Вопрос № 3. Цели и функции психодиагностического направления в образовании
Вопрос № 1. Модель психологической службы.
Вопрос № 2. Цели и задачи ПС в образовании.
Вопрос № 3. Цели и функции психодиагностического направления в образовании.
Вопрос № 4. Специфика коррекционно-развивающей работы в образовании.
Вопрос № 1. Модель психологической службы.
Понимание школьной психологической деятельности начинается с ответа на важнейший вопрос: зачем в школе психолог? Содержание работы психолога зависит от модели работы, которую он изберет. Существует три модели школьной психологической деятельности:
I. Суть психологической деятельности в научно-методическом руководстве учебно-воспитательным процессом в школе. Цель – научное психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса. Школьный психолог выступает чуть ли не идеологом всей учебно-воспитательной системы. Но ??? Может ли психолог выступать экспертом в оценке пед. деятельности учителей, планировать и контролировать учебно-воспитательный процесс? Конечно, в большинстве случаев грамотный психолог должен заниматься концептуальной деятельностью, являться соавтором педагогической модели, по которой работает данная школа, разрабатывать вместе с учителями основы новых предметных программ. Однако, это не может рассматриваться как его основная цель в школе. Такой подход искажает принципы взаимоотношений между педагогами и психологом.
II. Смысл деятельности школьного психолога – в оказании помощи детям, испытывающим различные трудности соц. - психологической природы. В рамках этой модели четко разводятся функции психолога и педагога. Более того, их деятельность часто оказывается независимой друг от друга. Педагог учит, а психолог - потихоньку смотрит детей, что-то выявляет, работает с детьми, встречается с родителями. Педагогу же перепадают лишь крохи информации на педсоветах, краткие беседы на переменах, слухи, поступающие от коллег и родителей. Кроме этого, за пределы модели выпадают «благополучные» в психологическом отношении школьники, которые получают внимание психолога лишь в том случае, если начинают демонстрировать нарушения.
III. Сущность психологической деятельности – в сопровождении ребенка в процессе всего школьного обучения. Модель позволяет органично вплести психологическую практику в ткань учебно-воспитательного процесса. Становится возможным соединение целей психологической и педагогической практики и их фокусировка на главном – на личности ребенка. В заданной модели четко определяется роль школьного психолога. Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса – это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.
Вопрос № 2. Цели и задачи ПС в образовании
Глобальная цель психологической службы в системе образования - содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях развития.
Основные цели службы — содействие формированию подрастающего поколения, становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах дошкольного и школьного детства; обеспечение психического и психологического здоровья учащихся.Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза. Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям.
Основные задачи психологической службы образования:
1) Осуществление просветительской, воспитательной работы, направленной на всестороннее личностное развитие детей, сохранение их психического здоровья.
2) Проведение психолого-педагогической диагностики готовности ребенка к обучению в период его перехода из одной возрастной группы в другую, помощь в выборе учебного заведения в соответствии с уровнем психического развития ребенка.
3) Разработка и проведение коррекционно-развивающих программ с учетом индивидуальных и возрастных особенностей разных категорий детей.
4) Помощь в выборе учащимися профессии с учетом их ценностных ориентаций, способностей; подготовка учащихся к осмысленной жизни.
5) Осуществление превентивного воспитания, профилактика преступности, аддиктивного поведения.
6) Формирование психологической культуры всех субъектов учебно-воспитательного процесса; консультирование их по вопросам практического применения психологии в организации учебно-воспитательного процесса.
Вопрос № 3. Цели и функции психодиагностического направления в образовании.
Школьная диагностика отличается от традиционной:
Ø Она должна занимать меньше времени,
Ø Она должна быть простой и доступной в обработке и анализе,
Ø Её результаты должны «переводиться» на педагогический язык.
Самое главное отличие в целях диагностики: школьная психодиагностика имеет своей целью информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса.
Функции диагностического направления. Результаты психодиагностики используют для:
1. Составления социально-психологического портрета школьника, обеспечения контроля за динамикой его психического развития.
2. Определения форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии.
3. Выбора формы психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и развития.
4. Проведения сравнительного анализа различных систем и методов воспитания и обучения с целью выявления их развивающего эффекта и выработки соответствующих рекомендаций.
5. Выбора наиболее оптимальной для данного учебного заведения тематики психологического просвещения.