Физиологические основы характера
Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных связей играют более важную роль, так как тип нервной системы можно сформировать все общественно ценные качества личности. Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов. Например, решительность характера можно воспитать и у представителя сильного, возбудимого типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но воспитываться она будет по-разному и проявляться будет по-разному в зависимости от типа.
Типическое и индивидуальное в характере.
Из сказанного ясно, что характер не наследуется и не является врожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.
ЛЕКЦИЯ 8.
ТЕМА: «Составляющие развития человека (психические состояния)».
Эмоции и чувства.
Эмоции(от лат. етоуеге — возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей.
Это постоянные регуляторы деятельности, возникающие при взаимодействии человека с окружающим миром и, выражающие отношение человека к самому процессу взаимодействия.
Эмоции возникли в результате эволюции для лучшей адаптации организма. Эмоции всегда двувалентны (имеют два полюса). Они положительны или отрицательны. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение. Это механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой.
Эмоции, как и ощущения, — базовые явления психики. Если в ощущениях отражается материальность бытия, то в эмоциях — субъективное отношение к различным аспектам этого бытия.
Эмоции связаны с деятельностью коры больших полушарий, в первую очередь — с функцией правого полушария. Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятий. Другой поток приходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций. Обнаружено, что в области подкорки (в гипоталамусе) существуют особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания, удовольствия, агрессии, успокоения.
Будучи непосредственно связанными с эндокринно-вегетативной системой, эмоции могут включать энергетические механизмы поведения. Так, эмоция страха, возникая в опасной для организма ситуации, обеспечивает реакцию, направленную на преодоление опасности — активизируется ориентировочный рефлекс, тормозится деятельность всех, на данный момент второстепенных, систем: напрягаются необходимые для борьбы мышцы, учащается дыхание, усиливается сердцебиение, изменяется состав крови и т. п.
Эмоции напрямую связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляется оскал зубов, сужение век, сжимание кулаков, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз и т. п. Все основные эмоции носят врожденный характер. Доказательством тому служит тот факт, что у всех народов, независимо от их культурного развития, одинаковая мимика во время выражения тех или иных эмоций. Даже у высших животных (приматы, собаки, кошки и другие) мы можем наблюдать ту же мимику, что и у человека. Однако врожденными являются не все внешние проявления эмоций; некоторые приобретаются в результате обучения и воспитания (например, специальные жесты, как знак той или иной эмоции).
Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Благодаря им человек может чувствовать состояние другого человека, сопереживать ему. Даже другие высшие животные могут оценивать эмоциональные состояния друг друга.
Функции эмоций:
· регулирующие – способствуют протеканию процесса взаимодействия, когда происходит удовлетворение потребностей человека как биологического существа;
· сигнальные – проявляется в переживаниях человека при его восприятии окружающего мира и людей.
Внешние выражения эмоций проявляются в жестах человека, его походке, позе, интонации, речи и т.д.
Виды эмоций и чувств:
1.Настроение – длительное переживание, которое дает своеобразную окраску эмоциям и чувствам человека.
2. Аффект – бурное состояние, которое дезорганизует сознание и, достигнув высоких уровней, разряжается в виде двигательных факторов. Возникает, когда при взаимодействии с объектами окружающего мира у человека оказываются затронуты ценности его бытия, или подвергается угрозе его самосохранение.
Аффект обладает аккумулирующим (накопительным) свойством. Эмоциональное напряжение накапливается и может привести к разрядке.
3. Стресс – состояние психологической напряженности, которое возникает при взаимодействии человека с окружающим миром. Наиболее высокий уровень, когда само взаимодействие происходит неожиданно или предметы и явления опасны для жизни.
Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой, деятельностью организации или событиями личной жизни человека. Бывает двух видов:
· аустресс – поддерживает, активизирует жизнь человека;
· дистресс – действует разрушительно.
В стрессовой ситуации существует две формы реагирования:
1.Стеническая – проявляется в мобилизации сил, в повышении аппетита, скорости мыслительной деятельности, активации памяти, осуществлении целенаправленной деятельности по преодолению источника стресса.
2. Астеническая – проявляется в упадке сил, блокировании работы речи, памяти, мышления, потере аппетита.
4. Фрустрация– определённое состояние личности, которое сопровождается отрицательными переживаниями, когда человек не может достичь важных, значимых для него целей деятельности и самореализовать себя в общении с другими людьми.
Эмоции и чувства не являются единственными регуляторами деятельности человека. Кроме ни важным регулятором является воля.
Воля– это способность человека организовывать определённые усилия, направленные на преодоление внутренних или внешних препятствий, стоящих на пути к достижению поставленной цели.
Структура волевого действия (два вида):
1 вид – простое – состоит из 2-х компонентов:
· осознание цели;
· достижение цели.
2 вид – сложное:
· 1 этап – борьба мотивов (несколько потребностей; в ходе борьбы мотивов в сознании всегда выделяется один из них, который становится доминирующим и служит для принятия решения);
· 2 этап – планирование деятельности по достижению цели;
· 3 этап – исполнение принятого решения.
Волевые качества личности:
· настойчивость;
· самостоятельность;
· решительность;
· выдержка (самообладание).
Проявление волевых усилий это всегда сознательное волевое действие самого человека, обусловленное особенностями его мировоззрения, системой ценностей, взглядов, убеждений.
ЛЕКЦИЯ 9.
ТЕМА: «Психология личности».
«Самое изумительное из того,
что создала природа, - это
личность человека».
Гете
В бытие человека можно выделить три основных уровня его существования: биологический, психологический и социальный.
Биологический (природный) пользуется понятием индивид – это понятие для характеристики человека как представителя человеческого рода (любой живущий человек на земле).
Для характеристики бытия человека на социально-психологическом уровне используется понятие личность – это сознательный индивид, вступающий в общественные отношения, осуществляющий совместную деятельность и общение с другими людьми в человеческом обществе.
В любом определении понятия личности подчеркивается социально-общественная характеристика бытия человека. Это понятие, которое характеризует принадлежность человека человеческому обществу.
Не всякий индивид может быть личностью.
Различия:
1. Если индивидом человек рождается, то личностью он может стать только в условиях обучения и воспитания в человеческом обществе.
2.Календарное время индивида и жизни личности могут не совпадать.
3.Возможны случаи бытия личности без своего физического носителя индивида (литературные, мифические герои).
4.Если телесное бытие индивида неделимо, то личность одного и того же человека может разделяться. Один и тот же индивид может быть носителем нескольких личностей (шизофрения).
Большое количество теорий и понятий личности в психологии объясняется тем, что каждый автор руководствуется собственным образом человека, его предназначением в мире и смыслом жизни.
Чтобы все знать о человеке, достаточно ответить на три основных вопроса:
1. Что человек хочет?
2. Что человек может?
3. Что он есть на самом деле?
Первый вопрос – о направленности личности (интересы, стремления, мечты, убеждения, мировоззрение). Второй вопрос – о способностях этого человека. Третий вопрос – об особенностях личности этого человека (темперамент, характер, волевые качества, эмоциональные особенности).
Структура личности:
способности и направленность темперамент и волевые
потребности личности характер качества
Все это вместе является «сплавом», в котором все составляющие личности взаимодействуют между собой и проявляются в единстве.
Формирование личности в онтогенезе проходит определённые этапы:
1 этап – формирование основного стереотипа. К 3-м годам появляются представления о действительности и о себе, но еще нет полного выделения себя из происходящих событий. В 3-5 лет осваиваются категории пространства и времени (в речи появляется местоимение «Я», глаголы в 1 лице, предлоги, союзы). К 7 годам формируется представление о «схеме тела» с выделением правой и левой стороны, с 7-11 лет ребёнок способен планировать свою деятельность в уме.
2 этап – формирование стереотипа личности (до 15-16 лет). Индивидуальное более актуально, чем общественное. Широко используются абстрактные понятия.
2 этап – формирование социального (общественного) стереотипа личности (16-21 год), характеризуется зрелостью чувств, во взаимоотношениях человека с окружающим миром, формированием высших эмоций (этических, эстетических, интеллектуальных).
Социальная структура личности характеризуется, прежде всего, направленностью, позицией и притязаниями личности.
Направленность личности – совокупность доминирующих интересов, потребностей, идейных и практических установок. Различают уровень (общественную значимость) направленности и её формы (влечение, желание, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения).
Позиция личности – определенные положения, которые личность занимает в системе доступных ей социальных отношений. Она проявляется в социальных ролях, которые человек выполняет в различных общественных группах и ситуациях (в семье, в производственном коллективе и т.д.) для реализации социального статуса (совокупность прав и обязанностей человека, определяя его положение в обществе и общественных отношениях, регламентирован правилами и нормами поведения).
Притязания личности – те роли, которые она считает для себя возможными и желанными, и результаты (цели), которых она хотела бы достичь.
С понятием личности тесно связано понятие индивидуальность.
Используется в двух случаях:
1. В дифференцированной психологии (психологии индивидуальных различий) для того, чтобы подчеркнуть конкретные особенности данного свойства у человека.
2. Индивидуальность – характеристика уникальности неповторимости каждого человека, в совокупности его индивидуальных и личностных особенностей. Это особенная и непохожая на других личность в полноте её духовных и физических свойств. Она выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях темперамента и характера.
Быть личностью – это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приёмов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти.