Происхождение понятия «психология»
В средние века люди больше интересовались Богом и душой, нежели особенностями индивидуального разума. Эпоха Ренессанса возродила интерес к отдельной личности, подготовив сцену для возникновения психологии, произошедшего в XVII в. В XVIII столетии психология приобрела социальное значение, а в XIX
48 Часть I. Введение
стала наукой. История слова «психология» отражает ее развитие. Хотя этимологические корни имеют греческое происхождение (psuche — душа + logos — слово), термин «психология» возник только в XVII в., а широкое хождение получил только в XIX. Ранее вместо него люди писали о «науке человеческой природы», «ментальной» или «моральной» науке. В течение длительного времени ученые, изучающие природу человека, были в равной степени психологами, социологами, антропологами, экономистами и политологами.
Эпоха Возрождения
Эпоху Возрождения заслуженно хвалят за расцвет искусства. В истории психологии она ознаменовала переход от Средневековья к новому времени. Отчетливым проявлением Ренессанса было возрождение гуманизма: возвращение важной роли отдельных людей и их жизни в этом мире, что было прямой противоположностью средневековым представлениям о феодальном социальном положении и религиозным верованиям о будущей жизни на небесах или в аду. Поскольку психология — это наука о разуме и поведении индивидов, она в неоплатном долгу перед гуманизмом.
Античность и современность: возрождение гуманизма.Хотя Ренессанс помог рождению современной светской жизни, он начинался (например, в работах Фран-ческо Петрарки, 1304-1347) со взгляда назад, а не вперед. Писатели эпохи Возрождения высмеивали средние века как темный и иррациональный период, восхваляя классическую эпоху как век просвещения и мудрости. «Партия античности» верила, что лучшее, что можно сделать, — это подражать расцвету Древней Греции и Древнего Рима. На протяжении XVIII столетия, века просвещения и разума, художники, архитекторы и политики продолжали искать образцы вкуса, стиля и разумного правления в античном наследии.
Гуманизм Возрождения переключил человеческую пытливость с погруженности в Бога и небеса на изучение природы, в том числе и человеческой натуры. Освободившись от религиозных запретов на вскрытие человеческого тела, художник Леонардо да Винчи (1452-1519) и физиолог Андреас Везалий (1514-1564) занимались детальным изучением анатомии человека, пытаясь взглянуть на тело как на сложную, но доступную пониманию машину, ключ к научной психологии. Еще на заре цивилизации люди пристально следили за природой, но редко вмешивались в ее работу. Однако в эпоху Возрождения отношения человека с природой начали принимать совершенно новые очертания. Под предводительством Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) ученые начали задавать вопросы природе посредством экспериментов и пытались использовать полученные знания, чтобы контролировать ее. Бэкон сказал: «Знание — сила». На протяжении XX столетия психология следовала этой максиме, стараясь превратиться в средство повышения благосостояния людей. Начало прикладной психологии положил итальянский политический писатель Николо Макиавелли (1469-1527), пришедший к выводу о необходимости знания человеческой природы для успешности политической власти. Не отказываясь от религиозных представлений о добре и зле, Макиавелли рассматривал человече-
Глава 2. Заложение основ 49
скую природу с новых материалистических позиций, считая, что человек создан скорее для греха, чем для спасения. Он учил правителей, как можно эксплуатировать человеческую природу в своих интересах.
Натурализм эпохи Возрождения.Из интереса Ренессанса к изучению природы возник взгляд, находящийся на полпути между религией и современной наукой и получивший название «натурализм эпохи Возрождения».Магниты весьма загадочны: как может один кусок металла одновременно и притягивать и отталкивать другие? Традиционное объяснение привлекало сверхъестественное: в магните живет демон или на нем чары волшебника. Натурализм Ренессанса приписывал действие магнита «секретной силе, рожденной природой, а не колдовством». Сила магнита проистекает из его внутренней природы, а не существования демона или заклинания, наложенного извне. Отказ от сверхъестественных объяснений означал для науки шаг вперед, но без объяснения того, как действует магнетизм, «секретная сила» оставалась такой же загадочной, как демоны.
Жизнь и разум представляли собой еще большую тайну, чем магнетизм. Почему живые существа могут двигаться, а камни — нет? Как мы воспринимаем и думаем? Религия утверждала, что в теле обитает душа, которая и делает его живым, снабжает опытом и способностью действовать. По-гречески psuche означает дыхание жизни. Натурализм эпохи Возрождения предполагал, что жизнь и разум, возможно, равно как и магнетизм, являются результатом естественных сил, присущих живым телам, а не вмешательству души в природу. Что же касается разума, то натурализм Ренессанса страдал от двух недостатков. Как и в случае с магнетизмом, не существовало объяснения того, как тело порождает психическую активность. Еще больше беспокойства вызывал вывод натурализма о том, что люди не имеют души и что наши личности погибнут одновременно со смертью наших тел. В значительной степени научную психологию создавали ученые, которые, начиная с Рене Декарта, бились над ответами на эти вопросы. Психология пыталась дать детальные объяснения разуму и поведению, не привлекая сверхъестественную душу.
Партии античности эпохи Возрождения, искавшей в классическом прошлом источник мудрости, был брошен вызов со стороны партии современности, считавшей, что современные мужчины и женщины по своим творческим способностям ни в чем не уступают гигантам прошлого. Свою правоту они доказали, совершив научную революцию.
Научная революция
История научной психологии начинается с научной революции. Научная революция сделала гораздо больше, чем просто породила идею о том, что психология могла бы стать наукой; для развития психологии она дала начало новым фундаментальным концепциям разума и тела. Научная революция создала концепцию сознания, объединившую первых психологов, и породила представление о том, что Вселенная представляет собой машину, что предполагало, что и живые существа являются органическими машинами. .
50 Часть I. Введение