Развитие психики животных
Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции
Понятие о психике.
В переводе с древнегреческого «психология» — это наука о душе, ее предметом является «душа», или психика. Существуют различные точки зрения на такой сложный и многогранный феномен, каким является «психика», или «душа». Большинство из них относится или к идеалистическому, или к материалистическому толкованию.
Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Из определения следует:
Во-первых, психика — это свойство только живой материи, и не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи, обладающей специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.
Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. Получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т.е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.
В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.
Существует значительное количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностями. Эти формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств.
1. Раздражимость. Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Движения амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде. Это свойство – раздражимость –проявление вынужденной активности живого организма. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у растений, например, так называемый «тропизм» — вынужденное движение.
Живые организмы данного уровня реагируют лишь на непосредственные воздействия, такие как механические прикосновения, несущие угрозу целостности организма, или на биотические раздражители. Причем их реагирование по своему характеру реактивно, т. е. живой организм проявляет активность только после прямого воздействия на него фактора внешней среды.
2. Чувствительность. Более развитые организмы, которые имеют и более сложное анатомическое строение вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности.Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям.По мнению А. Н. Леонтьева, появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики.
Отличительной чертой чувствительности по сравнению с раздражимостью является то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные. Наличие чувствительности позволяет животному реагировать на имеющий для него смысл объект до непосредственного контакта с ним. В процессе эволюции животные, обладающие более высоко развитой психикой, способны получать информацию об окружающем мире, анализировать ее и реагировать на возможное воздействие со стороны любых окружающих объектов, как биологически значимых, так и биологически нейтральных.
3. Поведение.Появление у определенного класса животных чувствительности, или способности к ощущениям, может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового типа приспособления к внешней среде - поведения.
Поведение - это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.
4. Сознание -высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.
Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, обезьяны, дельфины. Человека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека..
Человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений:
· человека о самом себе,
· об окружающей действительности,
· о своем месте в обществе.
Благодаря сознанию:
· человек обладает способностью самостоятельно, т.е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение;
· «Я-концепция» является ядром его системы саморегуляции;
· всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок;
· адекватность поведения человека в значительной степени определяется степенью его критичности.
Критичность - это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Благодаря критичности у человека формируются идеалы и создается представление о морально-нравственных ценностях. Способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также, исходя из этого сопоставления, формировать свое поведение отличает человека от животного.
Критичность выступает в качестве механизма контроля за своим поведением.
Наличие столь сложного механизма формирования и оперирования психическими образами определяет наличие у человека способности к сознательной деятельности, проявлением которой является труд.
Итак, можно выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов:
· раздражимость,
· чувствительность (ощущения),
· поведение высших животных (внешне обусловленное поведение),
· сознание человека (самодетерминированное поведение).
Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида (онтогенеза). Процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической предрасположенностью.
Функции психики.
Проявления психики столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно. Психика обеспечивает приспособление к условиям внешней среды, НО!!!
Существует творчество! Часто творчество не столько способствует решению проблем человека, сколько доставляет ему эти проблемы?
Чувственные переживания! Человек переживает особые чувства при знакомстве с выдающимся произведением искусства - книгой, картиной, музыкой - это трудно объяснить только приспособительными реакциями человека.
Проявления разнообразных форм психического нельзя объяснить только с позиции целесообразности! Чтобы определить все функции психики, необходимо перечислить все формы и характер ее проявления. Более точно можно определить функции психики только в одной сфере.
Рис. 3.1. Основные функции психики
В сфере взаимодействия живых организмов и окружающей среды можно выделить три основные функции психики:
· отражение окружающей действительности,
· сохранение целостности организма,
· регуляция поведения.
Данные функции взаимосвязаны между собой и являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.
Самые сложные механизмы адаптации наблюдаются у человека. Так же как и у животных, адаптация человека имеет внутреннюю и внешнюю направленность. Внутренняя направленность адаптации состоит в том, что благодаря процессу адаптации обеспечивается постоянство внутренней среды организма и тем самым достигается сохранение целостности организма. Внешнее проявление адаптации заключается в обеспечении адекватного контакта живого существа с внешней средой.
У человека построение контакта с внешней средой имеет более сложную структуру, чем у животных, поскольку человек контактирует не только с природной, но и с социальной средой, функционирующей по законам, отличным от законов природы. Адаптация человека направлена не только на обеспечение его биологического существования, но и на обеспечение его существования в обществе.
Регуляция внутреннего состояния у человека происходит на более сложном уровне, поскольку приток информации об изменившихся условиях внешней среды порождает определенные изменения в протекании психических процессов, т.е. у человека происходит и психическая адаптация.
Существует еще одна проблема научного познания психики - происхождение психики.
1.Первая точка зрения - идеалистическая - психическое (душа) в своем происхождении не связано с телом (биологическим носителем души) и имеет божественное происхождение.
2.Вторая точка зрения - дуалистическая - у человека существуют два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное). Эти два начала развиваются параллельно и в определенной мере взаимосвязаны друг с другом.
3.Третья точка зрения - материалистическая - феномен психики обусловлен эволюцией живой природы, и его существование должно рассматриваться как свойство высокоразвитой материи.
Развитие психики животных.
Основные стадии развития поведения у различных животных описаны А.Н. Леонтьевым. Позднее на основе новейших зоопсихологических данных К.Э. Фабри развил взгляды Леонтьева и разработал концепцию развития психики Леонтьева-Фабри.
В данной концепции выделяются две стадии:
· Первая - стадия элементарной сенсорной психики - имеет два уровня: низший и высший.
· Вторая - стадия перцептивной психики - имеет три уровня: низший, высший и наивысший.
В основе выделения этих двух стадий развития психики лежат основные характеристики способов получения информации об окружающем мире. Для первой стадии характерен сенсорный способ, или уровень ощущений. Для второй - перцептивный способ, или уровень восприятия (см. табл. 3.1).
Помимо данного подхода к изучению развития психики животных существуют и другие. Пьер Тейяр де Шарден, один из первых исследователей, обнаруживших останки синантропа, подходит к рассмотрению данной проблемы с идеалистической точки зрения. Говоря о существовании в мире идеального начала, которое развивается совместно с материальным, он пишет: «Обе энергии - физическая и психическая, находящиеся соответственно на внешней и внутренней сторонах мира... постоянно соединены и некоторым образом переходят друг в друга».
В результате этого взаимодействия и происходит появление разнообразных форм психики.
Таблица 3.1
Стадии и уровни развития психики и поведения животных
(по А. Н.Леонтьеву и К. Э. Фабри)*
Стадии и уровни психического отражения, его характеристика | Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем | Виды живых существ, достигших этого уровня развитии | |
I. Стадия элементарной сенсорной психики | |||
А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость. Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования - челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов. | А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования па биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность. Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать условий среды, уходить от лих, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы. | А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде. Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные. | |
II. Стадия перцептивной психики | |||
А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования – челюсти. Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной «картины мира» В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт) | А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригид- ные, генетически запрограмми- рованные компоненты. Двига- тельные способности весьма сложны и разнообразны (ныря- ние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный поиск положитель- ных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), раз- витое защитное поведение. Б. Высокоразвитые инстинктив ные формы поведения. Способ- ность к научению В. Выделение специализирован ных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков. | А. Рыбы и другие низшие по- звоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозво- ночные (членистоногие и голо- воногие моллюски). Насекомые. Б. Высшие позвоночные (пти- цы и некоторые млекопитаю- щие) В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины) | |
В заключение можно сказать следующее.
Во-первых, способ и уровень адаптации животных к условиям существования определяется степенью развития психики животных. Имеющийся научный материал позволяет выделить несколько стадий развития психики животных. Эти стадии различаются способом и уровнем получения информации об окружающем мире, который побуждает животного к действию. В одном случае - это уровень отдельных ощущений, в другом - предметное восприятие.
Во-вторых, наивысший уровень развития психики животных, находящихся на стадии предметного восприятия, позволяет говорить о простейшем интеллектуальном поведении животных. Однако особенностью поведения животных в основном является удовлетворение своих основных биологических потребностей.