Общее представление о психодиагностике

История становления психодиагностики.

Значение термина «психодиагностика». Предыстория психодиагностики. Общественно-исторические и научные предпосылки выделения психодиагностики в самостоятельную область научного знания и вид практической деятельности. Вклад Ч.Гальтона, Дж.Кэттела, Г.Эббингауза, Э.Крепелина, Г.Россолимо, Г.Роршаха в развитие психодиагностики за рубежом. История развития отдельных методов психодиагностики: тестов, контент-анализа, личностных опросников. Возникновение проективной психодиагностики. Развитие психодиагностики в России. Вклад А.А.Токарского, Г.И.Россолимо, А.Ф.Лазурского, Б.М.Теплова, Б.Г.Ананьева, В.С.Мерлина, А.Г. Шмелева, Л.Т. Ямпольского, Л.Н. Собчик, В.В. Столина, А.Е.Личко, А.В. Петровского и др. в развитие психодиагностики в России.

Сфера применения психодиагностики и ее основные задачи.

Психодиагностика как область психологической науки и важнейшая форма психологической практики. Применение психодиагностики в системе образования, современного менеджмента, консультирования. Структура современной психодиагностики. Деление психодиагностики на научно-исследовательскую и научно-практическую. Основные отличия методов практической диагностики от исследовательских. Понятие о психодиагностическом обследовании, его отличие от диагностического исследования.

Типология психодиагностических ситуаций и задач.

Основания для выделения психодиагностических ситуаций и задач. Ситуация консультирования, аттестации, отбора и принудительного обследования. Ситуации, выделенные на основании пользователя психодиагностической информации. Структура психодиагностической задачи.

Психологический диагноз и методы его постановки.

Структура психодиагностического процесса. Получение диагноза как основная цель психодиагностики. Предмет психодиагностического заключения. Иерархическое строение объекта психодиагностики и многозначность причинно-следственных связей между его элементами. Диагностические признаки и диагностические факторы.Три уровня диагностических заключений.Описательно-симптоматическая диагностика и причинная диагностика. Понятие о диагностическом выводе. Диагностические категории. Состояние объекта психодиагностики.Значение психичеческой нормы для постановки психодиагностического заключения. Основные требования к психологическому заключению.

Этические требования к психодиагностическому обследованию.

Определение профессионально-этических норм. Принцип соблюдения тайны (конфиденциальности). Принцип научной обоснованности психодиагностической методики. Принцип ненанесения ущерба. Принцип объективности выводов. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций. Принцип комплексной диагностики. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик. Личностные и профессиональные качества психодиагноста. Морально-этические нормы при проведении обследования. Тестирование больных, несовершеннолетних.

Классификация методов психодиагностики.

Общее понятие о методе и методике. Психодиагностические средства: средства измерения и оценки, а также изменения состояния элементов объекта психодиагностики; средства психодиагностического описания объекта практической деятельности психолога; средства описания психодиагностического процесса и построения психодиагностического заключения. Основания и критерии классификации психодиагностических методов: по типу применяемых в методике тестовых задач, по форме представления тестового материала, по характеру данных, используемых для психодиагностических выводов, по критерию наличия тестовых норм, по внутренней структуре. Стандартизированные (формализованные) и экспертные (малоформализованные, клинические) методы.

Характеристика стандартизованных методов психодиагностики.

Регламентация процедуры обследования и стандартизация. Положительные стороны формализованных методов и их недостатки. Требования, которым должны удовлетворять стандартизированные методы психодиагностики. Виды тестов и требования к ним. Тесты интеллекта, способностей, достижений, личностные тесты, групповые тесты. Составные части теста. Норма теста. Психологическое тестирование. Правила для разработки бланков обследования. Правила проведения тестирования, обработки данных и интерпретации его результатов. Метод опроса и его разновидности. Классификация личностных опросников. Специфика проведения экспертного опроса. Приборные психофизиологические методики.

Характеристика неформализованных методов психодиагностики.

Проективные техники, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, биографический метод как методы психодиагностики. Положительные стороны малоформализованных методов и их недостатки. Понятие проекции и виды проективных методик. Виды бесед и условия их проведения. Виды и задачи наблюдения. Цели и процедура применения контент-анализа. Предмет биографического метода и основные источники биографических данных. Рефлексивная природа человеческой психики и метод интроспекции. Эмпатическое слушание как метод, основанный на способности человека понять собеседника в сопереживании ему.

Наши рекомендации