Иисус отказался от мести

Проведем еще одну параллель между событиями в Гефсимании и процессом выздоровления: в обоих случаях рано или поздно возникает необходимость провести конфронтацию [21]с людьми, которые заставили нас страдать. Надо сказать, что в условиях конфронтации различные люди ведут себя очень по–разному.

Петр начал с того, что отсек ухо человеку, который пришел арестовывать Христа. Но Иисус, зная о том, как надо себя вести в данных обстоятельствах, сказал, что сейчас не время для таких действий (Мф 26:45–57; Ин 18:10–11). Христос легко мог справиться с толпой, окружившей Его (да собственно, и со всем человечеством). Но Он избрал другой путь: не вступать в конфронтацию до более подходящего времени. Настанет День — свершится Второе Пришествие Христа, и тогда Он в полную силу выступит против тех, кто причинил Ему боль (Отк 1:7). Кровоточащие раны, оставшиеся на Его теле после распятия, станут осуждением для этих людей.

Точно так же надо вести себя и при выздоровлении: конечно, конфронтация совершенно необходима, но до поры до времени она должна быть отложена. К ней не следует прибегать, пока выздоравливающий не обретет способность направлять гнев и ярость не на разрушение, а в более конструктивное русло. Сроки для каждого человека индивидуальны: порой на конфронтацию можно идти на ранних этапах выздоровления, а иногда намного позже. Решая вопрос о конфронтации, очень полезно попросить совет о сроках и способах ее проведения у христианского консультанта или у другого, надежного и мудрого, человека. Но в конечном итоге оптимальное время должен определяет сам выздоравливающий. Он лучше, чем кто бы то ни было, знает, когда сумеет пойти на противостояние со своими обидчиками.

Подчеркну, что в любом случае, прежде чем решиться на конфронтацию, необходимо проработать гнев и боль, которую вы испытываете. Иначе конфронтация превратится в возмездие — после нее в вашей душе останется горький осадок, и никакого облегчения она не принесет. Конфронтация не имеет ничего общего с местью. Вот почему Господь призывает нас: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим 12:19).

Слова Иисуса о предстоящей конфронтации, которая состоится во время Его Второго Пришествия, полностью опровергают привычный подход к проблеме противостояния. ВДДС, которые работают над проблемами обиды и гнева на своих родителей, часто получают примерно такой совет: «Что было, то прошло. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Ну какой смысл ворошить прошлое и напоминать родителям, что они делали двадцать лет назад? Да плюнь, забудь обо всем — ты ведь все равно уже ничего не изменишь». Обычно такие «горе–советчики» основываются на свойственном многим людям страхе перед противоборством. Однако способ «неворошения прошлого» приводит только к повторению вспышек гнева и мешает ВДДС добиться здорового разрешения давно возникшей проблемы.

Христос не боится пойти на конфронтацию с людьми, которые причинили Ему боль в прошлом — и вы, как сын или дочь Господа, должны поступать так же. Отличие лишь в том, что наш Спаситель — Бог видимой и невидимой Вселенной, каждому воздаст по заслугам: «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев» (Рим 2:5–6).

Иногда случается, что когда взрослый ребенок из дисфункциональной семьи бывает готов пойти на конфронтацию с людьми, причинившими ему вред, кого–то из них уже нет в живых. Но даже в таком случае потребность в конфронтации и даровании прощения обидчикам не отпадает сама собой. Для многих моих клиентов оказалось очень полезным написать письмо, например, ушедшим из жизни родителям (обоим вместе или каждому по отдельности), рассказав о своих страданиях, проблемах и выздоровлении. Иногда в таком письме полезно посвятить время размышлениям, как воспитывали ваших родителей, и увидеть причины, по которым мать и отец выбрали ту или иную модель отношений и поведения. Обычно такое письмо завершается утверждением о полном прощении близких людей.

Очень часто написания письма бывает достаточно, чтобы человек испытал подлинное облегчение. Но для некоторых важно прийти на могилу и прочесть письмо родителям, которых уже нет рядом. Обдумайте, что больше всего подходит лично вам. В любом случае, цель действий, которые вам следует предпринять, — облечь в слова то, о чем вы так долго молчали.

Конечно, конфронтация не меняет прошлого — что было, то было — но она ослабляет проявление нездоровых схем проведения, а иногда и вовсе прекращает их действие. Кроме того, правильно и вовремя проведенная конфронтация предоставляет богатые возможности покаяния для противоположной стороны: люди, которые причинили вам немалые страдания, могут, наконец, освободиться от сжигающего их души чувства вины. Сразу оговорюсь, что это возможно, только если они способны признать собственные проблемы и раскаяться в своих поступках. Ну и, безусловно, человек, которому был нанесен вред, почувствует себя совершенно по–другому: он обретет новое ощущение собственного достоинства. Он набрался сил, чтобы противостоять тем, кто проявлял (а может быть, и до сих пор проявляет) по отношению к нему агрессию и кого он до недавнего времени отчаянно боялся. Самоуважение, приобретенное в результате конфронтации, ускоряет процесс исцеления.

Наши рекомендации