Информационные технологии

В последние года понятие «компьютерные технологии» обучения все чаще заменяют термином «информационные технологии». (НИТ—новые информационные технологии обу­чения). Все информационные технологии связаны с компь­ютерным обучением. Для их реализации требуется:

• создать технологические условия, аппаратные и про­граммные средства, телекоммуникационные системы, обес­печивающие выполнение указанных условий;

• обеспечить индустриально-технологическую базу для производства в рамках международного разделения труда в национальных конкурентоспособных информационных тех­нологий и ресурсов;

• обеспечить первоочередное развитие опережающего производства информации и знаний;

• подготовить квалификационные кадры;

• реализовать комплексное внедрение информационных технологий в сферу производства, управления, образования, науки, культуры, транспорта, энергетики.

Международные образовательные учреждения разрабаты­вают новые направления деятельности для создания условий перехода на информационные технологии:

— совершенствование базовой подготовки учащихся школ и студентов высших и средних учебных заведений по инфор­матике и НИТ;

— переподготовка преподавателей в области НИТ;

— информатизация процесса обучения и воспитания;

— оснащение системы образования техническими сред­ствами информатизации;

— создание современной национальной информационной среды и интеграция в нее учреждений образования;

— создание на базе НИТ единой системы дистанционно­го образования в России;

На повестке дня стоит интеграция России в мировую ин­формационную систему и обеспечения доступа к современ­ным информационным супермагистралям, к международным банкам данных в области образования, науки и промышлен­ности, культуры и здравоохранения.

Наискорейший способ включения в мировую образова­тельную систему — создание учебным заведениям России условий для использования глобальной сети Интернет, счи­тающейся моделью коммуникации в условиях глобального информационного общества.

Интернет создан в США в 70-е гг., сейчас с установле­нием мировой схемы адресов и обязательной системы рас­пределения кодов Интернет получил широкое распростра­нение в системе высшей школы и научно-исследователь­ских учреждений. Вплоть до начала 90-х гг. Интернет остава­лся преимущественно компьютерной сетью, с помощью которой ученые обменивались результатами своих работ, а студенты различных университетов поддерживали связь друг с другом. В настоящее время Интернет позволяет использо­вать гипертекстовую информацию в средствах мультимедиа.

Гипертекстовые системы в компьютерных обучающих про­граммах— одна из составляющих информационных техноло­гий — применяется при разработке справочных систем, сис­тем коллективного принятия решения, обучающих систем, си­стем электроннной документации и диагностики. Применение гипертекстовой технологии в обучении привело к созданию но­вого класса программ учебного назначения: электронных книг, электронных энциклопедий.

Термин «гипертекст» введен в 1963 году для обозначения понятия – «комбинации текста на естественном языке со способностью компьютера осуществлять интерактивный вы­бор следующей порции информации или динамичного вос­произведения нелинейного текста, который не может быть напечатан обычным способом на листе бумаги», «гипер­текст — способ хранения и манипулирования информацией, при котором она хранится в виде сети связанных между со­бой узлов». Гипертекстовый документ имеет связи между от­дельными небольшими фрагментами (слово, фраза, часть ри­сунка, пиктограмма) одного кадра и другим кадром или опре­деленным местом в кадре. Эти фрагменты на экране дисплея выделяются цветом или другими средствами и называются «опорными или выделенными фрагментами, кнопками». Выбор такой кнопки вызывает на экран содержание связанного с ней элемента (кадра, узла). Вызванный кадр также может содержать выделенные фрагменты. Читатель докумен­та, таким образом, просматривает документ в интересую­щей его последовательности.

Первоначально понятие «гипертекст» относилось только к информации, представленной в виде текста. Однако сей­час оно распространилось и на информацию, представлен­ную в графической форме. Применение гипертекстовой тех­нологии к работе с информацией представлено не только в виде компьютерных, но и других сред — мультимедиа. Муль­тимедиа — это бурно развивающаяся область информатики. Продукты мультимедиа применяют многообразные разновид­ности информации: компьютерные данные, теле- и видеоин­формацию, речь и музыку. Такое объединение ведет к исполь­зованию разнообразных технических устройств регистрации и воспроизведения информации, допускающей управление от компьютера телевизором, видеомагнитофоном, аудиоси­стемой, проигрывателем компакт-дисков СД, магнитофоном и электронными музыкальными инструментами.

Мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, т. е. зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не остает­ся пассивным, учебная информация может подаваться и пись­менным текстом, и речью, с видеосюжетом и музыкальным сопровождением, причем обучаемый сам активно определяет , характер и объем получаемой информации.

С 1995 г. в России разрабатывается система дистанцион­ного образования (СДО). Она не заменяет, а дополняет оч­ную и заочную формы обучения. СДО — это гибкая, адап­тивная, модульная технология обучения. Она ориентирована на потребителя, опирается на НИТ и коммуникационные технологии, считается экономически эффективной. Дистан­ционное образование незаменимо в рыночной экономике при высокой степени перепрофилирования и вынужденной миг­рации населения

Таким образом, информационные технологии способству­ют формированию единого образовательного пространства в рамках всего мирового сообщества. Информационные техно­логии оказывают социализирующее воздействие на личность, способствуют развитию саморегуляции, стимулируют целепорождающую деятельность учащихся, что способствует по­вышению эффективности учебной работы вообще.

Наши рекомендации