опыт взаимодействия со средой. Поскольку психический образ является основой процессов саморегуляции, то субъективно различные психические образы каких-либо индивидов будут обусловливать и разницу в их поведении. Важным логическим следствием приведенных положений является следующее: причиной различий между психикой животных и человека является различие в их жизнедеятельности, в образе жизни.
Индивид –единичное природное существо, живая особь как представитель своего вида, как носитель индивидуально своеобразных черт, как субъект своей жизнедеятельности.
Субъект –индивид как носитель активности. В некоторых случаях субъектом может выступать группа (например, нация, общество и т.п.).
Активность – всеобщая характеристика живых существ, выражающаяся в поддержании и преобразовании ими жизненно значимых связей с окружающим миром, т.е. во взаимодействии. Активность характеризуется обусловленностью производимых актов (действий) в большей степени внутренними состояниями субъекта непосредственно в момент действования, чем предшествующими внешними воздействиями. В этом смысле активность противостоит реактивности. У животных активность выступает в форме адаптивной жизнедеятельности, у человека – в форме деятельности.
Адаптация – взаимодействие индивида и окружающей действительности, как процессы, направленные на сохранение гомеостаза (равновесия), на приспособление строения и функций организма к условиям среды. Адаптацию можно рассматривать и как реакцию, т.е. ответ на изменения в индивиде, производимые окружающей средой, и как акцию, т.е. проявление активности индивида, поскольку конкретные способы восстановления равновесия обусловлены не только характеристиками среды, но и внутренними состояниями субъекта.
Психика – особое свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражениисубъектом окружающего мира. На основе возникающей в ходе такого отражения субъективной картины мира осуществляется саморегуляцияповедения. Психика свойственна живым существам, обладающим чувствительностью (ср. с раздражимостью по А. Н. Леонтьеву). Высшим животным свойственен образный характер психического отражения (т.е. предпосылки идеального). Таким образом, психическое отражение возникает только в ходе активного взаимодействия субъекта с окружающей действительностью и благодаря этому взаимодействию. У человека психика может выступать в своей высшей форме – в форме сознания, которое и возникает, и функционирует в единстве с деятельностью человека.
ЗАПОМНИТЕ: | Психическое развитие индивида в онтогенезе представляет собой процесс обнаруживающихся во времени закономерных, направленных и необратимых изменений психики индивида. Эти изменения выражаются в возникновении и совершенствовании психических функций отражения и регуляции. Условием развития психики является активная жизнедеятельность индивида, в ходе которой только и возникают внутренние противоречия как движущая сила развития. Различия в жизнедеятельности человека и животных определяет качественные различия между психикой животных и психикой (=сознанием) человека. |
РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
Проблемное поле. Назовите такие способности человека, которые не встречаются у животных, даже у самых высокоразвитых? Как вы могли бы объяснить появление этих способностей? Чем отличается образ жизни человека от жизнедеятельности животных? Приведите примеры разных видов активности человека? Что их объединяет? Достаточно ли только родиться человеком, чтобы иметь речь, мышление, воображение, высшие чувства, волю и т.п.?
Образ жизни человека отличается от жизнедеятельности животных целым рядом особенностей. Во-первых, активность человека отличает продуктивный (или творческий) характер, что выражается в способности человека создавать нечто совершенно новое, ранее не существовавшее. Это могут быть и материальные продукты (построить дом, соткать ткань и сшить одежду, создать автомобиль и т.п.), и идеальные результаты (сценарий фильма, научное открытие, музыкальное произведение и т.п.). Практически все идеальные результаты активности имеют некоторую материальную форму (текст сценария, научная статья, ноты и аудиозапись музыки), хотя их действительное значение является все же идеальным. Вместе с тем и при создании материальных вещей процесс не сводится только к преобразованию материи, потому что не может осуществляться без идеальной цели, без замысла того будущего продукта, который предстоит создать. Поэтому человеческая активность не будет продуктивной, если у человека не будет способности вырабатывать цель (т.е. осуществлять целеполагание) и следовать ей (т.е. действовать целенаправленно).
Еще одна особенность активности человека – это ее социальный характер, который обнаруживается в направленности деятельности на создание продуктов, значимых для окружающих людей, для общества в целом, т.е. в ее предметности, а также в культурно-историческом происхождении орудий, используемых в деятельности, и способов их употребления. В процессе создания нового продукта человек обязательно использует те или иные орудия, т.к. благодаря им, способности человека могут качественно превосходить те возможности, которые даны ему от природы. Вся материальная культура человечества от первобытных молотков и топоров до современных станков и лазеров может рассматриваться как история орудий труда, история технологий. Вместе с изменением орудий труда менялись и способы их использования, и качество получаемых с их помощью продуктов. Сравните, например, ткань, созданную вручную и на современном оборудовании; тексты, написанные гусиным пером, перьевой авторучкой, напечатанные на пишущей машинке и на принтере компьютера. Каждое новое поколение вносит свой вклад в развитие технологии. И всякий вновь рождающийся ребенок, чтобы стать человеком своего времени, чтобы научиться действовать так, как действуют его современники, должен освоить те орудия труда и способы их использования, которые появились к этому моменту. Таким образом, социальный характер деятельности человека означает и ее опосредствованность орудиями и знаниями, накопленными человечеством, и необходимость процесса обучения, заключающемся в присвоении этих знаний и способов употребления орудий от другого человека, который ими уже владеет.
Наиболее отчетливо продуктивность, предметность, целенаправленность, опосредствованность и социальность как специфические черты человеческой активности выступают в трудовой деятельности. К основным видам человеческой деятельности помимо труда относят также учение и игру – особые формы человеческой деятельности, обеспечивающие процессы овладения общественно-историческим опытом, отличающиеся и друг от друга, и от труда специфическими мотивами, содержанием, результатами.
Естественно, что ребенок может научиться жить и действовать по-человечески – играть, учиться, трудиться – только под руководством другого человека, в сотрудничестве с ним. Обычно этим другим является взрослый (родитель, педагог), но им может быть и другой ребенок (ровесник или более старшего возраста), обладающий соответствующими знаниями и умениями.
Процесс овладения человеческими формами активности порождает и соответствующие формы сознательного психического отражения и произвольной регуляции. Теория культурно-исторического развития высших психических функций, раскрывающая происхождение сознательных и произвольных психических процессов у человека, была создана Л. С. Выготским. Исходная общефилософская предпосылка данной теории состояла в следующем: специфика бытия человека заключается в его особом отношении к миру.Человек взаимодействует с природой при помощи орудий труда, т.е. опосредствованно. Из этого положения Л. С. Выготский сделал вывод о том, что психика человека как отражение его бытия также является опосредствованной, т.е. человек отражает окружающий мир и управляет своим поведением при помощи особых средств – «психологических орудий». Примером таких орудий являются различные системы знаков (символов, эталонов и т.п.), самой важной из которых является естественный язык. С изменением и развитием общества изменяются и знаковые системы, что, в свою очередь, влечет изменения в структуре и содержании высших психических функций. В процессе своего развития ребенок может присвоить эти «орудия» только в совместной деятельности со взрослым. Поэтому основной закон развития высших психических функций у ребенка звучит следующим образом: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная деятельность, т.е. как функция интерпсихическая, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления, как функция интрапсихическая». Это означает, что развитие психики ребенка осуществляется в процессе интериоризации социальной (совместной, внешней, практической) деятельности в деятельность индивидуальную (внутреннюю, психическую). Усвоение ребенком «психологических орудий» преобразует его психику: она становится произвольной и осознанной.
Человек – живое существо, представляющее высшую ступень развития жизни, субъект социальных отношений и деятельности; обладает способностью трудиться, создавая орудия труда и продукты труда, способностью устанавливать и развивать социальные отношения, опосредствованные социальными нормами и речью, способностью к логическому мышлению, воображению и сознательному отражению. Как личность человек способен к свободному волеизъявлению, т.е. к осуществлению поведения, которое детерминируется только собственным сознательным решением и волевыми усилиями, направленными на реализацию принятого решения.
Деятельность – целостная единица бытия человека, основная форма взаимодействия человека с миром, имеющая социально опосредствованный характер. Деятельность выражается в целенаправленном преобразовании материальных и идеальных объектов, ведущем к достижению мотивов и удовлетворению потребностей. Деятельность всегда побуждается потребностью, опредмеченной в некотором мотиве. Мотив как предмет потребности задает деятельность, направляет ее. В мотиве, таким образом, одновременно представлена и субъективная сторона активности (потребность), и зависимость активности от объективной действительности, от тех объектов, на которые она направлена. В этом выражается предметность деятельности. Деятельность состоит из последовательности действий, направленных на достижение промежуточных и конечной целей. Всякое действие осуществляется посредством операций. Состав операций определяется условиями, в которых осуществляется действие.
Труд – целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов (материальных или идеальных), необходимых для удовлетворения чьих-то или своих собственных потребностей.
Единство сознания и деятельности − разработанный С. Л. Рубинштейном методологический принцип, суть которого состоит в признании неразрывной связи и взаимообусловленности сознания и деятельности. С одной стороны, сознание как отражение действительности возникает, развивается и проявляется в деятельности. С другой стороны, деятельность без сознательной ориентировки и рефлексии не может эффективно регулироваться, она перестает быть целенаправленной и продуктивной. В ходе деятельности образ (идеальный план деятельности) и порождается, и объективируется, материализуется.
Сознание – высшая, свойственная только человеку форма психического отражения. Сознание позволяет человеку отражать объекты и явления действительности в их объективных и устойчивых свойствах, а также свое субъективное отношение к ним («я» и «не-я»). По своему происхождению сознание социально и возникает в совместной деятельности людей. Сознательное психическое отражение произвольно и опосредствовано языком. Структуру сознания составляют: чувственная ткань сознания, система значений и система личностных смыслов (А. Н. Леонтьев). Сознание обеспечивает возможность объективного познания и произвольного преобразования окружающей действительности.
Высшие психические функции – свойственный человеку уровень развития психических процессов (восприятия, мышления, внимания, памяти и т.п.). По Л. С. Выготскому, высшие психические функции (=процессы) отличаются от так называемых натуральных следующими особенностями: они социальны по происхождению (см. закон развития высших психических функций), опосредствованы по структуре (благодаря знаку, за которым закреплено значение), осознанны и произвольны в своих функциональных характеристиках.